"Сорок сороков"

Под покровом святого князя Владимира

Небольшой деревянный храм святого равноапостольного князя Владимира по улице Маршала Чуйкова в воскресные и праздничные дни переполнен. Ничего удивительного: в 100-тысячном столичном районе Кузьминки ныне это единственная действующая православная церковь. Случаются и будние дни, когда тут негде яблоку упасть: дом молитвы заполняется молодыми людьми в униформе. Они прилежно выстаивают всю Божественную литургию и строгим порядком приступают к Святой Чаше. И в этом тоже нет ничего странного: храм святого равноапостольного князя Владимира — это еще и домовая церковь Президентского кадетского училища Росгвардии имени М.А. Шолохова. Так называемые кадетские Литургии здесь совершаются регулярно, по заранее согласованному с администрацией учебного заведения расписанию.

В интервью корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» духовник училища настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира священник Марк Кравченко рассказывает как в этом храме верстаются казаки (церемония посвящения в казака, предполагающая принятие в храме присяги Отчизне и Православной вере) и почему кадетам неинтересно общаться с бывшими одноклассниками.

Храм домовый, вход свободный

— Ваше Преподобие, храм стоит на изломе улицы Маршала Чуйкова. Несмотря на официальный статус домового, он словно бы обращен к жилым кварталам Кузьминок, а от территории кадетского училища его отделяет забор и контрольно-пропускной пункт. Почему так получилось?

— Князь-Владимирскому храму в Кузьминках семь лет. Малым чином он освящен в ноябре 2011 года, а великого освящения мы пока еще ожидаем. Идея его возведения принадлежит митрополиту Тверскому и Кашинскому Савве, в бытность его епископом, управлявшим тогда Юго-Восточным викариатством города Москвы. Воплощаться в жизнь она начала еще до моего назначения настоятелем. Училище тогда было Московским казачьим кадетским корпусом имени М. А. Шолохова. Исторически казаки Российской державы всегда воспитывались в патриотическом духе, основанном на православной вере. Неслучайно одна из самых распространенных пословиц про казачество звучит так: «Казак без веры — не казак». Московских казачат из кадетского корпуса воспитатели и раньше водили в близлежащие храмы. Вот только близлежащими их можно назвать с известной долей условности: и Николо-Перервинский монастырь, и Влахернская церковь в парке Кузьминки-Люблино находятся в нескольких автобусных остановках. И такие внутригородские паломничества в любом случае согласовывались и разрешались под личную ответственность взрослого сопровождающего.

Администрация казачьего кадетского корпуса предлагала обустроить домовый храм на своей территории. Но в Министерстве образования под предлогом конституционной нормы об отделении Церкви от государства навстречу не пошли. Московские власти подобрали небольшой земельный участок по соседству — в непосредственной близости от 30-го дома по улице Маршала Чуйкова (расселенного и полузаброшенного общежития). По планировке он далеко не идеален (к примеру, здесь совершенно негде расположить автомобильную парковку), да и по площади невелик. Но Кузьминки — московский район со сложившейся плотной застройкой, свободной земли здесь практически нет.

Традиционно главным казачьим праздником считается день Покрова Божией Матери. Поэтому проектировщики и строители, воздвигавшие здесь церковь, замысливали ее Покровской. Но Священноначалие благословило иначе. А два года назад, когда казачий кадетский корпус оказался на грани закрытия (московские власти посчитали нецелесообразным далее финансировать из городского бюджета столь затратные учебные заведения, как кадетские корпуса), на помощь пришла Росгвардия. Фактически эта структура, взяв корпус под свою опеку, спасла его от ликвидации. Мы усматриваем в этом прямое следствие заступничества святого равноапостольного князя Владимира — небесного покровителя Внутренних войск РФ, правопреемницей которых выступает Росгвардия.

Не стоит забывать и о том, что казачество на Руси не только стояло у истоков регулярной профессиональной охраны государственной границы, — оно также в большой мере выступало и прообразом тех силовых подразделений, которые со временем оформились во Внутренние войска. И общие корни дают знать: многие нынешние сотрудники Росгвардии имеют казачью родословную. Надо отдать должное директору Росгвардии Виктору Золотову: он увеличил финансирование преобразованного в училище кадетского корпуса, но связанные с казачеством традиции рушить не стал. От корпуса училище унаследовало наименование в честь Михаила Шолохова. Здесь бережно сохраняется музей казачества и хорошая библиотека с соответствующей литературой. Параллельно Росгвардия получила возможность устроить ребят из семей своих погибших или нуждающихся в постоянной помощи военнослужащих. Кстати, совсем недавно попечительский совет училища решил, что в ежегодных военно-полевых сборах в 21-й Софринской отдельной бригаде оперативного назначения Внутренних войск Национальной гвардии наши воспитанники будут участвовать вместе с кадетами подмосковного Рузского казачьего корпуса. Думаю, такая совместная служба еще больше укрепит взаимовыручку и солидарность казаков и Росгвардии, по крайней мере в молодом поколении!

— Как войсковой священник Вы окормляете казаков Центрального федерального округа. Но центр Европейской части России — регион не казачий. В чем конкретно заключается это Ваше послушание?

— Сначала расскажу, каким образом я подошел к его исполнению. Сюда, в Казачий кадетский корпус, часто приезжали гости-казаки — атаманы как реестровых подразделений, так и казачьих общественных организаций. И нынешний митрополит, а тогда епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл, стоящий во главе Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, предложил мне заниматься их духовным окормлением. Тронуло личное обращение ко мне Святейшего Патриарха Кирилла, поинтересовавшегося, смогу ли я выполнять это поручение с учетом уже имевшихся послушаний и собственных восьми детей. Конечно, я недолго раздумывал: если архиерей что-то поручает, на это есть воля Божия.

Исторически русское казачество начиналось отсюда, с Центра России. Первый оборонительный рубеж русского государства — это засеки на линии Калуга-Рязань, службу на которой несли первые казаки. Кстати, через два года мы отметим 450-летний юбилей царской грамоты, которой Иван Грозный официально взял донское казачество на государеву службу.

Довольно долго казаки нашего региона были разобщены. Постепенно эта разрозненность остается в прошлом: люди объединяются в казачьи хутора и станицы с назначенными Священноначалием духовниками. В каждой из епархий Центра России (еще мы курируем вологодское казачество, хотя административно эта территория лежит в другом федеральном округе) созданы профильные отделы. Единственное исключение — Московская городская епархия. В столице около двух тысяч реестровых казаков и примерно столько же членов казачьих общественных организаций. Но мы уже подали прошение Святейшему Патриарху об исправлении этого положения. Синодальному комитету по делам казачества Патриаршим распоряжением выделен московский храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в Хорошеве.

Казаков объединяет вера, любовь к Родине, готовность служить ей и защищать сограждан. Казачьи воспитанники, как правило, отлично подготовлены к срочной службе в армии, что прекрасно видно на примере отдельной «казачьей» роты в Кантемировской дивизии (соответствующая договоренность имеется и по поводу Софринской бригады Росгвардии).

— В ваше училище поступают пятиклассники. Получается, за семь лет существования домового храма уже успели получить аттестат зрелости юноши, пришедшие к вам маленькими мальчиками. Выпускники заглядывают в церковь?

— Конечно! Помимо попечительского и наблюдательного советов, в училище сформирован совет выпускников. Ежегодно при его содействии всех учившихся здесь кадетов администрация приглашает в гости. Разумеется, я как настоятель домового храма каждый раз на выпускном вечере говорю, что не обязательно ждать целый год. Мы рады видеть здесь ребят и в радости, и в скорби — ежедневно! И они приходят: кто-то у нас уже венчался, кто-то крестил своих детей. Я вижу, насколько благотворно это действует в плане воспитания кадетов следующих поколений: у них глаза загораются, когда они видят статных молодых людей с четкой выправкой под сенью их родного любимого храма! Есть уже, кстати, среди выпускников училища и семинарист. В кадетах Глеб Осипов у нас алтарничал, а сейчас учится на втором курсе бакалавриата Московской духовной академии. Вообще в нашем храме по-прежнему верстаются казаки из числа кадетов — это еще одна добрая традиция, которая продолжает жить. А в этом обряде каждый его участник клянется на забывать престол церкви, где происходит верстание. Надеюсь, эта ниточка тоже поддерживает духовную связь всех выпускников с Князь-Владимирским храмом.

— За семь лет у вас, вероятно, уже сложилась крепкая приходская община. Что за люди живут в Кузьминках?

— Во многом Кузьминки походят на другие спальные московские районы. Но есть и отличительная черта: здесь живет много бывших сотрудников крупнейших столичных автозаводов АЗЛК и ЗИЛ, не переживших десятилетий экономических реформ. Большинство этих людей обижены на всякую власть, и работать с ними нелегко. Но когда здесь появился храм, он стал настоящей врачебницей для душ. С церковью район Кузьминки стал гораздо светлее.

Вот сегодня была кадетская Литургия. Сотня молодых ребят причащаются Христовых Таин. Рядом молятся местные жители. Они видят, как ребята подходят к Чаше, невольно испытывают гордость за них и понимают: с такими юношами у России есть будущее, не все в молодом поколении столь безнадежно, как иногда кажется. Кадеты же, видя в храме пожилых прихожан, вспоминают о доме, семье. Со своими-то бабушками и дедушками они редко видятся, а тут — совместная молитва об Отечестве, о христолюбивом воинстве, о нашем народе, о родных и близких. Поэтому очень хорошо, что кадетский домовый храм открыт для всех православных верующих.

Причащение поротно

— Каким образом Вы как духовник училища выстраиваете работу с кадетами? Как бы охарактеризовали нынешнее поколение учащихся?

— Конечно, кадет отличается от среднего школьника — своего сверстника. И про эти отличия забывать нельзя! Надо понимать, что кадеты всю рабочую неделю живут в училище фактически в режиме школы-интерната и только выходные дни проводят дома. Здесь они пребывают под пристальным оком воспитателей (в основном военнослужащих в офицерских званиях, у многих из которых боевое прошлое) и преподавателей. Всю неделю они живут по строгому расписанию, приучающему ценить время. Телефоны на время учебного дня у них изымаются, соблазны пустого времяпрепровождения у телеэкранов или компьютерных мониторов минимизируются. В принципе это правильно: пока подростковая психика не сформировалась, от разрушающего действия бесконтрольного Интернета ее лучше оградить.

Когда наши кадеты приезжают на выходные домой и встречаются с бывшими одноклассниками, им почти не о чем с ними говорить: интересы совершенно разные. Кадетское братство и здоровый коллектив, в котором быстро учат взаимовыручке, заставляют найти в себе правильное начало.

— Означает ли учеба в кадетском корпусе, что мальчик впоследствии обязательно станет военным?

— Перед администрацией училища стоит цель воспитать любящих Отечество и свой народ граждан. Она, в свою очередь, ставит эти задачи перед трудовым коллективом и перед клириками домового храма. Конечно, силой все эти категории в ребенка не вобьешь. Равно как никто не требует от воспитанников связывать свое будущее со службой в Вооруженных силах или в других военизированных формированиях. Даже больше того: по желанию самого ребенка или его родителей обучение в кадетском училище можно в любой момент прервать, вернувшись в обычную общеобразовательную школу. Но те ребята, которые решили посвятить жизнь защите Отечества, подготовлены к срочной службе гораздо лучше призывников-выпускников школ. Об этом свидетельствует и такой факт: в прошлом году «коробка» нашего училища впервые в День Победы прошла торжественным маршем по Красной площади. Это, согласитесь, о многом говорит!

— Сегодня за Литургией причащались около сотни кадетов...

— Да, как правило, ребята прибывают к нам в храм поротно. Рота в училище — это одна параллель, в ней три класса. Всего, таким образом, получается семь рот, в составе которых 21 класс. Кадетские Литургии совершаются по заранее согласованному с администрацией училища расписанию и начинаются, как правило, на час раньше обычного — в семь утра. Это обусловлено тем, что ребята потом должны успеть позавтракать до начала занятий (расписания уроков-то никто не отменял!). Мы стараемся приурочить эти богослужения к дням богослужебного годичного круга, которые так или иначе связаны с памятью о святых воинах или о ратных свершениях сынов нашей Отчизны. Обычно получается сделать так, чтобы каждая рота хотя бы раз в полгода причащалась Святых Христовых Таин.

— Как же успеть исповедать сотню юношей до начала богослужения?

— Исповедь совершается накануне вечером в комнате отдыха в расположении той или иной роты.

Как выбирать невесту

— Незнакомый со спецификой духовного окормления военнослужащих читатель может смутиться. Получается, ребята в подростковом возрасте приступают к Чаше раз в полгода. Причащение по графику, исповедь чуть ли не по общевойсковым уставам... Я сознательно немного утрирую, но не берет ли здесь верх формальная задача «вписаться в распорядок», любой ценой соблюсти некий, принятый полуофициально, стандарт?

— Нет, конечно. Если кто-то так понял мои слова, он очень серьезно заблуждается. Совершение Литургии в домовом храме и участие в Таинствах — наше главное делание, но им Православие в стенах кадетского училища не ограничивается. Можно еще упомянуть о молебнах, которые регулярно служатся в актовом зале — в те праздники, когда нет кадетской Литургии и когда собрать всех ребят в расположении проще всего. Такой совместной молитвой мы обычно отмечаем казачий праздник Покрова Божией Матери, Пасху и Рождество Христово. Иногда совершаются молебны и в другие дни. Но прежде всего мы стараемся воспитывать ребят в христианском духе. Помимо обязательного для всех российских школьников курса Основ религиозной культуры и светской этики кадеты всех возрастов в формате дополнительного образования изучают Закон Божий. Именно на этих занятиях мы, в частности, объясняем, что участие в Таинствах — пища для души и причастия дважды в год, конечно же, недостаточно. Эти часы включены в сетку учебного расписания, присутствие на них обязательно. У младших ребят их чуть больше, у старших поменьше: они готовятся к экзаменам, да и азы православной веры им уже знакомы.

Кроме того, в актовом зале училища мы еженедельно устраиваем лекции и собеседования на духовно-нравственные темы. Ведут их помимо меня и другие священно- и церковнослужители из причта домового храма. Программно мы разбиваем слушателей этого курса на два потока по возрастному принципу.

— Какие темы обсуждаются на этих уроках с кадетами? Приведите, пожалуйста, хотя бы один пример.

— Вот тема разговора, всплывшая на последнем занятии. Обратиться к ней меня побудил внимательный анализ странной ситуации. Родители учат подрастающее поколение выбирать продукты на рынке, одежду и игры в магазине, машину в автосалоне. Но никто не учит выбирать друзей или жену! Спрашиваю ребят: как правильно выбирать невесту? Мучаются, молчат. Задаю наводящие вопросы — получаю стандартный набор ответов: чтобы красивая была, добрая, богатая, чтобы готовить умела... Про то, чтобы верующей, единомышленницей тебе была, — даже не вспоминают! Тогда спрашиваю, кто согласен с пословицей «Любовь зла — полюбишь и козла». Лес рук! Интересуюсь у аудитории, а что же такое любовь. Вот с этим сложнее. Конечно, даже редкий взрослый (если, разумеется, он не читал Первое послание апостола Павла к Коринфянам) в состоянии ответить правильно, а уж объяснить это и вовсе трудно. Но если Всеблагой Господь есть любовь, разве может та быть злой?! А про что же тогда пословица? Наверное, про страсть? Тогда как искать невесту — по страсти или по любви?

Вот так, из обычной вроде бы житейской темы, над которой подростки редко размышляют глубоко, но все равно поголовно ей интересуются, вырастают очень нужные мысли, которых им сегодня и подсказать-то некому. Конечно, важны и индивидуальные собеседования с кадетами после таких занятий. Один мальчик как-то подходит и говорит: что делать, если у меня родители разведенные? Молись, советую ему, за папу и за маму, проси Господа, чтобы на тебе эта беда пресеклась, чтобы у тебя семья сложилась полной и счастливой.

Но это мы разобрали только еженедельные занятия. Помимо них и кадетских Литургий, не забывайте, что субботу и воскресенье ребята все же проводят с родителями. Никто же не возбраняет им посетить богослужение в храме неподалеку от дома! Наконец, в свой день ангела каждый кадет вправе попросить директора училища отпустить его на богослужение в храм. Это правило у нас неукоснительно соблюдается.

— Неужели нет кадетов, избегающих исповеди или причащения?

— Само собой, есть. Прежде всего, среди учащихся есть мусульмане. Причем с преобразованием кадетского корпуса в училище Росгвардии их стало больше. Никто, естественно, не собирается принуждать их к участию в православных богослужениях. Но на описанные выше занятия они ходят наравне с другими однокашниками, и я доволен тем, как они участвуют в обсуждениях. Есть «отказники» от исповеди среди кадетов из неверующих семей. К причастию они тоже не ходят, и правильно: в этом Таинстве нет смысла, если его участник не совершает искреннего и деятельного покаяния. Но это не мешает неверующим кадетам вступать со мной в дискуссии о Боге на моих уроках.

— А есть ли атеисты среди преподавателей и сотрудников училища?

— Разумеется. С ними у нас антагонизма тоже нет. Возможно, потому, что мы взаимно уважаем друг друга. Они видят, как искренне мы исполняем свое служение и как благотворно священники влияют на воспитанников. Мы же видим в них образ Божий. Наверное, это причины того, что, не соглашаясь с нами в вероучительных моментах, они не чинят нам препятствий — наоборот, помогают в организационном плане.

— Из 16 московских кадетских корпусов домовые храмы или часовни освящены только в четырех, а пять учреждений вообще не имеют регулярного православного окормления. Это свежие данные, в них учтены только сохранившие самостоятельное юридическое лицо или автономность учебные заведения. Нормальна ли, на Ваш взгляд, подобная картина?

— Каждый такой случай надо рассматривать отдельно. В Москве сотни действующих православных храмов. Пойти в церковь сегодня не проблема. Гораздо важнее постоянное окормление воспитанников священнослужителем. Как войсковой священник казачества Центрального федерального округа я часто встречаюсь с коллегами в других российских регионах. К примеру, в кадетских корпусах Новороссийска тоже нет домовых храмов. Ученики ходят в соседнюю церковь, оттуда к ним на занятия приходят и преподаватели в священном сане.

Но Вы правы в том смысле, что современные дети остро нуждаются в духовной защите и в духовных знаниях. Беседуя с кадетами, не устаю повторять: даже если вы не будете православными верующими, наши занятия вам в жизни все равно пригодятся. Знать о религии в современном мире нужно как можно больше — хотя бы для принятия верных решений. Посмотрите, сколько наших военнослужащих пострадало и погибло в Афганистане из-за элементарного невежества в религиозных вопросах, из-за нежелания постичь местные мусульманские традиции! Невольник не богомольник, заставить поверить в Бога невозможно. А вот объяснить, проиллюстрировать на примере христианских ценностей вечные в этом мире категории добра и зла, чтобы у ребят был маяк в жизни, можно и нужно.

Священник Марк Кравченко родился 16 января 1978 г. в пос. Мстера Вязниковского района Владимирской обл. в семье протоиерея Иоанна Кравченко. В 1997 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 2002 г. — Московскую духовную академию. Хиротонисан во диакона в 2000 г., во пресвитера — в 2002 г.

Дмитрий Анохин

ЖМП № 1, 2019

PDF-версия

«Церковный вестник»