"Сорок сороков"

Объединить единым маршрутом православные святыни Русского Севера

В план юбилейных торжеств по случаю 500-летия основания Новодевичьего ставропигиального женского монастыря включен церковно-государственный проект «Великий русский северный путь». Начальной точкой его является Новодевичий монастырь, а финальной — Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. В интервью «Монастырскому вестнику» о проекте рассказали настоятельница Новодевичьей обители игумения Маргарита (Феоктистова) и прошедшая этот путь в составе экспедиционной поездки летом 2023 года благочинная монастыря монахиня Евдокия (Киреева).

Масштабному паломническому проекту дан старт

— Матушка Маргарита, маршрут, конечно, поражает своей протяженностью. Он соединяет столько православных святынь, столько объектов духовного и культурного наследия! Скажите, как родилась эта идея, что стало импульсом?

— Проект «Великий русский северный путь» начался с идеи построить пеший маршрут «Путь Ломоносова» из Холмогор в Москву. В 2019 году при содействии руководства Архангельской области и поддержке активистов начал реализовываться проект «Дорогами Ломоносова. Александрова тропа». Этот маршрут при поддержке Федерации конного спорта в России первыми прошли спортсмены, передвигаясь верхом на лошадях мезенской породы. Они следовали по старинной дороге из Каргополя в Успенский Александро-Ошевенский мужской монастырь, куда в древности регулярно Успенским постом совершался крестный ход.

В 2020 году был пройден маршрут от Олонца до Каргополя — «К сердцу Севера. От Ладоги до Онеги» в 613 километров по территории бывшей Олонецкой губернии. После завершения маршрута участники посетили Антониево-Сийский мужской монастырь и принесли туда резную икону пяти преподобных отцов: Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Александра Ошевенского, Пахомия Кенского, Антония Сийского, освященную в Троице-Сергиевой лавре на мощах преподобного Сергия.

И, наконец, в 2021 году состоялось первое прохождение по Великому русскому северному пути от нулевого километра (Москва, Красная площадь) до Соловков. Путь к соловецким святыням проходил через Московскую, Владимирскую, Ярославскую, Вологодскую, Архангельскую области и Республику Карелия. По старому Онежскому тракту паломники добрались до Белого моря, и перед тем как из Кеми отправиться на пароме на Соловки, побывали еще на Кий-острове, куда доставили образ «Кийский крест с предстоящими». А на Соловки принесли икону святого благоверного великого князя Александра Невского. Это путешествие продолжалось более двух месяцев.

В 2022 году при поддержке телеканала «Спас» и благотворительного Фонда сохранения будущего нации телеведущая Олеся Ермакова повторила маршрут 2021 года, стартовав из московского Новодевичьего монастыря. Это паломничество сопровождала съемочная группа телеканала «Спас», снявшая многосерийный фильм «Пилигрим. Великий северный путь».

— А нынешним летом состоялась еще одна экспедиция.

— Да, со 2 по 22 августа по благословению Святейшего Патриарха при участии Паломнического центра Московского Патриархата при поддержке региональных правительств и Фонда сохранения будущего нации от Новодевичьего монастыря до Соловков вновь прошла экспедиция. В ней приняли участие сестры святой обители: монахиня Евдокия (Киреева) и монахиня Вера (Вялкова). В отличие от предыдущих лет, когда паломники шли вдоль Онеги и потом на поезде следовали до Кеми, в этот раз они прошли по берегу Ладожского озера и в канун праздника Преображения Господня прибыли в Соловецкую обитель.

— Сейчас, как мы видим, развернута организационная работа, связанная с разработкой маршрута. В декабре Вы побывали в ряде епархий, где прошли совещания с правящими архиереями и духовенством епархий, представителями региональных Правительств, ответственными за реализацию проекта.

— Да, наша зимняя экспедиция прошла по Ярославской, Рыбинской, Переславской, Вологодской, Череповецкой, Тихвинской, Петрозаводской и Костомукшской епархиям. В каждой из них состоялись встречи с архиереями, духовенством и представителями региональных правительств. По итогам поездки будет представлен доклад Святейшему Патриарху и в Правительство Российской Федерации. А о том, как прошла летняя экспедиция, расскажет монахиня Евдокия (Киреева).

«История разворачивалась перед нами, как свиток»

— Мать Евдокия, Вы находились в пути три недели, посетили множество святых мест, как знаменитых, так и малоизвестных. Как Вы думаете, что заставляет людей совершать паломничество?

— Паломничество — это древняя христианская традиция, которая и в настоящее время не устарела. Боголюбивые души привлекает желание открыть для себя новые святыни и неведомые места. В обычном течении дней мы скованы всевозможными условностями, зависим от жизненных обстоятельств, должностных обязанностей и даже от собственного образа жизни. Паломничество выводит человека из привычных рамок, из индивидуальной «зоны комфорта» и духовно обогащает человека.

Путь от одного святого места к другому дает нам возможность испытать свои силы, пересмотреть жизненные принципы и взгляды, помолиться и увидеть красоту духовного, культурного и природного наследия, оторвавшись, наконец, от гаджетов. А, если мы двигаемся в составе небольшой группы, то паломничество становится преодолением индивидуализма, школой смирения и взаимопомощи.

— Расскажите, каков был состав Вашей группы?

— В нашей поездке принимали участие: заместитель руководителя Паломнического центра Московского Патриархата Яна Валентиновна Гальченко, фотограф Анна Русакова от Благотворительного фонда сохранения будущего нации и монахиня Вера (Вялкова), старшая сестра нашей мастерской лицевого и золотного шитья.

Фонд сохранения будущего нации обеспечил нас автомобилем и предоставил двоих водителей, первый из которых следовал с нами до Ростова Великого, а второй — до Кеми, где мы пересели на морской катер. Все участники, не исключая водителей, радовались возможности поклониться святыням Русского Севера, понимая при этом, какая ответственность возложена на нас организаторами экспедиции.

— Ваше паломничество продолжалось 20 дней. Большую часть пути до Белого моря вы ехали на автомобиле. Если идти пешим ходом, на велосипеде, или используя местами гражданский транспорт, то путь может занять не менее двух-трех месяцев. Как заинтересовать людей таким непростым предприятием?

— Проходить паломнический маршрут «Великий русский северный путь» можно и по частям, предварительно наметив отрезки с учетом лимита своего времени и сил. В таком случае, прервав свой путь в определенной точке, мы возвращаемся восвояси, а в следующий заход стартуем прямо из нее. На каждом этапе пути будет проставляться печать в паспорте паломника или дорожной грамоте. Все это, помимо духовных плодов, коими награждает один Господь Бог, поможет заинтересовать наших соотечественников в прохождении древнего пути до Соловков.

В древности ведь паломники уходили по обету на целые годы. После Пасхи обычно начинали свой путь. Шли все лето, используя и гужевой транспорт. Передвигались как на север, так и на юг, водными артериями. В ненастье и межсезонье останавливались в различных монастырях, участвуя в трудах послушания наравне с братией.

— Недавно в социальных сетях сообщалось, что в конце нынешнего года в рамках проекта «Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь — сокровище земли Вепсской», поддержанного Фондом президентских грантов, в названной обители были завершены работы по консервации монастырских зданий. То есть уникальный памятник не исчезнет с лица земли.

— Нам довелось побывать в вепсском селе Шелтозеро на подворье этой затерянной в лесах и болотах труднодоступной обители. Вместе с совсем немногочисленной братией возрождением Яшезерского монастыря занимается архитектор Екатерина Кочубей из Питера. В день нашего приезда она как раз занималась подготовкой выставки по истории святой обители, где под спудом почивают мощи преподобного Ионы, одного из учеников преподобного Александра Свирского. К слову сказать, оба этих подвижника — представители вепсской народности.

Не менее глубокие чувства вызвала и Ярославская земля, где мы воспользовались гостеприимством матушки игумении Варвары и сестер Толгской обители, поклонились могилке почитаемого старца архимандрита Павла (Груздева), посетили храмовый комплекс на родине святого праведного Феодора Ушакова. А когда вышли на берег Рыбинского водохранилища, сердце сжалось при мысли, что под его водами покоится, словно невидимый град Китеж, целый город Молога, затопленный в 40-е годы прошлого века с уездом и множеством храмов. Там же, на дне и монастыри: Спасо-Афанасьевский, Калязинский, Леушинский. Последнюю обитель называли Северной женской Лаврой. В начале ХХ века в ней подвизались около 700 сестер. Ныне же монастырь возрождается в прибрежном селении Мякса как Ново-Леушинский Иоанно-Предтеченский. Там мы нашли гостеприимный кров и духовное утешение у добрейшей матушки игумении Кириллы. Главная святыня этой обители — икона Богоматери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

История разворачивалась перед нами, как свиток. Особенно впечатлили подвиги нашего монашества, активно занимавшегося в минувшие века миссионерской деятельностью на Севере. Но и ныне не оскудела Русская земля боголюбивыми душами и преданными Богу подвижниками, краткие встречи с которыми были для нас драгоценны.

— А как вас принимали представители историко-архитектурных и природных заповедников и музеев?

— Если говорить о представителях туристической отрасли, о региональных структурах, то благодаря хорошей организации и своевременному оповещению во всех указанных на карте точках маршрута нас ждали, встречали. И в Петрозаводске, и в национальном парке «Ладожские шхеры», и в Вологодской Вытегре, и в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, и в «Кижах». Мы с благодарностью вспоминаем оказанное нам гостеприимство, советы и помощь.

«Очень вдохновляла мысль, что впереди — Соловки»

— Вы впервые были на Соловках?

— Впервые. Очень вдохновляла мысль, что впереди — Соловки, придавала силы. Думалось: еще немного, и мы ступим на Святую землю, ведь тут, на Святом архипелаге — и Русская Голгофа, и Воскресение.

И вот желанная цель паломничества перед нами. Краесветная даль. Бескрайнее Белое море, бесконечное, ничем не скованное пространство небес, и чайки, чайки, в полете, похожие на парящие кресты. Наше многодневное паломничество подошло к концу. Сердце дышало свободно.

— Мать Евдокия, в продолжение этой мысли не могу не привести волнующие душу слова нашего современника — известного православного миссионера и катехизатора Сергея Комарова, который после паломничества на Соловки написал, что эта земля напитана кровью, как губка. Написал, что это — архипелаг, стоящий на камне и человеческих костях, великий антиминс России.

— Впечатление глубокое. Многое предстоит еще осмыслить...

А с практической точки зрения... На Соловки можно добраться поездом до Кеми, а там пересесть на водный транспорт. Или — долететь самолетом с пересадкой в Архангельске. Однако в транспорте внимание рассеивается. Надеемся, в обозримом будущем, паломники пойдут на Соловки по Великому русскому северному пути.

Не стану скрывать — поначалу у меня было скептическое отношение к идее возрождения Великого русского северного пути. А после совершенного паломничества мое отношение кардинально изменилось. Опытным путем я познала, что идея чрезвычайно важна, и главное — совершенно реально соединить паломническим маршрутом две древние обители. Обе — с богатейшей историей, в которой так много было трагических страниц. Сегодня их летопись продолжается, и нам выпал жребий войти в труд многих поколений наших благочестивых предков.

Беседовала Нина Ставицкая

Синодальный отдел по монастырям и монашеству