Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр освятил в городе Онеге Архангельской области поклонный крест — копию известного Кийского креста. Как сообщили в Плесецкой епархии, святыня установлена на месте разрушенной часовни в честь Преполовения Пятидесятницы.
Кийский крест — это большой мощевик, который был изготовлен для Онежского (Кийского) Крестного монастыря в XVII веке по заказу Патриарха Никона. В святыне были частички мощей 300 угодников Божиих. В 1639 году иеромонах Никон, будущий Предстоятель, возвращаясь из Соловецкого монастыря, потерпел кораблекрушение и спасся возле Кий-острова. Никон установил поклонный крест и дал обет воздвигнуть на острове монастырь. Позже Патриарх выполнил свой обет — построил монастырь в честь Воздвижения Креста Господня. Специально для обители был заказан большой крест-мощевик из кипариса. Кийский крест находился в монастыре до его закрытия в 1920-х гг., а затем был перевезен в антирелигиозный музей на Соловках. Потом его отправили в запасники Исторического музея в Москве, где позднее обнаружили в плачевном состоянии. Сейчас крест пребывает в столичном храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Настоятель этой церкви протоиерей Александр Абрамов посещает Архангельскую область и трудится над возрождением памяти о северных святынях.
В 2016 году на региональных Рождественских чтениях отец Александр предложил совершить крестный ход Москва — Кий-остров с подлинником Кийского креста. «Это не главная святыня Кий-острова, это не главная святыня восточного христианства. Но это самый значительный реликварий из числа тех, которые вообще знала христианская история за все время наблюдений. Мне кажется, очень важным было бы во благовремении, как говорил Патриарх Алексий II, совершить крестный ход с подлинником Кийского креста из Москвы через Иверскую обитель и далее на Север таким же образом, как он шел в 1656-57 годах с тем, чтобы на местах срубались копии и оставались как освященные напоминания не только о великой истории, но и о великом будущем», — сказал, в частности, священник.
Протоиерей Александр Абрамов пытался обратить внимание региональных властей и общественности на то, что необходимо возрождать Кий-остров: «Нужно предпринять шаги к тому, чтобы Кий-остров стал не просто одной из достопримечательностей, упоминающихся в путеводителях, но бесспорной и очень важной частью будущего Архангельской земли».
Священник находит парадоксальной ситуацию, когда важнейшие памятники отечественной истории и культуры предаются забвению людьми, живущими от них в непосредственной близости: «Лет пять назад один очень крупный интернет-портал проводил онлайн-голосование, где был предложен следующий вопрос: "Что вы считаете десятью наиболее важными символами Российской Федерации?" Среди прочих были названы Соловки и другие памятники. Замкнул эту десятку Кий-остров. Голосование носило совершенно любительский характер, но, тем не менее, в него было вовлечено более миллиона человек. Таким образом, Кий-остров воспринимался как святыня Архангельского края, имеющая бесспорное национальное значение».
Далее отец Александр привел другой пример: «В советские годы выходила книга из серии "Дороги к прекрасному". Те, кто учил искусствоведение, знают, что это так называемая желтая серия: маленькие книжки карманного формата, она выпускалась в период советского книгопечатания, когда тиражи традиционно были большими. С учетом этих тиражей две книги побили все возможные рекорды: книга о Соловках была издана более, чем 300-тысячным тиражом, и книга о Каргополе, включающая, в том числе, и повествование о Кий-острове, более, чем 150-тысячным тиражом с переизданиями», — сказал отец Александр.
Сегодня северные святыни предаются забвению, с сожалением отметил протоиерей Александр Абрамов. «Люди могут на память рассказать, где находится музей Орсе, на какой набережной в Париже. Люди неплохо знают Флоренцию, расскажут, где и на какой автобус нужно сесть, чтобы добраться до железнодорожного вокзала. А наши собственные памятники мы, увы, знаем плохо. Степень осведомленности общества о важнейших наших святынях удручающе низкая! В этих условиях разговор о духовном возрождении приобретает несколько абстрактный характер, слишком общий для того, чтобы приводить к каким-то результатам», — сказал священник на встрече с региональными депутатами в декабре 2016 года.