26 мая 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Пастырство и психология: сложности диалога» выступил проректор по научно-богословской работе Сретенской духовной академии кандидат богословия протоиерей Вадим Леонов.
Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.
Докладчик отметил, что сегодня проявляется тенденция ко все большему использованию психологии в конфессиональной сфере, в том числе в Православной Церкви. Протоиерей Вадим Леонов образно оценил сближение пастырства и психологии как взаимодействие двоих путников, которые хотят идти по одной дороге, но находятся по разные стороны большого поля, полного «взрывоопасными» местами. Без «разминирования» проблемных зон сближение может оказаться неконструктивным.
Наиболее проблемные вопросы взаимодействия православного пастырства и современной психологии:
- Неоднородность и противоречивость психологических учений, по-разному объясняющих человека и его поступки. Возникают вопросы о том, с какими именно направлениями психологии целесообразно взаимодействовать с точки зрения православного пастырства? Например, какую из теорий психоанализа можно использовать, какие антропологические модели?
- Отсутствие «иммунной системы» психологии. В Церкви, в православной вере есть та внутренняя основа, которая позволяет отличать истину от лжи, от ереси. Подобные механизмы есть в классической науке, которая имеет четкие критерии достоверности научного знания, что позволяет не допускать развитие лженауки. Но в психологии с этой точки зрения проявляется большая «толерантность» и синкретизм, допускается использование самых разных методов, в том числе сомнительных как с духовной, так и научной точки зрения (оккультных и др.). Таким образом, открывать «двери» Церкви перед всем психологическим сообществом на данном этапе неразумно.
- Существует противоречие между христианством и психологией в существенных ценностных установках. Понятие «нормы» крайне размыто в психологическом дискурсе. По-разному понимается в пастырстве и психологии межчеловеческое общение. В психологии это отношения с «клиентом», «пациентом», зачастую содержат коммерческую и договорную составляющую. Человек редуцируется с уровня богоподобного существа до уровня потребителя услуг. В отношениях священника и собеседника главное — реальная духовная польза человека, не предполагающая каких-либо финансовых и договорных отношений.
Существенные противоречия возникают с точки зрения понимания позиции человека в мироздании. В современной психологии зачастую продвигается принцип т.н. здорового эгоизма (себялюбия), что несовместимо с этосом христианства. Протоиерей Вадим Леонов привел характерные слова Евангелия: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12:25); «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Этот подход отличается от того, что продвигается в современной психологической литературе. Причем подчас для обоснования эгоизма психологами используются ложно интерпретируемые слова Спасителя: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:31).
Протоиерей Вадим Леонов в связи с этим отметил популярность методик повышения уровня самооценки в современной психологии. Между тем, пастырский и житейский опыт показывает, что очень много людей имеют не заниженную, а завышенную самооценку.
Докладчик привел и ряд других примеров несовместимости пастырства и современной психологии.
Православное пастырство немыслимо без понятий о Боге, душе, добре, смирении, грехе и др. Без этого немыслимо пастырское душепопечение, тогда как сами эти понятия ставятся под сомнение в психологии, а некоторые психологические учения вовсе атеистичны и рассматривают религиозность как психическое отклонение (болезнь).
Протоиерей Вадим Леонов также отметил, что сегодня в Церкви наблюдаются попытки подмены пастырской практики, за которой стоит многовековая традиция, психологическими методиками. Пастырь превращается в «психоаналитика», который беседует не с верующим, а с «невротиком». По мнению докладчика, развитие психологических практик в Церкви — это путь к безбожию. Более актуально применение достижений педагогики, которая гораздо более состоятельна с научной точки зрения. Главным же является практическое освоение православной аскетики и наследия святых отцов.
После основного выступления протоиерей Вадим Леонов ответил на вопросы слушателей.
Следующее заседание научного лектория «Крапивенский 4» состоится 2 июня. С докладом на тему «Упразднение унии в Российской империи» выступит протоиерей Александр Романчук — заведующий кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии, кандидат богословия.
Научный лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).
Патриархия.ru