Архив (новости), Монастыри (новости)

Мощи преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары пребывают в Свято-Даниловом монастыре

30 июля 2004 года святые мощи преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары были принесены в Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь.

После пятидневного пребывания в Храме Христа Спасителя святые мощи посетили московскую Марфо-Мариинскую обитель, основанную Великой княгиней Елисаветой, а затем крестным ходом насельников обители и множества православных верующих были принесены в Свято-Данилов монастырь.

От часовни во имя святого благоверного князя Даниила Московского близ станции метро «Тульская» до Свято-Троицкого храма Свято-Данилова монастыря честные останки и иконописный образ мучениц несли наместник обители архимандрит Алексий (Поликарпов) с игуменами и иеромонахами. В соборе пред мощами преподобномучениц было совершено молитвенное последование с чтением канона и акафиста святым угодницам Божиим.

В Свято-Даниловом монастыре честные мощи пребудут до 5 августа 2004 года, а затем, словно обходя с благословением пределы исторической православной Руси, начнут долгое путешествие по епархиям Русской Православной Церкви в Отечестве и ближнем зарубежье.

Нынешнее торжественное принесение в Россию мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, свидетельствовавших даже до смерти об истине Христовой перед лицом богоборческой власти, является видимым торжеством Русского Православия. Спасенные в 1920 году от поругания безбожников, честные останки святых мучениц благоволили посетить новую Россию в знак свидетельства о духовно-историческом единстве русского народа, трагически разделенного в прошлом.

Находясь с визитом в России в мае 2004 года, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр передал московской Марфо-Мариинской обители, основанной Великой княгиней Елисаветой, части мощей угодниц Божиих. Ныне бесценная святыня благоговейно сохраняется в общине, пользующейся глубоким почитанием и уважением в православном народе.

В год 95-летия этой обители православные в России получили в качестве бесценного духовного дара возможность молитвенно поклониться честным мощам святой, равно любимой и почитаемой русскими людьми в Отечестве и за его пределами. С раннего утра до позднего вечера не иссякает поток людей всех возрастов и состояний к московским храмам и обителям, где пребывают в эти дни святые мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары. Почти у каждого в руках — книжечка, издание которой было благословлено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В ней — церковная служба преподобномученице, последование молебного пения святым преподобномученицам Великой княгине Елисавете Феодоровне и инокине Варваре, житие святой преподобномученицы Елисаветы, повествование о Марфо-Мариинской обители милосердия, а также о Гефсиманской женской обители в Иерусалиме.

Ниже приводится текст жития из этой книги.

***

Житие святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны

Святая преподобномученица Елисавета родилась 20 октября/1 ноября 1864 года в Германии, в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и Великой герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории.

Елисавета с детства отличалась высокой нравственностью и религиозностью. Ее родители уделяли много внимания благотворительности, и дети постоянно ездили с матерью в больницы и приюты, где заботились о нуждающихся.

Девятнадцати лет от роду Елисавета стала невестой, а затем и женой Великого князя Сергея Александровича и переехала в Россию. Сергей Александрович, будучи глубоко религиозным человеком, строго соблюдал посты, часто посещал службы, ездил в монастыри. Великая княгиня везде следовала за мужем и выстаивала долгие церковные службы, но оставалась в лютеранской вере.

В 1888 году супруги посетили Святую землю, где присутствовали на освящении храма Святой Марии Магдалины в Гефсимании, принадлежащего Русской Духовной Миссии. Тогда, ощутив в сердце Божию благодать, Великая княгиня воскликнула: «Как бы я хотела быть похороненной здесь!» И эти слова впоследствии исполнились. Спустя три года Великая княгиня Елисавета Феодоровна приняла Православие с оставлением ей прежнего имени, но уже в честь праведной Елисаветы — матери Иоанна Предтечи.

В 1891 году император Александр III назначил Великого князя Сергея Александровича Московским генерал-губернатором. Супруга генерал-губернатора должна была исполнять множество светских обязанностей, но не забывала она и о простых жителях Москвы, которые скоро оценили ее милосердное сердце.

Она посещала больницы, богадельни и приюты для беспризорных детей. И везде старалась облегчить людские страдания: раздавала еду, одежду, деньги, заботилась об улучшении условий жизни бедноты.

Во время Русско-японской войны Елисавета Феодоровна занималась организацией помощи фронту. Одним из ее замечательных начинаний стало устройство швейных мастерских — под них были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. На пожертвования со всей Москвы и на личные средства Великая княгиня снаряжала походные церкви со всем необходимым для богослужения.

5 (18) февраля 1905 года произошло событие, полностью изменившее ее жизнь. Великий князь Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Каляевым. Елисавета Феодоровна первой оказалась на месте трагедии и помогала собирать на носилки разбросанные взрывом останки мужа. После этого она посетила в тюрьме убийцу Сергея Александровича и призывала его покаяться, сказав, что принесла ему прощение Великого князя. Она просила императора Николая II о помиловании преступника, но прошение было отклонено.

После кончины супруга Елисавета Феодоровна не снимала траур, стала держать строгий пост и много молиться. Вскоре на личные средства она купила усадьбу с четырьмя домами и садом на Большой Ордынке в Москве, где устроила обитель милосердия в честь жен-мироносиц Марфы и Марии, и со временем стала в ней настоятельницей. Великая княгиня говорила сестрам: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих». По уставу сестры соединяли сугубую монашескую молитву с делами милосердия. При обители были устроены больница и приют для девочек, создана столовая для бедных.

Настоятельница организовывала приюты и дома призрения. Особое попечение она оказывала Хитрову рынку. Полиция постоянно предупреждала ее, что не в состоянии гарантировать ей безопасность. В ответ на это Великая княгиня всегда благодарила полицию за заботу и говорила, что жизнь ее в руках Божиих. Она старалась спасать детей Хитровки. Все бедное население Москвы уважало ее, называя «Великой Матушкой».

Однако новые революционные потрясения пресекли благие начинания подвижницы. Более того, в стране становилось небезопасно, но Великая княгиня решила разделить судьбу страны, которую считала своей новой родиной.

В апреле 1918 года Елисавету Феодоровну арестовали и вывезли из Москвы в Алапаевск. Она успела лишь собрать сестер и дать им последнее благословение. С великой княгиней поехала и ее келейница Варвара. Глубокой ночью 5 (18) июля Елисавету Феодоровну вместе с другими членами императорской семьи бросили в шахту старого рудника. На краю шахты она произнесла молитву Спасителя к Богу Отцу: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23.34). Упав на одну из выступающих балок, Елисавета Феодоровна получила сильнейшие ушибы, но и тогда, превозмогая боль, она перевязала раны одного из Великих князей, стремясь облегчить его страдания. Умирали они в страшных мучениях от жажды, голода и ран. Но до последней минуты пели молитвы, и пальцы правых рук Великой княгини и инокини Варвары остались сложенными для крестного знамения.

В дальнейшей судьбе останков принял деятельное участие игумен Серафим (Кузнецов), который вместе с отступающей Белой армией через Сибирь, затем Китай вывез мощи в Палестину. Здесь они были погребены под храмом Святой равноапостольной Марии Магдалины, и так исполнилось желание Великой княгини быть похороненной на Святой земле.

В 1992 году Великая княгиня Елисавета Феодоровна причислена Русской Православной Церковью к лику святых. Память ее празднуется в день мученической кончины 5 (18) июля.