30 октября 2016 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион отслужил Божественную литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах ― подворье Болгарской Православной Церкви в Москве.
За богослужением иерарху сослужили настоятель подворья архимандрит Феоктист (Димитров), ректор Поволжского православного института имени святителя Алексия Московского протоиерей Димитрий Лескин, клирики храма.
После сугубой ектеньи владыка вознес молитву о мире на Украине.
В завершение богослужения митрополит Иларион прочитал молитву перед иконой преподобного Иоанна Рыльского.
По отпусте Литургии со словами приветствия к председателю ОВЦС обратился архимандрит Феоктист (Димитров); он преподнес владыке икону Пресвятой Богородицы «Троеручица».
В архипастырском слове ко всем молившимся в храме митрополит Волоколамский Иларион сказал:
«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Феоктист! Дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно поздравляю всех вас с этим воскресным днем и с днем памяти преподобного Иоанна Рыльского ― человека, который в Болгарской Православной Церкви почитается не меньше, чем в Русской Православной Церкви почитается преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея Руси чудотворец. Может быть, не случайно один из самых почитаемых русских святых ― праведный Иоанн Кронштадтский ― носил имя преподобного Иоанна Рыльского.
Наши две Церкви и наши два народа очень многое связывает. Мы все являемся наследниками равноапостольных Кирилла и Мефодия и их просветительского подвига ― именно эти святые принесли славянским народам Священное Писание, богослужение на славянском языке, именно с их подвига началось распространение православной христианской веры в наших землях.
В трудные годы, когда Болгария находилась под турецким игом, Россия помогала болгарскому народу, и русский царь Александр II почитается в этом народе как освободитель от турецкого ига. Памятник ему стоит в столице Болгарии, а за каждой Божественной литургией на Великом входе царь-освободитель поминается благодарным болгарским народом.
Мне неоднократно довелось бывать в Болгарии, в том числе и в обители преподобного Иоанна Рыльского, я был свидетелем и участником многих торжеств, из которых, конечно, наиболее запоминающимися для меня стали торжества по случаю прославления в лике святых архиепископа Серафима (Соболева). Эту канонизацию мы готовили вместе с Болгарской Православной Церковью. По благословению наших Патриархов мы создали совместную комиссию, изучили житие этого архипастыря, его деяния, и единогласно предложили нашим Поместным Церквам его кандидатуру для канонизации. Это прославление торжественно совершилось во граде Софии, затем – в нашем стольном граде Москве, и сегодня мы имеем еще одного небесного покровителя, который связывает наши Церкви и наши народы.
Сегодня за Божественной литургией мы слышали притчу Господа Иисуса Христа о сеятеле (Лк. 8:5-15). Какое-то из семян, что он сеет, падает на каменистую землю, какое-то ― при дороге или в терние, какое-то ― на плодородную почву. На каменистой почве семя похищают птицы, которые его склевывают; упавшее в терние семя прорастает, но заглушается сорными растениями; семя, которое упало при дороге, всходит, однако быстро увядает, так как не имеет корня. И только семя, которое упало на плодородную почву, приносит плод.
Услышав эту притчу, ученики не поняли ее значение и спросили, что означают эти слова. И Господь сказал: «Семя есть слово Божие» (Лк. 8:11), а затем объяснил, что сеется оно Божественным Сеятелем ― Самим Господом нашим Иисусом Христом. Но люди по-разному воспринимают его, потому что у одних сердца подготовлены к тому, чтобы воспринять слово Божие, а у других ― нет: у кого-то заботы века сего похищают посеянное в них слово, а к кому-то дьявол приходит и его похищает.
Так было уже во времена Господа Спасителя. Мы видим, что одни люди откликались на проповедь Христа и шли за Ним, а другие не откликались. И были те, которые, чем дольше Господь проповедовал и чем больше чудес совершал, тем больше ненавидели Его. Так было всегда, так это происходит и в наше время. Слово Божие продолжает сеяться Божественным Сеятелем через тех людей, которых Он избирает на апостольское служение, но не все и не всегда откликаются на эту проповедь, потому что люди по-разному себя ведут и по-разному хотят жить.
Есть люди, которые вообще хотят прожить без Бога, они говорят: «Бог не нужен, мы сами хозяева своей жизни, мы ее сами устроим так, как хотим». Есть люди, которых возмущает, что Церковь сегодня свободна, что Церковь проповедует, что Церковь дает свою оценку тем или иным явлениям. И они говорят: «А почему это Церковь нам указывает? Мы хотим по-своему жить». Своей притчей Господь Иисус Христос напоминает нам, что так всегда было и так всегда будет. Он будет продолжать сеять на земле Свое Божественное слово, но люди будут продолжать по-разному откликаться на него.
Из истории русского и болгарского народов мы знаем, как наши предки горячо и сердечно откликнулись на проповедь христианства в своих землях, с какой любовью они приняли Христа, приняли веру Православную, приняли Священное Писание и Божественную литургию ― все то, что им принесли просветители славянских народов равноапостольные Кирилл и Мефодий. И мы знаем, какие удивительные плоды святости дала Православная вера в наших землях, сколько за прошедшие столетия просияло святых, которых мы сегодня прославляем как наших небесных заступников и покровителей. Среди них ― преподобный Иоанн Рыльский, почитаемый и в Болгарской, и в Русской Церкви.
Будем молиться святым угодникам Божиим, чтобы они помогли нам быть той плодородной землей, на которой семя слова Божия приносит обильный плод. Будем просить в наших молитвах, чтобы они благословили наши народы и наши Церкви.
Мы с любовью ожидаем в скором времени приезда Святейшего Патриарха Болгарского Неофита в Москву на 70-летие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Всем вам, дорогие братья и сестры, передаю благословение Святейшего Патриарха Кирилла, и пусть Господь хранит всех нас на многая и благая лета».