Центральное викариатство (новости)

Митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором

13 ноября 2016 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором.

Перед началом Литургии митрополит Иларион совершил великое освящение левого придела храма — в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.

За Божественной литургией архипастырю сослужили проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин), учащиеся ОЦАД в священном сане, клирики храма.

После сугубой ектеньи митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня в нашем храме мы совершили освящение еще одного престола — в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Таким образом мы завершили освящение этого храма, который имеет три престола: главный, посвященный святому Пророку, Предтече и Крестителю Иоанну, правый боковой — в честь Святителя и Чудотворца Николая, и левый — в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Теперь в нашем святом храме Литургия будет совершаться каждый день, как в главном, так и в боковых приделах.

Сегодня мы молились о том, чтобы Господь сохранил этот храм до скончания века. Многие из нас помнят те недавние времена, когда разрушались и уничтожались храмы, а если не разрушались, то использовались в неподобающих целях. И сегодня мы просили Господа, чтобы все те храмы, которые ныне созидаются или воссоздаются, стояли до скончания века, чтобы в них приходили люди, и молитва прихожан, возносимая под их сводами, доходила до престола Божия.

Обо всем этом мы молимся каждый раз, когда освящаем храм — новопостроенный или возродившийся после реконструкции и реставрации. И этот воскресный день для всех нас очень радостный, ибо сегодня по благословению Святейшего Патриарха как нашего Первосвятителя и епископа города Москвы, который в прошлом году освятил главный престол этого храма — в честь Иоанна Крестителя, мы совершили освящение левого придела.

За Божественной литургией мы всегда слышим чтение апостольское, а затем чтение евангельское. И если евангельское чтение, как правило, не пролетает мимо нашего слуха и сознания, то апостольское чтение зачастую остается нами незамеченным, ибо не все из того, о чем говорит апостол Павел (в основном именно его послания читаются в течение года), бывает понятным. И мы не всегда улавливаем смысл его посланий, переведенных на церковнославянский язык.

Сегодня за Божественной литургией прозвучали очень важные слова апостола Павла из его послания к галатам, о том, что "человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа" (Гал. 2:16). Эти слова на протяжении веков вызывали споры, недоумения и различные толкования. Известно, что Мартин Лютер — основатель германской Реформации, 500-летие с начала которой будет отмечаться протестантами в следующем году, — истолковал это учение по-своему, утверждая, что человек спасается не добрыми делами, а только верой в Иисуса Христа, и будто для спасения добрые дела не нужны вовсе. Таким образом, из слов апостола Павла вывели учение о том, что одних людей Господь предназначил ко спасению, а других — к погибели, и спасение является исключительно делом милости Божией.

После того как Реформация охватила многие земли Западной Европы, Католическая Церковь отреагировала на нее созывом Тридентского собора, на котором осудила учение Лютера и высказала мнение о том, что добрые дела необходимы для спасения так же, как и спасительная благодать Божия.

Восточно-христианская традиция осталась в стороне от этих споров. Но мы не можем не обратить внимание на послание святого апостола Иакова, в котором говорится, что человек спасается не только верой, но и делами. И если сравнить два текста — послание Павла к галатам и Соборное послание Иакова — то, на первый взгляд, может создаться впечатление, что они противоречат друг другу.

Чтобы понять смысл посланий апостола Павла, мы должны знать для чего они были написаны и кому адресованы. В посланиях апостола Павла немало внимания уделено частным вопросам ранней Церкви, главный из которых заключается в следующем: нужно ли принять закон Моисеев во всей его полноте, чтобы стать христианином? Например, для того, чтобы мужчина стал христианином, должен ли он принять обрезание и соблюдать иудейские обычаи? Для ранней Церкви этот вопрос был весьма существенным, и именно он послужил причиной созыва Апостольского Собора в Иерусалиме, на котором апостолы, в том числе под влиянием Павла, постановили: для того чтобы обратиться ко Христу, язычникам нет необходимости принимать обрезание и другие иудейские установления.

Когда апостол Павел вслед за Господом Иисусом Христом повторяет, что человек спасается только верой, а не делами закона, он имеет в виду, прежде всего, те обычаи, которые отличали евреев от неевреев, представителей богоизбранного народа от прочих народов. И это, прежде всего, обрезание, а также соблюдение иудейских постов, праздников и других обычаев. Апостол Павел говорит, что человек спасается не делами закона, в данном случае — не иудейскими обычаями: обрезанием, соблюдением субботы, почитанием иудейских праздников, а только верой в Господа Иисуса Христа. Если есть вера, то все остальное приложится. Именно так учила Церковь с самого начала своего существования, так она учит и сейчас: чтобы стать христианином, мы должны уверовать в Господа Иисуса Христа, признать Его нашим Богом и Спасителем, а все остальное Церковь сама уготовит для нас. Поэтому апостол Павел и утверждает, что человек спасается только верой, а не делами закона.

Послания апостола Павла сложны для понимания не только в наше время, они вызывали много споров и в те времена, когда были написаны. Апостол Петр, ссылаясь на Павла, говорит, что некоторые его послания трудны для понимания, в них есть нечто неудобовразумительное (2. Пет. 3:16), и поэтому невежды могут их исказить. И чтобы никто не извращал смысл посланий апостола Павла и не делал из его учения неправильных выводов, в частности, не утверждал, что для спасения необходима только вера во Христа, не подтвержденная никакими делами, апостол Иаков в своем послании написал, что истинная вера должна выражаться в делах милосердия и христианской любви: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?" (Иак. 2:14). Если ты говоришь, что любишь Бога, а не любишь ближнего, что же это за любовь? — так святая Церковь на самом раннем этапе своего бытия научала верующих тому, что такое вера и как она соотносится с делами.

Приходя на Божественную литургию, будем внимательно слушать не только евангельские чтения, но и чтения из Соборных апостольских посланий и из посланий апостола Павла. И если нам будет казаться, что мы не улавливаем смысл этих текстов на церковнославянском языке, тогда будем готовиться к богослужению заранее: откроем дома церковный календарь и посмотрим, какое зачало указано для чтения Апостола и Евангелия на этот день, и прочитаем эти фрагменты. И тогда на Божественной литургии мы будем слушать слово Божие и чутко внимать тому, о чем говорят нам апостол и евангелисты. "В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке" (1 Кор. 14:19), — пишет апостол Павел. Именно так мы должны подходить и к молитвам, и к чтениям, которые слышим за богослужением. Лучше пять слов понять, чем услышать тысячу слов, но не уловить их смысл.

Пусть участие в богослужении станет для нас школой богословия и богомыслия, и пусть слова святых евангелистов и святых апостолов наставляют нас на путь, по которому Господь ведет в Царствие Небесное. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС