"Сорок сороков"

Новая историческая эпоха, новые вызовы, новые задачи

В эти весенние месяцы у владыки Евфимия (Моисеева) две особо значимые даты. 20 марта 2022 года за Литургией в Храме Христа Спасителя он был хиротонисан во епископа. А чуть более двух десятилетий назад, 4 апреля 2001 года, принял монашеский постриг с наречением имени в честь преподобного Евфимия Великого, одного из основателей палестинского монашества, боровшегося за чистоту истинной веры и обратившего в Православие сарацинские племена. Сегодня епископ Луховицкий Евфимий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, является наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря в Москве, председателем Синодального миссионерского отдела и Православного миссионерского общества, деканом миссионерского факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова. В нашей беседе с владыкой мы затронули широкий круг вопросов, но начали, пожалуй, с главного — его прихода к вере.

«Благую весть я воспринял из неповрежденного источника»

— Владыка, благодаря СМИ некоторые факты Вашей биографии хорошо известны. Например, такой: период духовных исканий у Вас пришелся на студенческую пору. Какие это были годы, какой вспоминается обстановка в стране?

— Действительно, мой приход к вере связан как с обучением на филологическом факультете МГУ, так и с колоссальными изменениями в стране. Ведь общественный фон оказывает большое влияние на человека, чему мы с вами стали свидетелями в наши дни, когда идет Специальная военная операция и люди чувствуют: наступила особая эпоха. То же самое было в те годы. Правда, тогда изменения носили совсем иной характер, но тем не менее присутствовало осознание того, что происходит смена эпох. В стенах Московского университета я впервые увидел православного священника, спокойно пришедшего сюда в рясе и открыто беседовавшего с молодежью. Тогда все это уже было возможно — шла Перестройка и появилась некая открытость, ее тогда называли гласность. Сегодня могу сказать одно: «Слава Богу, что я воспринял благую весть из неповрежденного источника!» Вообще, в университет приходили самые разные религиозные деятели — даже откровенные сектанты, в том числе и лидер экстремистской тоталитарной секты «Аум Синрикё» («Учение истины) Сёко Асахара, позже казненный в Японии за организацию газовой атаки в токийском метро. Один наш профессор, известный человек — академик РАН, восторгался встречей с «замечательным человеком» — «преподобным» Муном, объявившим себя «вторым пришествием Христа» и «Мессией» и тоже создавшим тоталитарную религиозную секту.

— А перед окончанием университета Вы обратились к архимандриту Кириллу (Павлову), и та непродолжительная беседа помогла Вам определиться в жизни...

— Длилась наша встреча совсем недолго, но то, что я от старца услышал, в самом деле стало для меня чрезвычайно важным. Попасть к батюшке в Лавре было тяжело, и один иеромонах подсказал мне, что отец Кирилл проходит лечение в больнице на Пироговке. Поскольку на личную встречу с ним я не надеялся, я все подробно изложил в письме, рассчитывая передать его старцу и после каким-то образом получить от него ответ. Но получилось куда проще: меня к нему пропустили. Батюшка вышел из палаты в спортивном костюме, с длинной бородой, и повел меня в небольшой холл. Письмо мне очень помогло — не нужно было долго объяснять суть волновавших меня вопросов. Прочитав его, он быстро понял и обстоятельства моей жизни, и то, что меня волнует. Старец дал короткие и ясные советы. Иными словами, как опытный врач с ходу ставит диагноз, так и отец Кирилл — опытный духовный пастырь — сразу начертал путь, по которому мне нужно идти.

И в Африке, и в Юго-Восточной Азии есть большой запрос на проповедь Православия

— Одно из ответственнейших нынешних Ваших послушаний — Синодальный миссионерский отдел, который более четверти века возглавлял митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. Какие из наработок своего предшественника Вы используете, и возникли ли идеи новых направлений?

— Конечно, мы опираемся на опыт, приобретенный владыкой Иоанном и его сотрудниками, но наше время ставит такие задачи, которых в минувшую эпоху еще не было. Для наглядности приведу простой пример. Отдел при митрополите Иоанне в значительной степени занимался миссионерскими проектами внутри России и на канонической территории Русской Православной Церкви. Сейчас же в связи с известными событиями (разрыв отношений с Константинопольским Патриархатом, затем с Александрийским) перед нашей Церковью возникли совершенно новые перспективы развития миссионерской деятельности. Взять хотя бы Африку. Прежде мы исходили из того, что это каноническая территория Александрийского Патриархата, нашей Церкви-сестры, а у нас там было лишь свое представительство и парочка храмов, основанных эмигрантами в Марокко и в Тунисе. В 90-е годы возник еще храм в ЮАР — вот, собственно, и всё. То есть Африка никогда нами не рассматривалась как миссионерская территория. Теперь в силу того, что Александрийский Патриархат вслед за Константинопольским практически уклонился в раскол, все складывается по-другому. Эти древние Патриархаты, к сожалению, признали раскольническую структуру, каковой является «Православная церковь Украины». Причем не просто признали, скажем, где-то на расстоянии. Они ведь и служат вместе с раскольниками! Но согласно канонам Православной Церкви, человек, именующий себя «предстоятелем ПЦУ», новоявленный «киевский митрополит» Епифаний Думенко — это просто мирянин. Он не имеет законного канонического рукоположения — даже священнического, не говоря уже об архиерейском.

В этой связи возникает вопрос, как будет совершаться духовное окормление православных верующих на Африканском континенте, где существует большой запрос на православную миссию, на проповедь Евангелия именно в православном ключе. Священным Синодом нашей Церкви было принято решение об образовании Патриаршего экзархата Африки — как раз одновременно с моим назначением председателем Синодального миссионерского отдела. То есть ситуация в сфере миссионерского служения кардинально изменилась. То же самое наблюдается и в Юго-Восточной Азии — только эти территории ранее заявлял в своей юрисдикции Константинопольский Патриархат. В 2017 году здесь был создан Патриарший экзархат Юго-Восточной Азии, который на сегодняшний день состоит из четырех епархий: Сингапурской, Корейской, Филиппино-Вьетнамской и Таиландской. Практически в каждой из стран Юго-Восточной Азии активно развивается приходская жизнь. Безусловно, это новый этап в миссионерском служении нашей Церкви.

— Видимо, определенная роль в нем отводится храму святителя Николая Мирликийского в Новой Слободе, настоятелем которого Вы являетесь?

— Мы развиваем этот храм как миссионерский. Пока что в нем идут ремонтно-восстановительные работы; тем не менее, богослужения уже совершаются. Не только традиционные — на церковнославянском, но и на английском и французском языках. А в рамках совместного проекта с Патриаршим экзархатом Африки — пастырских курсов при Синодальном миссионерском отделе — здесь проходят богослужебную практику посланцы с Африканского континента. Наряду с практическими занятиями ставленники из Африки ежедневно посещают богослужения, слушают лекции, знакомятся с московскими святынями.

Наряду с развитием внешней миссии остаются важные задачи и в сфере внутренней миссии — работы с нашими согражданами, многие из которых, по меткому слову почившего Патриарха Алексия II, «крещены, но не просвещены». У нас по статистике чуть ли не 80% людей считают себя православными, многие носят крестики, некоторые даже в храм заходят, однако, к великому сожалению, далеко не все из них руководствуются христианскими принципами в своей повседневной жизни. Что я имею в виду? С одной стороны, мы видим вроде бы неплохие цифры статистики по крещениям, но возьмите другую статистику — по абортам, по разводам, по криминальной ситуации. Здесь очень большое поле деятельности, и надо отдавать себе отчет в том, что нести Слово Божие дальним народам необходимо, но при этом и о ближних нельзя забывать...

Назову еще третье направление миссионерской работы, тоже очень важное. Это апологетическая миссия — противодействие таким угрозам и вызовам, как псведоправославие, неоязычество, неонацизм. Это одно из самых сложных направлений нашей работы, поскольку вести полемику, переубеждать — значительно сложнее, чем катехизировать «с нуля».

Духовно-просветительская миссия в стенах монастыря

— Не только Синодальный миссионерский отдел ведет большую работу, но и в самой Высоко-Петровской обители она наполняется все более глубоким содержанием в плане духовного просвещения. Активно заработал лекторий при Духовно-просветительском центре в знаменитых Нарышкинских палатах, и помимо таких широко известных личностей как протоиерей Олег Стеняев, историк и публицист Егор Холмогоров, со слушателями встречаются насельники монастыря. Насколько, владыка, по Вашим наблюдениям, людям интересны встречи с братией?

— У нас среди братии много людей образованных, причем с уникальным опытом. Наш духовник игумен Петр (Пиголь) — постриженик Данилова монастыря того времени, когда монастырь только-только возрождался. В 1988 году он был отправлен на Афон в составе группы монашествующих — некоего такого десанта, командированного туда по случаю 1000-летия Крещения Руси. А спустя время игумен и Собор старцев направили отца Петра в качестве полномочного представителя Пантелеимоновой обители в Москву для открытия Афонского подворья, где он стал первым настоятелем. Позже, когда началось возрождение обители святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии, он стал ее первым настоятелем. Интересно?

Или вот иеромонах Константин (Симон), который был профессором Папского Восточного института и принадлежал к ордену иезуитов. Вообще он крупнейший специалист по униатству, сам по своему происхождению из униатской среды. Его знания в области изучения униатства как религиозного феномена уникальны.

— Владыка, Вы в феврале ездили на Донбасс. Сильное волнение было перед поездкой?

— Не скрою: волнение было сильным. Отправляясь туда с небольшой группой сотрудников, я прекрасно понимал: место, в которое мы едем, — это зона повышенной опасности. Не будем забывать, что у нас уже шестеро погибших священников... Всякое могло там случиться: могли попасть под обстрел или подорваться на мине. Могли подвергнуться нападению со стороны диверсионно-разведывательных групп. К счастью, Бог миловал — ничего подобного не произошло, и даже погода стояла прекрасная: яркое солнце светило все эти дни, был легкий морозец. Идеальные условия для поездки! Ну и, конечно же, очень сильное впечатление на нас произвело посещение воинских частей, батальонов, общение с бойцами. Особенно — с добровольцами — людьми, которые добровольно и сознательно пошли на фронт, взяли в руки оружие, чтобы защитить Родину. Мы приехали их духовно поддержать и в то же время сами получили от них колоссальный духовный импульс. Объясняется все это предельно просто: по сути дела, воины-защитники услышали слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). И кто следует этим словам в своей жизни, получает особую благодать от Бога.

— Как это часто бывает, остается лишь выразить сожаление, что в рамках данного интервью не удалось рассказать о многом другом, не менее важном. О молитвенной помощи небесного покровителя монастыря святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси. О непростых проблемах с реставрацией святой обители, имеющей многовековую историю. О монастырском подворье недалеко от Сочи и строящемся на его территории храме. Надеюсь, к обозначенным темам мы сможем обратиться в следующей публикации.

Обязательно вернемся к этим темам, потому что, в самом деле, хочется, чтобы как можно больше людей узнали об общецерковном значении служения святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, московского чудотворца, благодаря которому Москва стала сначала духовным, а потом и политическим центром нашего Отечества.

***

С огромным уважением мы относимся к монахам и монахиням, выросшим в верующих семьях и с детских лет ходившим в храм (а некоторым даже посчастливилось общаться со старцами). Но какой дивный Промысл Божий просматривается в судьбах людей из безрелигиозной среды, избравших монашество! Будущий епископ Евфимий родился и рос в городе Калининграде Московской области, нынешнем Королеве, по праву называемом колыбелью космонавтики. Родители Дмитрия (имя владыки до пострига), как и большинство жителей города, были детьми бурной эпохи НТР — научно-технической революции. Неудивительно, что после окончания школы и одноклассники Дмитрия ринулись поступать кто в знаменитую Бауманку, кто — в другие престижные технические вузы, а когда он сообщил, что стал студентом филологического факультета МГУ, это не просто удивление у них вызвало — недоумение читалось в глазах. Оказывается, никто не знал, что за диковинная такая — наука филология, и чем она занимается! Времена меняются, и в космической столице России, где, к слову, отреставрированы старые и построены новые храмы, многие люди из недавно доминировавшей эпохи НТР сегодня уже имеют некое представление о том пути, по которому пошел их земляк, закончивший Московский государственный университет, затем — Московскую духовную академию.

Ну, а сам владыка, судящий себя со всей монашеской строгостью, по своему признанию, практически каждый день вспоминает слова святителя Феофана Затворника, произнесенные им при наречении во епископа Тамбовского: «Господу ведомы слабости мои, — и, однако ж, Он попустил состояться избранию и утверждению. Чего ради? — ведомо Ему единому, но есть упование, что Начный и совершит. Такая уверенность только и успокаивает мятущуюся совесть. <…> И невольно исторгается из груди: буди воля Божия!» Эту цитату архимандрит Евфимий привел в слове при наречении во епископа Луховицкого год назад. И в ходе нашей беседы владыка обратил внимание на один важный нюанс: «Святитель Феофан был прекрасным писателем, и как же тонко он сказал: "попустил". Не сказал: “Господь благословил мне стать архиереем”. Или: "Господь возвел меня на эту кафедру". Нет! "Господь попустил состояться избранию..." Я полностью подписываюсь под его словами, потому что и по немощи нашей, и по духовному состоянию, наверное, немногие сейчас по большому счету достойны священнического и тем более архиерейского служения. А с другой стороны, кто-то должен эти служения совершать, потому что так живет Церковь Божия, так она устроена. Что тут можно сказать? Что "сила Божия в немощи совершается" (2 Кор. 12:9-10). Все мы, конечно, грешные люди, но если есть некое стремление следовать воле Божией, Господь и силы дает. Важно не навредить Церкви, чтобы в результате той деятельности, которой тебе приходится заниматься, никто не пострадал, не уклонился от спасительного пути. Такова задача-минимум. А уж о большем судить не нам».

Беседовала Нина Ставицкая

Синодальный отдел по монастырям и монашеству