"Сорок сороков"

На Крови, на Сретенке

В Сретенском ставропигиальном мужском монастыре завершено сооружение нового собора в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской. На все работы начиная с нулевого цикла ушло три с небольшим года: закладной камень Святейший Патриарх Кирилл освятил в конце 2013 года. Отделанный белым камнем, стройный 51-метровый храм получился очень светлым и, несмотря на свою массивность, ничуть не давит на окружающее пространство. Освятить его предполагается в праздник Вознесения Господня.

Храм встал на месте одного из старых чекистских зданий, где в первые годы советской власти казнили «контрреволюционный элемент». Чтобы возвести здесь величественный собор, потребовалось снести небольшую «коробку» питающей электроподстанции и примыкавшую к 21-му дому по Большой Лубянке одноэтажную пристройку, в последние годы использовавшуюся монастырем для хозяйственных нужд. Взамен обитель получила полноценную соборную площадь, ограниченную самой новостройкой, старым Сретенским храмом, зданиями духовной семинарии и Трапезной палаты и келейного корпуса.

Фреска «Притча о брачном пире…» при спуске из нижнего храма в трапезные палаты

«Пока, в условиях стройплощадки, как рабочим, так и прихожанам доступно все прилегающее пространство. После освящения собора монастырские корпуса, скорее всего, обнесем забором: насельникам необходимо уединение, — рассказывает главный архитектор проекта Дмитрий Смирнов. — Верующие же смогут попадать к главному входу в новый собор как через святые врата по Большой Лубянке, так и через арку между 16-м и 18-м строениями по Рождественскому бульвару».

Колокольня с западной части собора, кстати, тоже завершена. Поскольку ей будет сопутствовать вспомогательный богослужебный характер (статус основной продолжает нести специально выстроенная на территории звонница), «в строй» здесь встал всего лишь единственный колокол. Зато какой — большой благовестник из исторического ансамбля обители!

Собор Новомучеников и исповедников на Крови — дебют молодого архитектора Смирнова на ниве церковного зодчества. В его работе можно усмотреть разумную эклектику с преобладанием неоклассических форм. Явно доминирующий над открывшимся пространством соборной площади храм отнюдь не тяготеет к земле, всей своей геометрией устремляясь к небу. Этому сопутствует множество мелочей в декоре — начиная от аэродинамически обтекаемой геометрии колонн и оконных пролетов до вертикальных линий на желобках куполов.

«Располагая сравнительно малым пятном застройки, мы решали задачу возведения вместительного здания на две тысячи молящихся. Ведь готовящийся к освящению в год 100-летия революционных потрясений и 80-летия Большого террора Храм на Крови обязан самим своим видом свидетельствовать торжество Христа над смертью, — продолжает Дмитрий Смирнов. — Конечно, можно было бы построить шатровую церковь. Но она бы вместила от силы 150 человек».

Есть у Дмитрия Владимировича и собственная трактовка стилевой своеобычности проекта. Он относит его к ар-деко — архитектурному направлению, сменившему в 1920-х годах ар-нуво и по вполне понятным причинам напрочь отсутствовавшему до сих пор в московском церковном зодчестве. Прямой ретроотсылкой к считавшемуся ровно век назад передовым рубежу архитектурной мысли Смирнов словно бы закрывает эту лакуну в отечественном храмоздательстве.

Конечно, пространство новой соборной площади спланировано отнюдь не только ради красот. Здесь планируется совершать Литургии при открытом небе. Первое такое богослужение уже состоялось в праздник Торжества Православия, а вообще за ними после благоустройства территории смогут молиться семь тысяч человек одновременно.

Алтарем на такой службе станет место у южных врат в нижнюю церковь Двенадцати апостолов. Бронзовый рельеф на двери московский художник Виталий Шанов наполнил тонким смыслом: рисунок изображает Великий вход на фоне реально существующей перспективы монастырских зданий. Готовы уже солея с жертвенником и постамент под раку с мощами священномученика Илариона (Троицкого), которые священноначалие обители предполагает отныне разместить здесь. Паперть собора превратилась в хоры, а обрамляет алтарное пространство каменный портал, над которым красуется мозаичный лик Спасителя из самой мелкой мозаики, которую делают в России — так называемой тянутой смальты (автор — петербургский художник Игорь Лавриненко).

В верхнем храме мастера Михаил Леонтьев и Дарья Шебалина наносят последние штрихи на роспись стен и сводов. На алтарной апсиде — не имеющий пока прецедентов сюжет: Евхаристия апостолов и новомучеников, причем на переднем плане выписаны портретно узнаваемые святые, а остальные изображены в виде сонма нимбов угодников Божиих.

Отделка же нижнего храма вместе с примыкающими аудиториями катехизического и молодежного центров финишировала. Здешняя изюминка — разместившийся в центре баптистерий.

«Мы осовременили древнюю византийскую традицию крещален, — объясняет Смирнов. — В соответствии с ней крещаемый спускается по ступенькам в купель с западной стороны и поднимается, уже крещенный, в восточном направлении. Только у нас слева и справа сделаны два примыкающих отсека: для крестного и для священника. Чтобы они не намокли, эти объемы изолированы от центра купели и могут оставаться сухими».

Автор: Дмитрий Анохин

Фото: Владимир Ходаков

«Православная Москва»