"Сорок сороков"

К 20-летию принесения со Святой Горы Афон в Новоспасский монастырь списка с древней чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица»

Интервью с духовником Новоспасского монастыря иеромонахом Иаковом (Тупиковым), который был очевидцем принесения святыни в обитель в 1997 году.

― Отец Иаков, расскажите, пожалуйста, историю появления в Новоспасском монастыре чудотворного списка.

― Где-то в 1994 году владыка Алексий (архиепископ Алексий (Фролов), наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря с 1991 г. по 2011 г. ― Ред.) узнал о нахождении на Святой Горе оригинала этой иконы. Помню, отец Алексий (тогда он еще не был архиереем), когда нам сказал о таком своем желании попросить сделать список с иконы, то сам он сомневался ― откликнутся ли афонцы на подобную просьбу… Нужно сказать, что самому владыке было не свойственно обращаться с просьбами о дарах для обители, а тут он как-то очень вдохновился, загорелся этой идеей. Монастырь обратился тогда официально с письмом к игумену Ватопеда. Икона была написана в 1995 году, но еще год пребывала в другом Афонском монастыре, кажется, в Филофее, если не ошибаюсь. И вот, в июле 1997 года, во время визита в Москву игумена Ефрема с делегацией, нам в обитель была торжественно перенесена наша икона. Думаю, в этом был определенный промысл Матери Божией, в том, что еще целый год Ее образ для нашего монастыря находился на Святой Горе.

― Как братия Новоспасского монастыря встречала «Всецарицу»?

― Встреча «Всецарицы» была очень торжественна, не столько в плане именно внешнем, хотя приезжал даже греческий мужской хор в составе делегации, сколько именно в том настрое духовном, который был у всех, чувствовалось явно присутствие Богородицы, как это бывает у многих на самой Горе Афон или в Дивеевской обители. Особо пережил это владыка Алексий, это было очень заметно, хотя обычно он не показывал внешне своих духовных переживаний, а тут это проявилось.

После принесения образа в обитель братия и многие прихожане стали ощущать, может быть, не очень явно, но определенно, что что-то изменилось, как бы появилось новое нечто в общем духе монастыря, присутствие особое Божией Матери.

― Как часто насельники обители приходят с просьбами к иконе Божией Матери? Ощутима ли Ее помощь?

― Конечно, мы стали более часто к Ней обращаться в молитвах, особенно, когда было необходимо что-то предпринять, или какие-то сложности возникали в жизни монастыря. Нужно сказать, что не сразу этот образ у всех нас ассоциировался именно с помощью Богородицы в болезнях онкологических, хотя мы и знали о такой именно силе этой иконы. Только когда нам стали уже приносить письма с описанием исцелений, когда стали специально с этой целью приезжать люди, тогда уже это стало вот так ощущаться. Свидетельством чудесной помощи стали многочисленные дары от благодарных за исцеление людей. Сейчас вы можете видеть, что икона облачена в красивую золотую ризу, которая по благословению наместника Новоспасского монастыря епископа Воскресенского Саввы была выполнена из украшений, которые люди приносили в благодарность Божией Матери за чудесное исцеление.

― Известна история о том, что в свое время преподобный Иосиф Исихаст назвал икону «Всецарицей»: «… и когда он посмотрел на икону и не знал, как назвать, как не обидеть Богородицу ― как королева сидит на престоле. И говорит: как тебя, Богородица назвать? Как, кроме царицы всех? Всецарица, Пантанасса». Чем эта история может быть примечательна для нас?

― Нет никакого сомнения, что такие святые, как преподобный Иосиф Исихаст жили, говорили, имея связь с Богом, выражали Его желания, Его волю в подобных случаях. Как говорит преподобный Силуан Афонский: святые от себя ничего не говорят… То есть, можно предположить, что и это наименование иконы Божией Матери явилось в любящем сердце старца свыше.

Образ преподобного Иосифа очень близок сейчас православным христианам, потому, видимо, что он наш современник. Все книги о нем и его творения уже переведены на языки православных народов, все их читают, несмотря на высоту учения старца, его высокую требовательность к пониманию подвига христианской жизни.

По своем преставлении святые продолжают действовать, проявляя свое попечение о нас. И может, вот такая любовь старца Иосифа к Божией Матери, а русских людей к Ней и к нему нашли свое проявление в частности в таком даре нам, всей России ― Всецарица нас новым Своим образом посетила и остается в нашем Отечестве.

Интересно, что вскоре после принесения иконы в обитель приехал к нам один иеромонах из РПЦЗ (тогда еще не совершилось воссоединение с Зарубежной Церковью). И вот, он молился у нас, не объявляя о себе, и что-то его до глубины сердца коснулось, благодать Божия, так что он проникся к обители и подарил нам две достаточно больших частицы святых мощей ― преподобного Силуана Афонского и старца Иосифа Исихаста. Видимо, тут тоже есть связь с нашей иконой. Сейчас эти мощи пребывают на подворье обители ― в Милюково.

― Прославление иконы Божией Матери «Всецарица» началось в XVII веке, хотя ее иконографический тип гораздо древнее. В Россию «Всецарица» со Святой Горы пришла еще позднее. Можно ли говорить о том, что чудотворная сила иконы исцелять онкологические болезни была до времени промыслительно сокрыта от нас, чтобы явить себя в то столетие, когда мир охватила страшная раковая болезнь, названная «чумой XX века»?

― Я думаю, что Матерь Божия так любит Своих детей, которыми все мы для Нее являемся, что просто не может не откликаться на все беды и нужды людей. Если есть какая-то болезнь или беда, как явление, то Она непременно дает нам Свою помощь, и как-то это проявляет, в частности через явление Своих икон. На проблему онкологии Она отвечает нам тем, что призывает молиться Ей, изменить свою жизнь, переосмыслить ее мотивы, если они не совсем верны были. То есть, нам дается шанс, и выражается этот призыв внешним образом именно через такие вот явления в жизни Церкви, как появление икон чудотворных, совершение чудес, обретение веры людьми через испытание в болезнях.

― Известны ли Вам чудеса по молитвам перед чудотворным списком в Новоспасском монастыре?

― Таких исцелений и у нас в обители было немало. Ранее узнавали мы о них во многом благодаря покойному схиархимандриту Гурию (Мищенко), который на проповедях после молебнов просил прихожан писать свидетельства, не скрывать об исцелениях. И этих рассказов письменных скопилось достаточно много в архиве монастыря. Если обобщить, постараться увидеть общую закономерность исцелений, то можно увидеть, что они происходили у тех людей, кто, не унывал, смирялся перед Богом, принимал Его волю о себе, принимал болезнь, имея, конечно, и веру в силу молитв Божией Матери, в милость Божию.

― Что бы Вы посоветовали тем, кто ищет помощи, в том числе, исцеления? Кто отчаялся в болезни и не знает, куда идти?

― Болезнь ― это не повод к отчаянию, нужно всецело, без остатка доверить себя Богу, отдать Ему себя и свою жизнь. Тогда, как правило, исчезает и сама причина болезни физической, телесной, которая имеет в своей основе причину духовную.

Новоспасский монастырь