Монастыри (новости)

Отошел ко Господу регент хора Троице-Сергиевой лавры В.Р. Бульчук

14 мая 2019 года, в праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», на 86-м году жизни отошел ко Господу регент хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры В.Р. Бульчук.

16 мая в храме Сошествия Святаго Духа Троице-Сергиевой лавры братией монастыря были совершены Божественная литургия и чин отпевания почившего.

***

Владимир Романович Бульчук родился 31 марта 1934 года в дер. Новоселки Пружанского района Брестской области Белорусской ССР.

В 1952-1956 гг. обучался в Минской духовной семинарии, по окончании которой поступил на первый курс Московской духовной академии. С этого времени вся жизнь В.Р. Бульчука была связана с Троице-Сергиевой лаврой, ее богослужением. Одаренный от природы замечательным голосом, яркой самобытной интонацией и цепкой музыкальной памятью, «жадный» до пения юноша сразу привлек внимание как педагогов, так и регентов. Еще будучи студентом, он успел попеть в смешанном хоре, руководимом Сергеем Михайловичем (в будущем — протодиаконом Сергием) Боскиным — регентом, которому посчастливилось принимать участие в первых богослужениях после открытия Лавры в 1946 году. Тогда же пытливый молодой человек познакомился с церковным композитором Сергеем Ивановичем Зубачевским, у супруги которого брал уроки фортепианной игры.

По окончании Московской духовной академии в 1960 г. В.Р. Бульчук был принят на должность помощника инспектора академии и семинарии. Одновременно с этим ему была поручена клиросная подготовка неопытных певцов. По воспоминаниям В.Р. Бульчука, у него был хор «непоющих» студентов, заниматься с которым в 1962-1964 годах ему помогал С.И. Зубачевский. Церковный композитор и педагог дореволюционной школы, автор музыки тропаря Пресвятой Троице и всем известного песнопения, посвященного преподобному Сергию («О священная главо»), С.И. Зубачевский присутствовал на занятиях молодого регента, подсказывал ему, иногда сам проводил спевки. По его совету начинающий регент обучал свой хор, в первую очередь, качественному исполнению одноголосия, в том числе и на службах (на левом клиросе). И лишь потом переходил к двухголосному и трехголосному пению. Когда студенты могли петь на четыре голоса, их забирали на правый клирос. В дальнейшем этот опыт помог В.Р. Бульчуку в работе с академическим хором, принимавшим участие в богослужениях Лавры и Академии.

14 октября 1971 г. В.Р. Бульчук ушел с должности помощника инспектора и посвятил себя исключительно богослужебному пению. 15 октября 1971 г. он был принят на должность регента хора Троице-Сергиевой лавры.

По словам В.Р. Бульчука, 25 лет он пел в хоре под управлением архимандрита Матфея как в смешанном, так и в мужском составе. С этим прославленным коллективом он принимал участие во многих значимых церковных торжествах. Пел в историческом юбилейном концерте, посвященном 1000-летию Крещения Руси, который состоялся 10 июня 1988 года на первой сцене страны — в Государственном академическом Большом театре. Кроме того, много лет В.Р. Бульчук пел на лаврском клиросе в будние дни, а также был неизменным участником пения духовенства — так называемого алтарного хора. Несколько поколений лаврских прихожан и паломников помнят его самобытный тембр, сообщавший пению духовенства Лавры узнаваемый характер.

До последних дней своей земной жизни В.Р. Бульчук сохранил свой сильный голос и любовь к церковному богослужению и пению. Пока телесные силы позволяли ему выходить из дома, он всегда спешил в Лавру и до самого конца желал быть полезным Церкви.

Три последних года жизни В.Р. Бульчук в связи с болезнью пребывал дома в Сергиевом Посаде. Скончался после причащения Святых Христовых Таин в день, когда Церковь чествует икону Божией Матери, именуемую «Нечаянной Радостью». В этот же день ровно полвека назад в Сергиевом Посаде (тогда — Загорске) был похоронен первый «учитель-регент» В.Р. Бульчука С.И. Зубачевский.

***

Из краткого интервью В.Р. Бульчука, записанного к 60-летию со дня рождения:

Когда на конкурсе исполнялись разными коллективами различные духовные песнопения, комиссией было отмечено, что наш хор лучше всех выражал молитвенный текст песнопений. Кроме того, отметили, что в исполнение была вложена душа по сравнению с теми коллективами, которые способны воспроизвести любой текст безотносительно к его содержанию…

В течение всего периода моей работы в Московской духовной академии у меня был учитель Александр Федорович Медведев. Это был постановщик голоса и большой специалист в области хорового пения. Был еще учитель, который преподавал в Академии чтение партитур, Николай Леонидович Неаполитанский. Это был большой человек, очень религиозный, с большим духовным настроением. Пожалуй, это были главные мои учителя.

Моя певческая жизнь началась так: я, конечно, как и все студенты, участвовал в пении семинарского академического хора. Но при поступлении в семинарию в комиссии на меня обратили особое внимание при сдаче экзаменов — мне было предложено что-нибудь пропеть. И прямо в присутствии экзаменационной комиссии я начал петь «Херувимскую», первую попавшуюся, которую я знал. Это была Херувимская Старо-Симоновская, и, когда я уже заканчивал исполнение, все присутствовавшие подпевали, так что она была пропета вся до конца.

И вот с этого момента на меня обратили внимание, мне стали помогать, и таким образом, если можно так выразиться, я начал свою духовную музыкальную карьеру.

Во время моего обучения в Минской семинарии помню, к нам часто приезжал Александр Васильевич Свешников. В течение трех лет он проводил у нас репетиции нашего смешанного хора в Жировицах. И мне приходилось петь под его управлением. Можно сказать, что многое из его практики я почерпнул и для себя лично. Например, я всегда употребляю те термины, которыми он пользовался.

Нельзя не упомянуть знаменитого И.С. Козловского, великого тенора, который участвовал в нашей Лаврской записи в 1968 году. Он исполнял «Разбойника благоразумного» композитора П. Чеснокова. Там я с ним познакомился, а впоследствии он частенько приезжал к нам в Лавру.

Если сравнивать сегодняшнее время и то время, когда я учился в семинарии, то в певческом отношении контингент учащихся был, несомненно, лучше, потому что люди, поступавшие в семинарию, выходили из Церкви. А в настоящее время люди поступают в семинарию, образно говоря, с улицы, и с ними приходится очень много работать, чтобы научить их пению. Но, несмотря на это, у многих из них тоже есть музыкальные задатки.

Какие у меня творческие планы? Выучить студентов церковному пению, дать им понятие о гласовом пении. В настоящее время стараются ввести в Церкви знаменный распев, это тоже поле для работы.

Несмотря на то, что мне уже исполнилось 60 лет, я ощущаю большую подготовленность, у меня много практики, голос не устает. Раньше я уставал, может быть, больше, потому что не было такого ощущения в применении практики пения. А в настоящее время чем больше я пою, тем лучше у меня получается!

Троице-Сергиева лавра