25 января 2018 года началась работа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVI Международных Рождественских образовательных чтений.
Форум, организованный Синодальным отделом по монастырям и монашеству, собрал 338 участников из 119 епархий Русской Православной Церкви, в том числе Украинской Православной Церкви, Белорусского экзархата, Православной Церкви Молдовы, Казахстанского и Среднеазиатского митрополичьих округов и гостей Элладской и Грузинской Православных Церквей.
Раннюю Литургию в соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря возглавил епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин. Его Преосвященству сослужили участники Рождественских чтений в священном сане и духовенство обители.
За Литургией молились: заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания (Каледа) с сестрами; член Коллегии Отдела, настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами; игумены и игумении, прибывшие на Рождественские чтения.
Открывая пленарное заседание, митрополит Святогорский Арсений передал присутствующим благословение председателя Отдела по монастырям и монашеству архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, находящегося в настоящее время во Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь, и пожелал участникам Чтений плодотворной работы.
Собравшиеся молитвенно почтили память новопреставленного наместника Оптиной пустыни архимандрита Венедикта (Пенькова).
С кратким приветствием к монашествующим обратилась О.В. Нестерцева, заместитель директора «Мультимедиа Арт-музея» на Остоженке, принявшего в своих стенах насельников монастырей. Ольга Валериановна пригласила гостей Арт-музея посетить выставку, посвященную жертвам политических репрессий, обратив внимание на тот факт, что один из разделов выставки — это рассказ о Бутовском полигоне. В Бутове погребено около 1000 человек, пострадавших за православную веру. Более 300 из расстрелянных на полигоне священнослужителей причислено к лику святых.
В президиуме собрания присутствовали: митрополит Святогорский Арсений, наместник Успенской Святогорской лавры; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил; митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь); митрополит Чиатурский и Сачхерский Даниил (Грузинская Православная Церковь); епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря; куратор пленарного заседания, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа).
Первый докладчик, преподаватель Киевской духовной академии архимандрит Дамаскин (Лебедь) в своем выступлении на тему «Монашеские обеты в древних монастырских уставах» представил аудитории подробное сравнительное исследование уставов преподобного Пахомия Великого, святителя Василия Великого, преподобных Иоанна Кассиана Римлянина и Венедикта Нурсийского — в части, касающейся иноческих обетов, даваемых при пострижении. Архимандрит Дамаскин, основываясь, прежде всего, на фундаментальном исследовании и переводе древних иноческих уставов святителем Феофаном Затворником, отметил происходившие со временем изменения чина принятия обетов. Однако главный вывод доклада заключался в том, что, несмотря на различия, диктуемые временем и иными обстоятельствами, все монашеские уставы проникнуты одним духом, имеющим основу в Евангелии.
Затем перед аудиторией выступил митрополит Святогорский Арсений с докладом «Глубинный смысл монашеских обетов». Его Высокопреосвященство отметил, что разговор о глубинном смысле обетов предполагает обращение, прежде всего, к опыту святых отцов — учителей монашества, но он готов поделиться и собственным пониманием данной темы. Мысль, положенная в основание доклада владыки, заключалась в том, что суть монашеских обетов можно постичь, только зная природу греховных страстей, препятствующих соединению человека с Богом. Наши ум, воля и чувства повреждены и болезненны, и мы ищем исцеления. Отвержение греховного «я» — начало пути к спасению. Через непослушание человек отпал от Бога, поэтому послушание — это средство возвращения к Творцу. Через подвиг послушания Христа человечество возвращается к своему нормальному состоянию. «Мы должны понимать, — сказал митрополит Арсений, — что принесение обетов — это лишь внешнее оформление решения жить в соответствии с христианским идеалом. Человек дает обеты уже тогда, когда переступает порог монастыря».
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай в начале своего доклада «Практические аспекты хранения монашеских обетов в современных условиях» напомнил важнейшие вехи становления восточного монашества — с родоначальников отшельнического и общежитийного образа жизни иночества преподобных Антония Великого и Пахомия Великого. Владыка Николай перечислил очаги формирования монашеского идеала, запечатленного затем в хранимом веками устном предании и богатой письменной традиции. Докладчик подробно остановился на содержании монашеских обетов, даваемых при постриге, подчеркнув, что в отличие от мирского монашеский путь — это путь совершенства, и потому это путь акривии, а не икономии. Перейдя к сегодняшней действительности, митрополит Николай отметил, что главную проблему сохранения священных обетов монашества следует искать не в условиях современной жизни, но в современном способе мышления и восприятия действительности. Наша эпоха — эпоха упадка, когда не только святость, но даже послушание и терпение становятся труднодостижимыми, считает греческий иерарх. Противостоять этому можно, строго следуя хорошо продуманному уставу обители, находясь под мудрым старческим окормлением и ведя неослабевающую духовную борьбу. Несмотря ни на что, в нашу эпоху монашество может получить расцвет и принести исключительные плоды святости, заключил докладчик.
Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил в своем выступлении «Аскеза как основа монашеского жительства» напомнил, что началом спасения является страх Божий. Страх Божий произрастает одновременно с добродетелью смирения. Но нередко человек прежде стремится приобрести любовь. По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), Бог требует от нас любви очищенной, но не мечтательной, не плотской и не страстной. Он свят и почивает только во святых. Очистить же сердце можно в Таинстве покаяния. Далее митрополит Даниил рассказал об исповеди св. прав. Иоанна Кронштадтского, записанной незадолго до кончины, которая может служить примером истинного покаяния.
После перерыва работа направления продолжилась в формате заседания секции «"Возлюбленные чада Божии": о различных образах личного монашеского подвига (на примере святых и подвижников благочестия)» (председатель — епископ Дмитровский Феофилакт, куратор — настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова)).
Представитель Грузинской Православной Церкви митрополит Чиатурский и Сачхерский Даниил рассказал об исповедническом подвиге преподобного старца Гавриила (Ургебадзе). Владыка Даниил с большой точностью и многими подробностями вспомнил моменты жития святого, несшего в наши дни тяжелейший крест юродства Христа ради. Жизнь отца Гавриила стала учением о том, как христианину можно не только выстоять в последние времена, но и непрестанно ощущать великую радость бытия с Богом. Отвечая на вопрос из зала, Его Высокопреосвященство поделился личными воспоминаниями о встречах со святым подвижником. У старца Гавриила была непоколебимая вера в воскрешение Церкви и торжество Православия, он личным примером вдохновлял людей трудиться ради спасения. «Он научил нас, что истинная жертва Богу, сопряженная со смирением, совершает чудеса», — заключил владыка Даниил.
Доклад игумении Евдокии (Левшук), настоятельницы Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря г. Полоцка (Белорусский экзархат Московского Патриархата), «О монашеском подвиге и трудах преподобной Евфросинии Полоцкой» раскрыл слушателям святость и духовное величие личности преподобной древнерусской княгини, подвижницы и просветительницы своего народа. Игумения Евдокия подчеркнула мысль, что свою просветительную деятельность и труды по устроению монастырей святая Евфросиния совмещала с заботой об умиротворении междоусобных распрей. Олицетворением духовного наследия святой явился шедевр архитектуры XII века — Спасо-Преображенский монастырский храм с фресковой росписью, показывающей монашество как один из столпов в здании Вселенской Церкви. Жизнь преподобной Евфросинии — это удивительный пример добра, любви к Богу и ближним, самоотверженного аскетического подвига, сказала в завершение своего выступления игумения Евдокия.
Игумения Евпраксия (Инбер), настоятельница Вознесенского Оршина женского монастыря (Тверская епархия), в своем выступлении «Путь служения Христу блаженной старицы Любови Сусанинской» поделилась личными воспоминаниями и опытом духовного общения с удивительной подвижницей наших дней, которую, вероятно, немалое число участников собрания знало как блаженную Любушку — молитвенницу, заступницу и помощницу в самых трудных жизненных ситуациях. По смирению и чистоте сердца ей была открыта воля Божия о человеке. Блаженную старицу зримо направляла благодать Святого Духа, так что всей своей жизнью она являла собой драгоценное живое Предание Церкви.
О жизненном пути схиархимандрита Иеремии (Алехина), почти четыре десятилетия возглавлявшего братию Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, рассказал насельник московского подворья Пантелеимонова монастыря иеромонах Никита (Смернягин). По слову самого докладчика, целью его сообщения было постараться увидеть Промысл Божий, соединивший личную историю жизни отца Иеремии с историей древней русской афонской обители. Отец Иеремия принял монастырь в 1979 году, когда в нем было всего 14 иноков, а оставил в 2016-м со 114 насельниками. Личный пример, в первую очередь, великого смирения и послушания — вот на чем строил свое управление обителью ее игумен, сказал отец Никита.
Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов) поделился с участниками собрания воспоминаниями об архимандрите Кирилле (Павлове), духовнике Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Отец Алексий был близким чадом архимандрита Кирилла, он описал многие моменты духовного общения, которые могут послужить примером отеческой любви старца к ученикам. Самоотверженный подвиг молитвы и служения людям в наши дни кажется почти недосягаемым, но жизнь отца Кирилла стала свидетельством продолжения традиции старчества, которую сегодня восприняли и стараются сохранить его духовные чада.
Митрополит Астраханский и Камызякский Никон в докладе «У него был дар воспитания монашествующих: духовное наставничество архимандрита Наума (Байбородина)» продолжил тему лаврского духовничества. Его Высокопреосвященство также поделился своим опытом общения со старцем, рассказал о том, насколько значимым было влияние старцев на приходящих к ним людей. Владыка отметил, что отец Наум воспитал целое поколение монахов и монахинь, он видел важное предназначение монастырей в миссионерстве, просвещении людей, живущих в миру. Также архимандрит Наум часто повторял, что монах должен стараться творить Иисусову молитву везде. Для многих пример его жизни остался в памяти как образец, к которому следует стремиться.
После выступлений участники направления имели возможность задать вопросы докладчикам. Обсуждение наиболее актуальных тем монастырской жизни продолжится 26 января за круглым столом «Монашеские обеты и свобода личности — практические аспекты внутренней жизни в современных монастырях».
В завершение епископ Дмитровский Феофилакт, возглавлявший работу секции, поблагодарил выступавших и участников собрания, а также выразил благодарность заместителю председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумении Иулиании за предпринятые труды по подготовке работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности».