"Сорок сороков"

Казанская икона Божией Матери. «...И многия чудеса отъ тово образа быша»

Статья преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка, посвященная Казанской иконе Божией Матери, опубликована на сайте Сретенского монастыря.

4 ноября по новому стилю совпадает два важных для Русской Православной Церкви и Российского государства события: празднование в честь Казанской иконы Божией Матери и государственный праздник «День народного единства», установленный в память освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году. Какую же роль в освобождении столицы Российского государства сыграла Казанская икона Богородицы? Попробуем ответить на этот вопрос с опорой на исторические источники.

В начале 1611 года к захваченной польско-литовскими войсками Москве выдвинулось Первое народное ополчение. В его рядах шли и воины Казанского ополчения, взявшие с собой список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Об этом повествует Никоновская летопись и «Летопись о многих мятежах и о разорении Московскаго государства от внутренних и внешних неприятелей (…)»: «Принесоша же ис Казани образъ пречистые Богородицы, списокъ с Казанские иконы, всеже служивые люди поидоша пешие, тоиже Заруцкои с казаками встретилъ в конехъ, казаки же служивых людеи лаяху и поносяху их; они же в великои ужасти быша отъ нихъ, чаяху таковаже убоиства на себя, какъ на Прокофья. На утрии же по приходе пречистые Богородицы поидоша вси подъ новои монастырь; в та же время прииде понизовая сила подъ Москву, и новои девичеи монастырь взяща, и инокинь из монастыря выведоша в табары, и монастырь разориша и выжгоша весь, старицыже послаша в монастырь в Володимеръ. Многиже подъ темъ монастыремъ дворяне и столники искаху сами смерти отъ казачья насилия и позору, и многия побитъ, и от ранъ многия изувечены быша»[1].

Из приведенного выше отрывка мы узнаем о том, что донские казаки одного из полководцев, возглавивших Первое ополчение, атамана Ивана Заруцкого, с поношением встретили казанцев. После принесения Казанского образа войскам ополчения удалось освободить от захватчиков Новодевичий монастырь, но казаки затем разграбили святыню. Подобные действия казаков Ивана Заруцкого, а также иные распри привели к тому, что Первое ополчение фактически развалилось и многие его войска отступили от Москвы «коиждо по своимъ градомъ»[2].

О дальнейшей судьбе иконы мы также узнаем из Никоновской летописи. Несмотря на развал Первого ополчения летом 1611 года, образ Казанской иконы оставался под Москвой до зимы, когда был, наконец, отпущен обратно с казанским протопопом. Однако домой образ вернуться не успел: «Тойже образъ с протопопом Казанским отпустиша назад, протопопъ же приде в Ярославль»[3]. Во время остановки в Ярославе туда как раз подошло войско Второго народного ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским и купцом Кузьмой Мининым. К тому времени образ Казанской иконы уже был прославлен среди русских воинов и пользовался почитанием, так как именно с ним был освобожден Новодевичий монастырь. Полководцы захотели взять с собой икону в поход на Москву, но, чтобы не обижать казанцев, с находившегося в Ярославле образа был сделан и украшен список, который и отправился вместе с протопопом в Казань. Сам же Казанский образ вернулся опять под стены Москвы, «и многия чудеса отъ тово образа быша, въ етманскои же бои и в московское взятье многиежъ чудеса быша»[4].

О дальнейшей помощи Богородицы в освобождении стольного града от захватчиков мы узнаем из Пролога (древнерусский житийных сборник). В издании Пролога 1895 года на 22 октября есть запись: «В тойже день празднуем Пресвятой Богородице избавления ради от ляхов». В ней рассказывается о том, что перед приступом Москвы войско Второго ополчения в первую очередь обратилось с молитвой к Господу и Пресвятой Богородице, а также взяло на себя трехдневный пост. В то же время в Москве было видение находившемуся там в плену греческому епископу Арсению. В этом видении епископу явился преподобный Сергий Радонежский, возвестивший следующую весть: «Арсение, се Господь Бог услыша молитву рабъ своих, и молитвъ ради всенепорочныя Матери Своея Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и великих чудотворцев, Петра, Алексия и Ионы, с нимиже и азъ ходатай быхъ: заутра градъ сей предаетъ Господь Богъ в руце православнымъ христианомъ и враговъ вашихъ низложитъ»[5]. Весть эта дошла до русского войска и укрепила его моральный дух. 22 октября ополчение пошло на приступ и взяло штурмом Китай-город, что, по сути, предрешило благополучный исход дела освобождения Москвы. Далее в Прологе сообщается, что в ближайший воскресный день в благодарность Господу и Пресвятой Богородице за помощь в освобождении столицы в Успенском соборе Кремля была отслужена Литургия: «И оттоле уставиша таковый праздник праздновати Пресвятыя Богородицы, месяцы октоврия в 22 день, в оньже преславная победа и заступление, Богоматерними молитвами бысть, на воспоминание предбудущым родом, во славу Христа Бога»[6].

Однако сообщение Пролога об установлении праздника Казанской иконе Божией Матери 22 октября сразу после освобождения Москвы кажется несколько поспешным. Во всяком случае, Никоновская летопись предлагает немного иную и более подробную последовательность событий. После освобождения Москвы образ Казанской иконы Богородицы был помещен в приходском храме князя Дмитрия Пожарского в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм (разрушенная в 1924 году церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке).

Когда был избран и воцарился на престоле государь Михаил Федорович Романов, священнослужители Введенского храма сообщили царю о чудесах, бывших от Казанской иконы Божией Матери. Михаил Федорович и мать его инокиня Марфа Ивановна стали очень почитать данный образ и установили в его честь большие празднования с крестными ходами. Причем в дополнение к летнему празднику Казанской иконы Божией Матери было установлено местное московское почитание 22 октября (старый стиль) «на память иже во святых отца нашего Аверкия Ераполсково чудотворца, како очистися Московское государство»[7].

Общецерковное празднование 22 октября в честь Казанской иконы Божией Матери было установлено уже при сыне Михаила Федоровича — царе Алексее Михайловиче. Об этом мы узнаем из Окружной царской грамоты государя Алексея Михайловича «О праздновании явлению чудотворной иконы Казанской Богородицы в 22 день октября» от 29 сентября 1649 года, адресованной архиепископу Вологодскому и Великопермскому Маркеллу. В этой грамоте царь упоминает установление местного московского праздника в честь Казанской иконы Божией Матери при царе Михаиле Федоровиче в воспоминание освобождения Москвы, а также повелевает распространить этот праздник на всю Русскую землю по причине рождения у него в этот день (22 октября 1648 г.) сына — царевича Дмитрия Алексеевича: «В прошлом в 121 году (1612 г. — прим. авт.) октября в 22 день, милостию Божиею и молитвами и заступлением Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, явления чудотворныя иконы Казанския, на память Святого Аверкия Епискупа Ерополского Чудотворца, Московское государство от Литовских людей очистилось, и сего ради Божия милосердия уставили праздновать Пречистой Богородицы, явлению чудотворныя иконы Казанския, в царствующем граде Москве, при отце нашем, блаженныя памяти при Великом Государе Царе и Великом Князе Михаиле Федоровиче всея Руси, а в прошлом во 157 году Октября в 22 день, на праздник Пречистыя Богородицы, явления чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения, Бог одаровал, родися нам сын, Государь Церавич Князь Дмитрий Алексеевич: и мы указали ныне в тот день, Октября в 22 день, праздновать Пречистой Богородице, явлению чудотворныя иконы Казанския, во всех городех, по вся годы…»[8].

***

[1] Русская летопись по Никонову списку / Изданная под смотрением Императорской Академии наук. Санкт-Петербург: при Императорской Академии Наук. 1792. Ч. 8. С. 167-168; Летопись о многих мятежах и о разорении Московскаго государства от внутренних и внешних неприятелей / Собрано из древних тех времен описаниев. Санкт-Петербург: 1771. С. 236-237.

[2] Русская летопись по Никонову списку / Изданная под смотрением Императорской Академии наук. Санкт-Петербург: при Императорской Академии Наук. 1792. Ч. 8. С. 170.

[3] Там же. С. 209.

[4] Там же.

[5] Пролог. Книга первая. Месяцы сентябрь-февраль. Санкт-Петербург. 1985 г. С. 108.

[6] Там же. С. 109.

[7] Русская летопись по Никонову списку / Изданная под смотрением Императорской Академии наук. Санкт-Петербург: при Императорской Академии Наук. 1792. Ч. 8. С. 209-210.

[8] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи. Том IV. СПб. II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии. 1836. С. 61. 

Сретенский монастырь