"Сорок сороков"

Как в Ховрине расшифровали задумки зодчего Быковского

В соседстве со скоростной магистралью, эстакадой и железной дорогой, в окружении современных домов старинный храм в Ховрине смотрится островком подлинной исторической России. Четверть века назад его фактически из руин воссоздал протоиерей Георгий Полозов.

— Совсем недавно ваш приход отмечал 25-летие. Но ведь ховринскому храму в честь иконы Божией Матери «Знамение» несколько веков…

— Четверть века исполнилось со дня подписания Патриаршего указа о возобновлении в нашем храме приходской жизни. Церкви здесь стояли с XV столетия — сначала деревянные, потом каменные. Непосредственно этот храм построен в 1866-70 годах, а в конце 1930-х был закрыт. Начало 1990-х годов — время энтузиастов. Когда возобновилась жизнь нашей общины, появились и пришедшие на помощь из соседних приходов добровольцы. Тут, на восстановлении двухэтажной Знаменской церкви, они могли себя проявить. Сначала мы восстановили уютный нижний Никольский храм и уже потом приступили к верхнему. Там дел было значительно больше…

— Все работы проводили сами?

— Да, конечно. Наше реставрационно-строительное управление получило государственную лицензию, создав таким образом прецедент в масштабах всей Церкви! Нас приглашали проводить сложные экспертизы: на реставрации объектов в Троице-Сергиевой лавре, на Московском подворье Пюхтицкого монастыря, в Покрово-Тервеническом монастыре, в столичном Татианинском храме… Это так интересно и увлекательно!

Из росписей в нашем храме уцелели только изображения четырех Евангелистов в «парусах». Росписи стен не сохранились, а купол вообще исторически не был расписан. При реставрации нам пришлось разгадывать, домысливать задумку архитектора Михаила Быковского (любимого ученика Константина Тона), угадывать, что он хотел сделать. Мы изучали наследие зодчего, вникали в его стиль, находили архитектурные подсказки. Например, два пояска на куполе идеально вместили в себя тексты тропаря и кондака образу Пресвятой Богородицы «Знамение» — явно так и было задумано. Это такое счастье, когда из-под твоих рук рождается прекрасное. Душа поет!

Мы ведем научную работу, написали книгу о храмах Северного и Северо-Западного округов, выявили в Москве несколько храмовых зданий, которые в результате наших исследований были переданы Русской Православной Церкви.

— На вашем приходе необычная школа…

— Да, полноценная общеобразовательная гимназия плюс подготовительное отделение. При ней — концертный зал, спортивный комплекс, множество секций (от самообороны до бальных танцев), кружок игры на гитаре, хоры — взрослый и детский. Детский хор по праздникам у нас поет за Божественной литургией. На приходе регулярно проходят концерты, встречи с интересными людьми, недавно открыт кинолекторий. Первым его гостем был величайший отечественный мультипликатор Юрий Норштейн — Моцарт от анимации. А еще у нас выходит свой журнал.

— Как же удается его выпускать?

— Началось все с приходской газеты. Выросший из нее журнал «Лампада» издается и по сей день. Его выпуск — совершенно убыточное занятие. Главный мотор редакции — Павел Демидов, журналист с 60-летним стажем.

В завершение нашей беседы хочется еще раз подчеркнуть: основной принцип, на котором я строю работу на приходе — никому не препятствовать, не ставить препон, а, наоборот, дать развиваться всем инициативам и мечтам. Потому что нет большего счастья для человека, чем делать то дело, к которому тебя призвал Господь!

Беседовал Андрей Клочков

***

Протоиерей Георгий Полозов родился 9 сентября 1954 г. в Москве. В 1987 г. окончил Московскую духовную семинарию. С 1991г. — настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине. Был ответственным за строительство храмов святителя Николая Мирликийского у Соломенной Сторожки, святителя Иннокентия Московского в Бескудникове и многих других храмов и часовен столицы.

«Православная Москва»