14 июня 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Патриаршего собора в честь Воскресения Христова — главного храма Вооруженных сил Российской Федерации, расположенного в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» в подмосковной Кубинке. Одним из двух священников, назначенных Святейшим Патриархом служить в этом соборе, стал клирик храма преподобного Андрея Рублева в Раменках иерей Андрей Дьяченко.
— Отец Андрей, Вы теперь служите не только в храме в Раменках, не только работаете в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами, но и служите в главном храме Вооруженных сил РФ.
— Да, это назначение стало для меня полной неожиданностью! Признаюсь, ездить мне теперь далековато — в подмосковную Кубинку. Новый храм и мемориальный комплекс вокруг него — это уникальное место. Я вижу, как все, кто туда приезжает, включая скептиков и недоброжелателей (а они тоже приезжают), увидев храм вживую, как правило, меняют свое мнение и отношение к нему, потому что он не может не впечатлить.
Такие храмы — в честь больших побед, воинские храмы — это наша традиция. Все знают, к примеру, что Храм Христа Спасителя был воздвигнут на народные деньги в честь победы в Отечественной войне 1812 года. И храм, построенный сейчас в «Патриоте» к 75-летию Победы в Великой Отечественной, прославляет величайшую победу жизни над смертью.
Кстати, название храма — Патриарший собор в честь Воскресения Христова — выбрано неслучайно: в празднике Воскресения звучит вечная радость победы Христа над диаволом, над смертью, над злом. Ведь война — это безусловное зло, попущенное нам за наши грехи. Все в храме отражает преемственность поколений русского воинства, непрерывность нашей истории. Он посвящен всем значимым ратным подвигам русского народа во всех войнах, выпавших на долю нашей страны. А какой мемориал около храма! На меня очень глубокое впечатление произвели гильзы с землей из тысяч братских могил с мест боев.
В храме шесть престолов. Нижний храм освящен в честь святого равноапостольного великого князя Владимира. В верхнем храме центральный — в честь Воскресения Христова, а четыре престола, каждый из которых посвящен святому покровителю одного из четырех видов и родов войск: пророку Илии — покровителю Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск России, князю Александру Невскому — покровителю Сухопутных войск, великомученице Варваре — это Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) и апостолу Андрею Первозванному — покровителю Военно-морского флота.
— Поделитесь впечатлениями от своего служения в новом храме?
— В большом храме всегда тяжело служить. Торжественно. Хорошо, что стали появляться постоянные прихожане, начал складываться приход. Ведь в округе много больших дачных поселков. Но это летом, а что будет осенью и зимой, посмотрим. Пока нас, назначенных священников, служит всего двое. Второй священник уже давно окормляет серьезное воинское подразделение.
К сожалению, наша современная жизнь, лишенная серьезных испытаний, нас немного расхолаживает: мы забываем, почему нам была ниспослана та страшная война, забываем, каким образом нам была ниспослана победа, какова была в этом роль Церкви и роль каждого человека как христианина.
Здесь, в этом храме, сама роспись, сама обстановка напоминают человеку, что он находится не просто в храме, где совершается Литургия, молитва. Здесь все напоминает о тех событиях нашей истории, когда, казалось бы, неоткуда было ожидать помощи. Но нежданно приходила помощь Богородицы и святых. Здесь показана эта связь — молитвы и жизни общества, церковной жизни и ее отражения на жизнь светскую, на жизнь всего общества. Как бы мы ни говорили о том, что Церковь отделена от государства, это все же касается участия в политической жизни страны, участия в партийных движениях. Видимая Церковь все равно является частью государства: ведь мы все живем в государстве, мы молимся за воинство, за власти, призываем народ жить честно и праведно, по заповедям. А раз человек в этом обществе живет по заповедям, по христианским принципам, то он естественно и становится честным гражданином: он ведь не может быть одновременно непорядочным гражданином и честным христианином. Так не бывает. И если попущена война, то это та лакмусовая бумажка, которая определяет состояние общества, определяет то, как мы из нее выйдем — с молитвой или исчезнем как нация.
Беседовала Анна Кисличенко