Образование (новости)

Митрополит Волоколамский Иларион провел панельную дискуссию, посвященную роли теологии в образовании и воспитании современного человека

14 июня 2017 года в рамках Первой Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве» в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и аспирантуры, заведующий кафедрой теологии МИФИ митрополит Волоколамский Иларион провел панельную дискуссию «Теология в образовании и воспитании современного человека».

В ходе заседания круглого стола выступили: ректор Казанской духовной семинарии митрополит Казанский и Татарстанский Феофан; президент Российского государственного гуманитарного университета, председатель экспертного совета по теологии ВАК Е.И. Пивовар; руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец; руководитель Департамента образования, науки и культуры Духовного управления мусульман Российской Федерации Ш.Р. Кашаф; ректор Северо-Кавказского федерального университета А.А. Левитская; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев; профессор Российско-американского учебно-научного Центра библеистики и иудаики РГГУ Л.Ф. Кацис; ректор Русской христианской гуманитарной академии Д.К. Богатырев; ректор Поволжского православного института имени святителя Алексия, митрополита Московского, протоиерей Димитрий Лескин; президент Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина Л.Е. Шапошников.

На мероприятии также присутствовали митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, ректор Саранской духовной семинарии митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, члены профессорско-преподавательской корпорации Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, представители российских вузов и духовных школ Русской Православной Церкви.

В завершение работы круглого стола митрополит Иларион подвел итоги состоявшейся дискуссии:

«Думаю, мы все согласны с тем, что изменения, которые произошли буквально в последние месяцы, включая приказ, о подписании которого сегодня рассказала министр образования О.Ю. Васильева, свидетельствуют о завершении очень важного этапа. Теология не только получила официальное признание, но и не должна теперь рядиться в одежды какой-нибудь другой науки, как приходилось нашим подвижникам церковной науки в советское время прятать свои изыскания под терминами «поэтика», «эстетика». Достаточно вспомнить Аверинцева, Бычкова, Лихачева ― людей, которые в нормальных условиях, конечно, писали бы работы и на чисто теологическую тематику. Но вот сейчас эти условия создаются, и теперь наша задача ― наполнять реальным содержанием тот каркас, который мы совместными усилиями создали.

Еще раз хотел бы подчеркнуть, что теология в светском образовательном пространстве ― это совместный проект традиционных религий Российской Федерации и светского академического сообщества. Представители традиционных религий здесь выступают «единым фронтом», что показали и сегодняшние выступления представителей ислама и иудаизма. У нас нет никаких противоречий, касающихся нашего участия в выстраивании научной области «теология», в то же время каждый из нас прекрасно понимает, что теология не может быть ни надконфессиональной, ни внеконфессиональной. Тем она отличается от светского религиоведения, что привязана к религиозному опыту, а религиозный опыт не может охватывать разные вероисповедания; теология развивается внутри одной конфессии. И тем, кто нам говорит, мол, разводя людей по разным углам, вы способствуете сегментированию общества, мы отвечаем: наоборот, таким образом создается база для углубления межконфессионального и межрелигиозного сотрудничества.

Может быть, неслучайно первым учебником, изданным в рамках проекта по созданию учебных пособий для духовных школ Русской Православной Церкви, оказалась книга по истории нехристианских религий. Причем учебник написан таким образом, что, уверен, наши братья из тех религий, который описаны в этом пособии, не найдут в нем ничего, что противоречило бы их самопониманию или каким-либо образом оскорбляло, задевало их религиозные чувства. Мы составляли это учебное пособие, стараясь, чтобы каждая религиозная конфессия была описана, по возможности, так, как она себя выражает, при том, что учебник написан православным автором и даже православным священнослужителем.

Хотелось бы отметить мнения, которые прозвучали в рамках нынешней дискуссии. Мы сумели выстроить каркас научной отрасли «теология» на уровне высшего образования, но совершенно справедливо было сказано, что религиозное образование должно присутствовать и на уровне колледжа, и на уровне школы. И в этом плане, конечно, следует всячески приветствовать и развивать опыт, который был описан сегодня протоиереем Димитрием Лескиным из Самарской епархии, где фактически создана система непрерывного образования от начальных классов школы до высшего учебного заведения.

Я думаю, что это следующие задачи, которые нам предстоит решать; пока что они в масштабе страны решаются не очень успешно. Но то, что сделано, – уже много. Нам есть чему порадоваться, и в то же время у нас очень большое поле для дальнейшей работы и для дальнейшего взаимодействия».

Служба коммуникации ОВЦС