20 февраля 2020 года исполняется три года со дня блаженной кончины архимандрита Кирилла (Павлова).
Старец архимандрит Кирилл (Павлов) снискал всенародную любовь. Он не стремился к этой любви, не искал ее, но все любили его, потому что он сам любил всех. Он жил по Евангелию. Любовь его чуткой души светила миру, как неугасимая лампада. Она продолжает светить и в вечности. Такая любовь «трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит», но нет ничего в мире сильнее ее. Именно такая любовь по-настоящему изменяет жизнь людей. Ее тихий, ровный свет и ласковое тепло действеннее вспышек пламени человеческих чувств, ибо сильные вспышки скоро гаснут. А настоящая любовь никогда не исчезнет и не умалится.
Многие задаются вопросом, почему Христос больше всех любил апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Может ли Бог кого-то любить больше, а кого-то — меньше? Ответ на вопрос кроется не в отношении Бога к человеку, а в отношении человека к Богу. Апостол Иоанн был лучшим учеником, он глубже многих воспринял Евангельский дух и сам больше других любил Христа. Постоянство и сила его любви были основаны на послушании Божественному Учителю, смирении и терпении. Его любовь — как тихое, благодатное веяние ветра, о котором говорит Господь в Ветхом Завете пророку Илии. Таким был характер любви и почившего старца.
Отец Кирилл всю жизнь взращивал и развивал в сердце всеобъемлющую любовь Христову. Она возрастала, имея в своем основании смирение. Известный старец был очень скромным человеком, он никогда не считал себя кем-то великим, хотя был действительно велик, и мог бы сказать с Апостолом: «Живу не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Его голос был кротким и тихим, и, слушая его проповедь в храме, все как бы замирали, боясь пропустить хотя бы одно слово.
Любовь всегда жертвенна. Батюшке были свойственны жертвенность и большое мужество. Жертвенность будущего пастыря проявлялась на войне. Во время обороны Сталинграда он обрел то самое Евангелие, с которым больше не расставался. Известны его слова о военном времени: «Я шел с Евангелием и не боялся». И в мирное, но далеко не благоприятное для верующих людей время он смог жертвенно оставить все и последовать за Христом.
Архимандрит Кирилл нелицемерно любил обитель преподобного Сергия и братию, в духе любви соблюдал все монашеские правила, безотказно исполнял послушания. В общении с батюшкой чувствовалось, что он сосредоточен в Боге, молится и занимается трезвением, и при этом окружающие не ощущали скованности и напряжения. С ним было легко и радостно.
Людской поток на исповедь и совет к старцу не иссякал. В сердце этого тихого и кроткого человека обитал Христос. И, силой Христовой, этот человек мог взять на себя немощи, понести болезни и скорби других. Ожидая исповеди и беседы, приходящие люди умиротворялись, ощущали духовную тишину, сладость и тихую радость на сердце. Таким было действие молитв старца и благоухание его сокровенной в Боге подвижнической жизни.
Отец Кирилл избегал славы и никогда ничего не делал напоказ. Он жил перед Богом. Был по-евангельски прост, искренен и доступен. Отзывчивость старца была необыкновенной.
Когда человек попадал к батюшке на исповедь или беседу, то возникало чувство, что старец любит его больше всех, и все его внимание полностью отдано собеседнику. И очень явственно ощущалось незримое Присутствие Того, Кому старец предстоял всю жизнь. При этом личность батюшки никогда не заслоняла собой Христа. Он осторожно и очень деликатно направлял и вел человека к Богу, если видел хотя бы немного доверия ко Христу и слову наставника.
Отец Кирилл уважал свободную волю человека и не настаивал на том, чтобы его совет был непременно исполнен. Были те, кто убеждался впоследствии, что ответ, данный старцем — от Бога. Если человек его не услышал или «уговорил» батюшку изменить решение, то это служило не на пользу вопрошавшему. Многие могут засвидетельствовать о дарах рассуждения, утешения и прозорливости, которые имел батюшка.
Батюшка очень любил и жалел людей. Он радовался с радующимися, плакал с плачущими и переживал скорби обращавшихся к нему людей как свои собственные. Его сокрушало человеческое непослушание, неблагодарность Богу и многое другое, за что он вымаливал прощение для согрешивших людей. Но отец Кирилл никогда не жаловался, что лично ему тяжело и больно. Все обстоятельства своей жизни он принимал как волю Божию.
Были и такие посетители, которые неправильно понимали старца, неверно истолковывали его благословения, а то и прикрывались словами батюшки в своих целях, а он прощал их и все покрывал любовью. Все это отнимало у старца последние силы и здоровье. И все равно на вопрос приезжающих, к кому обращаться в духовных нуждах, он нередко отвечал: «Если желаете, можете приезжать ко мне». Таким образом, батюшка подражал Христу, сказавшему: «Грядущего ко Мне не изжену вон» (Ин. 6:37).
Отец Кирилл молился о нашем монастыре, направлял сестер. В начале девяностых годов многие новообращенные, искренне желавшие монашеской жизни, но не имевшие опыта, не избежали ошибок. Многие из них побеждались страстями, из которых на первом месте — гордость, самость, осуждение других, и, в результате, их постигали скорби и разочарование. Такие люди приезжали к старцу духовно искалеченными. Но, если у них оставалось хотя бы небольшое стремление к монашеству, старец радовался. Он не обличал их, но умел ободрить унывающих, направить к покаянию согрешивших. Своим сочувствием и несколькими словами он вдохновлял, помогал исправить жизнь, учил жить в послушании, вселял в души надежду и укреплял решимость поступить в монастырь.
Последний раз отец Кирилл был в нашей обители в июле 2000 года, когда к нам была принесена честная глава великомученика и целителя Пантелеимона. 30 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II переносил крестным ходом св. мощи Великомученика с подворья Пюхтицкого монастыря в нашу обитель. Отец Кирилл был в это время с Его Святейшеством. Батюшка уже не очень хорошо себя чувствовал. Наместник Донского монастыря архимандрит Агафодор пытался уговорить старца не утомляться, сесть в машину и уехать. Но отец Кирилл ответил: «Нет, в Рождественский монастырь я обязательно пойду». И батюшка посетил тогда нашу обитель и помолился в монастырском соборе у святых мощей великомученика Пантелеимона за всех нас.
А в конце 2000 года батюшка тяжело заболел. Продолжительная болезнь явила всем духовную высоту жизни и подвига старца. Его любовь и молитва стали еще сильнее, а смирение и терпение, казалось, не имели границ. И скольким еще душам помог молитвенник за мир и духовный гигант, прикованный к одру болезни! Свой крест батюшка донес до конца. В те дни, когда с особой силой и значением звучат слова праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…», Господь взял его душу, чтобы, как все мы верим и надеемся, упокоить ее в селениях праведных.
Секрет того, что слова и наставления батюшки действенны, очень прост. Он сам ежедневно делал то, чему учил. Старец всегда говорил о самом главном: «Принимайте волю Божию… Смиряйтесь — и Господь вознесет вас… Не говорите о ближних плохого, не осуждайте — и не будете осуждены… Внимательно следите за тем, что говорите… Не пустословьте… Не принимайте греховных помыслов… Если упали — вставайте… Думайте о всех хорошо, всех оправдывайте… Любите друг друга…» Он ничего не говорил от себя, но от Священного Писания и святоотеческой мудрости. В его проповедях мы встречаем много примеров из житий святых, патериков. Все сказанное пережито и пройдено самим старцем, оставившим нам наследие собственного опыта. И нам можно и должно пользоваться этой богатой сокровищницей.
Батюшка не оставил нас. Он продолжает всех любить и за всех молиться. Отец Кирилл желал, чтобы все мы приближались к Богу и Его Небесному Царствию. Постараемся же следовать его отеческому слову и, в меру наших возможностей, подражать вере и жизни духовного наставника.
Вечная память и вечный покой приснопоминаемому архимандриту Кириллу!
игумения Викторина (Перминова)