Статья иеросхимонаха Валентина (Гуревича), духовника Донского ставропигиального мужского монастыря.
Главная личность определяет и главное событие.
Мы помним, как страстотерпцы Борис и Глеб оказали решающую помощь своему сроднику Александру Невскому в битве на Неве. Александр Невский — лицо России.
Подвиг Бориса и Глеба, и вообще всякий раз, когда человек предпочитает смерть ради того, чтобы не отречься от Христа и Его заповедей, кажется большинству людей безумием, не имеющим никакого реального основания и пользы.
Но именно в этих случаях присутствует реальность слов Христа: «Кто сбережет душу свою, тот потеряет ее. А отдавший душу свою ради Меня и Евангелия, сохранит ее». Как мы видим, Борис и Глеб, умерев телесно, оказались живее всех живых и реально помогли своему сроднику в битве с численно превосходящим противником.
Сегодня у нас тоже война. Но не только и не столько обычная война с применением оружия на поле брани, когда идет речь о столкновении с внешним врагом либо о междоусобице. Хотя и это имеет место. Врагу рода человеческого удалось, на протяжении 70-летнего богоборчества и постсоветской вседозволенности, завладеть сердцами многих наших соотечественников во всех слоях общества — либо частью их «сердечной территории», либо, у некоторых, сердце полностью в руках демонов.
В результате социальная ситуация сегодня кажется безвыходной; беспрецедентное нравственное падение, вездесущая коррупция, «неправда черная» в судах, непобедимая наркоторговля, тяжелейший демографический кризис представляются непреодолимыми. Создается полнейшая убежденность, что все человеческие усилия по преодолению этих бед напрасны.
Но отчаиваться не следует. По сравнению с временами Александра Невского мы теперь имеем небывалые по числу сонмы новомучеников и исповедников российских, готовых прийти на помощь своим сродникам.
И пока это очень мало кому известно, но уже имеют место случаи, когда в безвыходных ситуациях, связанных с перечисленными мрачными явлениями, была оказана помощь свыше. Причем в тех случаях, когда в беду попадали именно сродники новомучеников. И торжество добра не ограничивается только этими попавшими в беду людьми, но оздоровляется общественная ситуация в их ближайшем окружении. И происходят изменения, способные повлиять на общую картину в регионе, в стране.
А наши известные протоиереи — прямые потомки новомучеников и исповедников Российских, прославленных и непрославленных, например, Валериан Кречетов, Димитрий Смирнов, Владимир Воробьев, Сергий Правдолюбов, Александр Ильяшенко и др. разве случайно ведут успешные сражения за оздоровление жизни в стране с превосходящими силами противника?
Таким образом, мученический подвиг не только имеет прямой духовный смысл и духовную пользу, доставляя подвижнику, собственно, осуществление смысла жизни — достижение главной ее цели — Царства Небесного. Примеры реального участия и помощи, которую оказывают члены Церкви торжествующей в тесных обстоятельствах земной жизни своим сродникам и соотечественникам, своему земному отечеству, всему миру и человечеству, служат веским аргументом в защиту того, что не напрасным бывает предпочесть смерть и муки ради Христа и евангельских заповедей, которые суть записанная совесть.
Именно новомученики и исповедники Российские внесли вескую лепту в подтверждение необходимости исполнения главной евангельской заповеди. Такие люди, как Афанасий (Сахаров), Иларион (Троицкий), Павел (Троицкий), Павел (Груздев), отец Арсений, отец Михаил Труханов своей болью выстрадали это учение о любви. Это выработанное в горниле мучений и скорби сверхчеловеческой свидетельство особенно ценно. Эти новые страстотерпцы внесли драгоценный вклад в учение о любви к врагам не только своими словами, но своей жизнью, своим подвигом. Они сохранили образ Бога Живаго среди бесчеловечных, экстремальных обстоятельств, которые ставят на грань нестерпимой муки и гибели человеческую плоть и человеческую душу. Вот на этой грани они подтвердили этот христианский идеал, который один только может сохранить душу, ее Богоподобие.
Вот эти новомученики, исповедники убеждались, что как только они допустят в своем сердце злобу даже к этим палачам, так их покидает благодать Божия. И в таком совершенно опустошенном состоянии, когда нет помощи Божией, они могут как раз тут и сломаться, и оклеветать, и выдать своих друзей, и отречься от Христа. Так что в этих экстремальных условиях, в условиях допроса с пристрастием и вообще в крайних обстоятельствах концлагерей их главная забота была не о том, чтобы остаться в живых, чтобы это вот тело, биологическое естество наше, сгусток живой материи остался неповрежденным, а чтобы сердце и душа остались богоподобными. Чтобы их не оставила любовь Христова. Чтобы они не превратились в озлобленных, мстительных чудовищ.
Они опытно убеждались, что только сохранение любви удерживает в сердце благодать, то есть именно помощь Божию, лишение которой в обстановке чрезвычайного психологического и физического давления со стороны палачей может привести, например, к оговору, лжесвидетельству и предательству. Не говоря уже об отречении от Христа и лишении Царства Небесного. И здесь их подвиг — особенно громогласный, подтверждающий спасительную Христову истину.
К этой плеяде великих исповедников с полным основанием и в первую очередь следует причислить святейшего Тихона — главу и вождя русского духовного воинства. Ему больше, чем кому бы то ни было, необходимо было сохранить сердце от ожесточения. Если бы оно лишилось благодати, и он был сломлен, то эта его личная катастрофа была бы катастрофой для всей Церкви. Но пастырь не был поражен, и овцы не рассеялись…
И то, что святитель Тихон парадоксальным образом провозгласил самой главной задачей во времена братоубийственной бойни соблюдение евангельской заповеди любви к врагам было не голословным заявлением, но основано на его личном тяжелейшем духовном опыте и подкреплено великим самоотверженным крестным подвигом всего огромного сонма новомучеников и исповедников Российских.
Выступая в Донском клубе, историк Феликс Разумовский размышлял о русской смуте ХХ века и ее особенностях: «По мере того как эта смута разрастается, очень быстро разрушаются все элементы, или, как сегодня говорят, институты русской жизни. Разрушается деревня, разрушается русское офицерство, русское образованное сословие — все. Это все буквально через несколько месяцев вообще исчезнет безвозвратно.
Где русское земство? До сих пор его нет. У нас же до сих пор нет самоуправления. Вообще. Потому что нет людей. Так-то можно принять любой закон, любое решение — нет людей… А все это было. Все это разрушается и исчезает.
И только Церковь — она не только выживет в этих условиях, но она буквально расцветет просто тысячами замечательных жизней мучеников и исповедников.
Это единственный у нас сегодня национальный капитал. Новомученики и исповедники, которые пошли за Христом до конца и сохранили Церковь и тем самым вообще сохранили какое-то представление о России в том числе. У нас больше сегодня практически ничего нет.
Александр Исаевич Солженицын говорил, что мы проиграли ХХ век. Нация потеряла столько людей, столько сил, столько энергии, вообще она столько потеряла! Она потеряла практически национальную культуру. В то время как другие вроде бы там что-то делали в это время.
Но с этим ведь нельзя согласиться. Потому что в ХХ веке у нас был Патриарх Тихон». И возглавляемые им сонмы новомучеников и исповедников российских!
Итак, святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, и возглавляемый им сонм новомучеников и исповедников — это великое и единственное достижение России ХХ века. Они — наш единственный национальный капитал и единственная наша опора и надежда на реальную помощь в проблемах выживания и дальнейшего существования и процветания Русской земли.
А посему главной личностью ХХ века в России по праву должен быть признан Святейший Тихон. А главным событием ХХ века — его прославление в сонме святых, в земле Российской просиявших.