Монастыри (новости), Центральное викариатство (новости)

Подворью Пюхтицкого монастыря передано здание приходского дома

Распоряжением Департамента городского имущества в городе Москве от 05.07.2023 № 41903 в собственность Подворью Пюхтицкого Успенского женского ставропигиального монастыря передано здание приходского дома.

Двухэтажное здание было построено в 1833 году для проживания причта храма святителя Николая Чудотворца, что в Звонарях. Во второй половине XX века дом был передан Комитету государственной безопасности, в 1970-80-х годах реконструирован, в том числе надстроен третьим этажом.

Храм Николая Чудотворца в Звонарях (церковь Николая Божедомского) известен с начала XVII века. Каменная церковь была перестроена в 1762–1781 годах по приказу Екатерины II на средства сенатора Ивана Воронцова по проекту архитектора Карла Бланка.

Предположительно, храм был домовым и относился к усадьбе Воронцова, расположенной неподалеку. Церковь имела небольшой размер и состояла из колокольни, двухпридельной трапезной и храма с апсидой, выстроенных вдоль одной оси. Ряд исследователей полагает, что новое сооружение возвели на фундаменте старого. Здание в стиле барокко было представлено в нижней части вытянутым прямоугольным объемом, над которым возвышался восьмигранный ярус. Восьмерик украсили угловыми пилястрами с капителями и крупными белокаменными наличниками, внутреннее помещение храма имело крестообразную форму.

В 1766 году существовавшие ранее приделы дополнили еще одним, который освятили во имя преподобного Сергия Радонежского. Строительство и отделка были окончены в 1781-м, главный престол новой церкви освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. В начале XIX века храму пожертвовали икону Божией Матери «Взыскания погибших».

Церковь пострадала во время московского пожара 1812 года. После освобождения Москвы ее реконструировали, заменив два крыльца и соорудив новую двухпрестольную трапезную и колокольню в классическом стиле.

Москвовед Виктор Сорокин отмечает, что во второй половине XIX века в доме причта при храме снимали жилье терапевт Григорий Захарьин, хирург Александр Разцветов, а также Михаил Мостовский — составитель монографии о Храме Христа Спасителя. Под его руководством в 1880-х годах проходил ремонт внутреннего убранства церкви Николая Чудотворца в Звонарях, для создания живописи он использовал изображения росписей Храма Христа Спасителя. Металлический декор фасадов изготовили в мастерских Франца Сан-Галли и других известных заводчиков.

В 1933 году церковь закрыли, а здание переоборудовали под складские помещения. По свидетельству современников, перед закрытием церкви Николы в Звонарях одна из прихожанок вынесла икону Божией Матери «Взыскание погибших» и в 1981-м передала ее Пюхтицкому монастырю, располагающемуся в Эстонии.

В середине 1960-х годов церковь на Рождественке заняла кафедра живописи и рисунка Московского архитектурного института, который находился в бывшей усадьбе Воронцова.

В 1993 году патриарх Алексий II подписал указ о создании на территории Москвы подворья Пюхтицкого женского монастыря. Для его размещения была выбрана церковь Николая Чудотворца в Звонарях, которая находилась на тот момент в ведении Департамента городского имущества Москвы. Через год началась расчистка территории храма прихожанами и послушницами Пюхтицкого монастыря. Когда кафедра МАрхИ освободила строение, работы передали в ведение строительной компании «Мосремстрой», часть проекта финансировалась из городского бюджета.

В 1996-м патриарх Алексий II освятил заново открытые главный престол храма и приделы; икону Божией Матери «Взыскание погибших» торжественно передали церкви. В этот период интерьеры были расписаны иконописцем Александром Чашкиным. По состоянию на 2006 год в храме действовал приставной придел святого Алексия.

В 2016-м во время торжественного богослужения в церкви Николая Чудотворца в Звонарях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подарил подворью список Иверской иконы Божией Матери. Через год храм официально передали в собственность Русской Православной Церкви.

Пресс-служба ФХУ