Центральное викариатство (новости)

Митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию вместе с иерархом Болгарской Православной Церкви

3 февраля 2019 года, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили митрополит Старозагорский Киприан (Болгарская Православная Церковь), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров), священноэконом Цветан Иванов, протоиерей Живко Желев, клирики храма. Диаконский чин возглавил протодиакон Константин Барган.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине. Затем владыка обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Киприан! Ваше Высокопреподобие, отец архимандрит Феоктист! Дорогие отцы, братья и сестры!

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Луки мы слышали о том, как Господь Иисус Христос исцелил в Иерихоне слепого человека. Этот человек взывал к Нему: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18:38). Отвечая ему, Господь спросил: «Чего ты хочешь от Меня?» (Лк. 18:41) — словно не зная, чего хотел от Него этот человек. Слепой же сказал: «Чтобы мне прозреть» (Лк. 18:41). И в ответ на его просьбу, его мольбу Господь даровал ему исцеление от слепоты.

Святые отцы, комментируя этот евангельский отрывок, ставят вопрос: почему Господь Иисус Христос спросил у слепца, чего тот хочет? Неужели Он не знал по какой причине взывал к Нему этот несчастный? Святые отцы отвечают так: Господь задал ему этот вопрос для того, чтобы человек сам сформулировал свою просьбу и выразил свое желание.

Господь говорит нам, что Его Отец прежде всякого нашего отношения, обращенного к Нему, уже знает, о чем Его просят. И прежде, чем мы сформулируем ту или другую нашу нужду, и обратим к Богу наше прошение, Господь уже знает не только то, о чем мы попросим, но и то, что нам необходимо. И, тем не менее, Господь поучает нас непрестанно молиться и обращаться к Богу с молитвами и прошениями. Об этом говорил Сам Господь Иисус Христос, об этом говорили и Его апостолы. Молитва является не просто нашим долгом перед Богом. Молитва является главным содержанием нашей жизни.

Каждый из нас в земной жизни окружен другими людьми, с которыми мы общаемся — с кем-то больше, с кем-то меньше, но это общение составляет значимую часть нашей жизни. Мы не были бы людьми, если бы не общались друг с другом. Неслучайно ведь еще древние греки говорили о том, что человек есть существо общественное или социальное, в буквальном переводе — «животное общественное». Нас отличает от животных то, что мы общаемся друг с другом, в том числе на рациональном уровне. Мы делимся своими мыслями, своими чувствами, мы вступаем в общение по разного рода поводам, а иной раз без всякого повода — просто потому, что нам хочется пообщаться друг с другом. И часто бывает, что два близких человека проводят время вместе, вообще даже не разговаривая друг с другом, не потому, что им нечего сказать, а потому, что они понимают друг друга без слов.

Мне вспоминается рассказ об известном нашем композиторе Дмитрии Шостаковиче и не менее известном виолончелисте Мстиславе Ростроповиче, которые были большим друзьями. И Ростропович как-то вспоминал, что звонит ему однажды Шостакович и говорит: «Приезжай, Слава, тяжело как-то». Ростропович приезжает, они садятся вместе за стол и сидят полчаса молча, ни о чем не разговаривая. И потом Шостакович говорит: «Спасибо, что приехал, легче стало». Вот так иной раз общаются между собой люди.

Почему я привел вам этот пример? Потому что молитва — это наше общение с Богом, которое протекает на разных уровнях и совсем не всегда требует слов. Есть люди, которые говорят: я не молюсь, потому что не знаю молитв или потому что я не знаю церковнославянского языка. Но для того, чтобы молиться Богу, отнюдь не обязательно знать какой-то иной язык помимо того, которым мы пользуемся в нашей повседневной жизни и на котором говорим с нашими близкими.

Молитва — это не только средство для получения чего-либо от Бога. Молитва — это, прежде всего, общение с Богом. И в молитве не столько важны наши слова, сколько само предстояние перед Богом и общение с Ним, ощущение Его присутствия в нашей жизни, чувство, что Он отвечает на наши молитвы. Молитва совсем не обязательно должна осуществляться только на уровне слов. Господь повелевает нам молиться и обращать к Нему прошения, но при этом мы понимаем, что Он заранее знает все то, что мы Ему скажем. Поэтому в итоге важны не слова, а само наше пребывание с Богом, общение с Ним. И если мы общаемся с Богом, если мы ощущаем, что Он нас слышит и видит, и любит, и знает, и заботится о нас, тогда и на всякое наше прошение Господь будет отвечать.

Есть один ветхозаветный рассказ из жизни пророка Моисея. Мы читаем, что когда Моисей был в трудных обстоятельствах и ему предстояло вывести народ израильский из Египта (что было очень трудно, ибо превышало его человеческие силы), в какой-то момент Господь спрашивает его: «Что вопиеши ко мне?» Но нигде ведь не было сказано, что Моисей к Нему вопиял или возносил молитву, или же сформулировал какую-то просьбу. Значит, где-то в сердце этого человека — Божьего избранника был некий внутренний вопль, на который Господь ответил. Потому что Господь всегда отвечает не только на наши молитвы, но и на движение нашего сердца. И если мы любим Бога, то в нашей жизни совершается множество чудес даже тогда, когда мы о них не просим — не потому, что мы считаем, что чудеса нам нужны, но потому, что Бог дарует их нам. И вся наша жизнь становится чудом, если мы общаемся с Богом.

Евангельские примеры научают нас, прежде всего, тому, как мы должны относиться к Богу. Мы должны понимать, что Бог всегда рядом. Мы призываемся общаться с Ним, чтобы формулировать свои просьбы и вопросы, и получать на эти вопросы ответы. Но самое главное — чтобы Бог всегда присутствовал в нашей жизни, и чтобы все движения нашей души, нашего сердца мы посвящали Богу. Тогда и будет совершаться с нами все то, о чем рассказывается в Евангелии в отношении многих людей, которые прозревали, исцелялись от физических и душевных недугов, и воскресали к новой жизни».

Митрополит Иларион также сердечно приветствовал митрополита Старозагорского Киприана, представителя Болгарской Православной Церкви при Московском Патриаршем Престоле архимандрита Феоктиста (Димитрова), членов делегации Болгарской Православной Церкви, в частности, отметив:

«Я очень рад, что Вы, владыка Киприан, возглавили делегацию Болгарской Православной Церкви на торжествах в честь 10-летия интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Наши Церкви связывают многовековые братские узы. Это и общая вера, и общее наследие славянских просветителей святых Кирилла и Мефодия, и кровь наших воинов, которая была пролита за освобождение Болгарии. Все это и многое другое золотыми буквами вписано в историю наших Церквей и наших народов.

Хотел бы, приветствуя Вас в этом святом храме, выразить надежду на то, что между нашими Церквами будут сохраняться самые тесные и добрые отношения, и что особенно в трудные моменты для жизни наших Церквей мы будем всемерно друг друга поддерживать.

Желаю Вам, дорогой владыка, помощи Божией в служении, которое Господь на Вас возложил, а Вашей пастве — благословения и процветания».

В свою очередь иерарх Болгарской Православной Церкви поблагодарил митрополита Волоколамского Илариона за приглашение к совместной молитве за богослужением в храме иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» и попросил передать Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу приветствие от Святейшего Патриарха Болгарского Неофита. «Будем молиться, чтобы наши братские Церкви всегда пребывали в единомыслии и исполнении Христовых заповедей. Господь дал нам завет хранить единство. Поэтому мы всегда будем молиться за Единую Апостольскую Православную Церковь», — в частности, подчеркнул митрополит Киприан.

Служба коммуникации ОВЦС