17 мая 2020 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.
После сугубой ектении архиерей вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По завершении богослужения митрополит Иларион произнес проповедь:
«Христос Воскресе!
Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником Пасхи, который для нас продолжается, и с воскресным днем.
Сегодня мы слышали чтение из Евангелия от Иоанна о встрече Господа Иисуса Христа с самарянкой (Ин. 4:5-42).
Нравы и обычаи того времени были таковы, что иудеи с самарянами не общались, так как считали их людьми нечистыми, которые нарушили чистоту крови и чистоту веры.
Изначально иудеи и самаряне были представителями одного народа. Но у иудеев был очень строгий обычай и очень строгое правило: они не могли брать себе в жены представительниц других народов и других племен. Самаряне же эти правила нарушали и брали себе в жены представительниц других народов, других племен и даже других вероисповеданий. Из-за этого они, с точки зрения иудеев, потеряли чистоту крови.
Кроме того, самаряне, по мнению иудеев, потеряли и чистоту веры, ибо внесли некоторые изменения в вероучение и даже некоторые поправки в Священное Писание — в книги Ветхого Завета. Самаряне приносили поклонение Богу не в храме Иерусалимском, куда стекались люди со всей Иудеи на Пасху и другие большие праздники, а на горе Гаризим, где когда-то был воздвигнут их храм, альтернативный Иерусалимскому храму. И хотя потом этот храм был разрушен, они продолжали совершать жертвоприношения на этом месте.
Иисусу Христу при Его путешествии в Галилею нужно было пройти через Самарию. И как говорит нам евангелист Иоанн, устав от дороги, Сын Божий остановился отдохнуть у колодца, а учеников отправил в город купить пищи. Когда утомленный Христос сел у колодца (может быть, при Нем остался только один ученик Иоанн, который потом и записал так подробно эту беседу, иначе, откуда бы мы о ней узнали?), из ближайшего селения пришла женщина почерпнуть воды.
Далее последовал странный диалог между этой женщиной и Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна немало таких диалогов, когда два человека говорят о разном на совершенно разных уровнях понимания. Казалось бы, самарянка задает Господу простые житейские вопросы, но Он начинает говорить с ней о духовных предметах и отвечает так, что она поначалу вообще не может ничего понять. Женщина не понимает, что за Человек сидит у колодца и беседует с ней. О чем Он ей говорит?
Христос в начале беседы просит у самарянки воды, что вызывает у нее искреннее недоумение. Она спрашивает: "Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются" (Ин. 4:9). Но Иисус говорит ей в ответ: "Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую" (Ин. 4:10). Ничего не понимая из того, о чем идет речь, женщина спрашивает Его: "Господин! У Тебя и черпака нет, и колодец глубок; откуда же у тебя вода живая?" (Ин. 4:11).
И так вся беседа строится на вопросах и ответах. Господь говорит с женщиною о великих истинах, но она не понимает Его и думает, что речь идет о житейских вещах. Но по мере разговора самарянка начинает чувствовать, что с ней говорит не обычный человек, а пророк, который, оказывается, знает все о ее жизни. Ему известно, что она пять раз была замужем и что живет сейчас с шестым мужчиной. Ведь Христос ей открыто говорит: "Тот, которого ныне имеешь, не муж тебе" (Ин. 4:17).
Разговор принимает еще более доверительный характер, и самарянка спрашивает: "Почему наши отцы поклонялись Богу на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что Богу следует поклоняться в Иерусалиме?" На что Иисус ей отвечает: "Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине" (Ин. 4:23).
Очень часто Господь Иисус Христос говорил с людьми именно таким образом: Они спрашивали Его о земном, а Он говорил им о вечном. И, может быть, обращаясь к своим современникам, с которыми Он разговаривал в конкретный момент, Христос одновременно устремлял Свою мысль к будущему, имея в виду всех тех, кто потом в течение веков будет читать евангельские рассказы. Каждому из этих людей, каждому из нас, Господь что-то говорит.
Очень часто мы все оказываемся в положении самарянки: задаем Богу вопросы, и нам кажется, что Господь нам или вообще не отвечает, либо отвечает совсем не так, как мы от Него ожидаем. Зачастую нам кажется, что мы просим у Бога об одном, а Он посылает другое. И часто мы, общаясь с Богом, не понимаем, что Он хочет нам сказать.
В эти пасхальные дни, когда мы живем в совершенно особых условиях и многие из нас лишены возможности прийти в храм, причаститься Святых Христовых Таин, мы спрашиваем Бога: "Господи! Что Ты хочешь нам всем этим сказать?" Конечно, Бог нам хочет что-то сказать — Он не попустил бы того, чтобы мы остались без храма, без Евхаристии, если бы не хотел нам через это что-то сказать.
Каждому из нас Господь хочет сказать что-то свое. И каждый из нас пусть сейчас спросит себя: что же произошло в моей жизни такого, из-за чего я сейчас отлучен от храма Божия, от причастия, не имею возможности прийти на Литургию, помолиться вместе с моими друзьями и близкими?
Быть может, через это испытание, Господь кому-то напоминает о хрупкости человеческой жизни, и о том, что наша жизнь зависит от Бога. Господь говорит: "Не полагайся на свои силы, не думай, что у тебя все будет хорошо без Моей помощи. Обращайся ко Мне чаще, спрашивай Меня, и даже если тебе кажется, что Я не отвечу, Я всегда приду к тебе на помощь".
Возможно, кому-то из нас Господь говорит: "Ты слишком много времени и сил тратишь на земные приобретения, на земные блага, на свою работу, профессию — ты слишком всем этим увлекся. Все свое внимание ты переключил на земное и забыл о вечном и небесном. Тебе надо остановиться и задуматься над качеством своей жизни, пересмотреть свою систему ценностей".
А, может быть, кому-то из нас Господь говорит: "Ты слишком безразличен к своим близким, мало им уделяешь времени. Побудь с ними вместе 24 часа в сутки на замкнутой территории и научись их любить, терпеть, стань для них помощником, приноси им радость".
Господь призывает каждого из нас к состраданию и милосердию. Он говорит: "Ты не ценишь своих близких, полагая, что они всегда будут рядом с тобою. Но посмотри, в какой опасности сейчас их жизнь, особенно жизнь пожилых людей. Позаботься о них, подумай об их безопасности, чтобы они не подверглись риску".
Если мы прислушаемся к тому, что Господь нам говорит через эти непростые, скорбные, сложные и неординарные обстоятельства нашей жизни, то каждый из нас непременно услышит Его ответ. Многие самаряне уверовали во Христа прежде, чем они увидели Его, по слову женщины самярянки. И мы на собственном опыте познаем то, что исповедовали жители самарянского города, когда пообщались с Господом Спасителем. Самаряне сказали этой женщине: "Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос" (Ин. 4:42).
На протяжении многих веков иудеи и самаряне ждали Мессию, и Он пришел. А мы с вами являемся Его стадом, Его паствой, Его учениками, Его апостолами, и уже не ожидаем кого-то, кто придет в будущем: Мессия уже с нами. Он уже среди нас и Он внутри нас: мы принимаем Его внутрь себя, когда причащаемся. Мы слышим Его голос, когда читаем Святое Евангелие. Мы обращаемся к Нему в молитве и получаем ответы, может, не всегда такие, какие ожидаем, но Господь никогда ни одну молитву не оставляет неуслышанной.
Поэтому будем терпеливо ждать, когда откроются и для нас возможности (а я надеюсь, что они скоро откроются, все к этому идет) снова собраться вместе в храме, вместе молиться и причащаться Святых Христовых Таин.
Помолимся за тех, кто сейчас находится на одре болезни. Сегодня мы вознесли молитвы о священнослужителях и мирянах, которые болеют, находятся в трудных обстоятельствах. Есть те, кто нуждается в особой молитве: это протоиерей Александр Шаргунов, настоятель соседнего с нами храма святителя Николая в Пыжах, и его матушка Анна. Это протоиерей Димитрий Смирнов, который тяжело переносит болезнь. Это и многие другие, которых мы сегодня помянули. Давайте усердно молиться за них, потому что молитвы наши не остаются неуслышанными.
В прошлое воскресенье я просил вас молиться за отца Филарета, нашего священника, который был в тот момент в очень тяжелом состоянии: он лежал в больнице с высокой температурой, с двусторонним воспалением легких, с трудом дышал, с трудом переносил эту болезнь. По милости Божией и по нашей молитве сейчас он уже выписан из больницы и долечивается дома. Протодиакон Владимир Назаркин, один из старейших сотрудников Отдела внешних церковных связей, протодиакон Троице-Сергиевой лавры, который неоднократно служил вместе со мной в нашем святом храме, тоже заболел, 12 дней пролежал в реанимации, но сейчас переведен в общую палату. Я разговаривал с ним по телефону, он еще слабенький, но голос бодрый, звучит оптимистично.
Я очень хотел бы, чтобы все, кто сейчас болеют, пережили эту болезнь и вернулись к нам живыми и здоровыми.
Давайте не забывать и тех, кого Господь призвал к Себе. Никто из нас не знает, когда закончится его жизнь, но мы верим, что Господь каждого из нас призовет тогда, когда это будет Ему угодно и когда мы сами будем к этому готовы. Будем молиться о том, чтобы наши братья и сестры, кого Бог уже забрал из этой жизни, оказались в Его Небесном Царстве. Чтобы Господь простил им всякое согрешение вольное или невольное и сотворил им вечную память.
Всех вас, дорогие мои, поздравляю с праздником. С нетерпением жду того дня, который, верю, очень скоро наступит, когда вы сможете прийти в храм и мы все вместе вновь соберемся вокруг единой чаши.
Всех вас поздравляю с праздником и желаю доброго здоровья. Берегите себя и своих близких.
Христос Воскресе!»