"Сорок сороков", Социальное служение (новости)

Помощь зависимым и пассивное миссионерство (Опыт православной программы «Метанойя»)

С 2011 года сотрудники православной программы «Метанойя» при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре проводят для духовенства Москвы регулярный научно-практический спецкурс «Пастырская помощь алкоголе- и наркозависимым, а также их близким» (в рамках переподготовки православного духовенства города Москвы).

Игумен Иона (Займовский), руководитель профилактической программы «Метанойя», выпускник Московской духовной академии, соискатель степени кандидата богословия в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия, рассказал журналу «Приход» (№ 2, 20-16) об опыте программы.

Пассивное миссионерство

«Метанойя» — православная программа, которая стремится реализовать холистический (целостный) подход к проблеме зависимости, что означает, что в помощи зависимым людям нужно объединить усилия науки (наркологии, психологии, медицины) и Церкви, при этом делая основной акцент на духовной стороне выздоровления.

Из целостного подхода вытекает принцип делегирования полномочий: осознавая ограниченность своей компетентности, священник, к которому пришел на исповедь или за духовным советом страдающий зависимостью человек, помимо пастырского попечения, может направить его к квалифицированным специалистам. Известные наркологи и психологи Евгений Алексеевич Брюн, Сергей Владимирович Долгий Андрей Викторович Новаков сотрудничают с нашей программой.

Наркология обычно предлагает следующую точку зрения: не пить — это финал выздоровления. Но мы, современные аддиктологи, священнослужители говорим: не пить — это только начало выздоровления. Как это наблюдается в сообществах анонимных алкоголиков (АА), в некоторых случаях человек может обрести физическую трезвость, при этом духовная, психоэмоциональная и социальная составляющие продолжают болеть. Одни уходят в бизнес, поскольку у них появляются силы, они становятся трудоголиками — «сухими» алкоголиками. Они могут материально подниматься, но продолжают жить для себя. Другие на первых сроках трезвости с головой окунаются в служение внутри сообщества АА. На мой взгляд, это еще худший вариант, потому что они впадают в гордыню. Зная все традиции содружества АА, начинают поучать, становясь на позицию врача, целителя, духовного вождя.

Процесс выздоровления в чем-то похож на воцерковление. Можно считать себя верующим, но остыть к Церкви, можно причащаться раз в полгода, захаживать в церковь лишь время от времени, даже жертвовать что-то по-фарисейски. Или можно стать поверхностно-религиозным агрессивным деятелем.

Очень важно идти серединным путем. Так, например, опыт последовательного прохождения программы «12 шагов анонимных алкоголиков» дает духовно-нравственную основу человеку. Когда мы в Даниловом монастыре начинали организацию таких групп, сразу откликнулось много людей. На первое собрание пришли 30 человек. Не все из них были верующими, однако сейчас многие участники наших групп стали прихожанами Данилова монастыря, приходят на исповедь.

Можно наименовать это «принципом пассивного миссионерства». Я много раз наблюдал последовательность: люди приходят в группу, рано или поздно заходят в храм, ставят свечи, знакомятся с обликом, просто гуляют по монастырю. Потом они задают вопросы по поводу участия в таинствах православной Церкви, спрашивают, что делать дальше: «Мы бы хотели узнать о Церкви. А как готовиться к причастию? А нужно ли поститься?» Это и подтолкнуло в свое время создать программу «Метанойя», которая начала работу в 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и соизволением наместника архимандрита Алексия.

Программа «Метанойя» — путь в Церковь

Программа «Метанойя» реализуется под руководством священника. Она помогает зависимым людям войти в программу выздоровления. Миссия программы — помочь выздоравливающим людям обрести Христа.

Идеологический фундамент «Метанойи» строится на следующем убеждении: мы предлагаем сначала обрести сколько-нибудь устойчивую трезвость, «абстиненцию» (хотя очевидно, что никто не застрахован от «срывов»), и вместе с обретением трезвости, а не в отрыве от этого, начать духовную переоценку своей жизни и идти по пути ее воцерковления.

Начиная с 2001 года, при Даниловом монастыре стали действовать группы взаимопомощи «12 шагов» для алкоголиков, наркоманов, со-зависимых и др. Мы рассматриваем опыт таких групп как предоглашение, создающее устойчивую мотивацию для дальнейшего полноценного воцерковления.

Сообщество анонимных алкоголиков — это тот мир, где человек принят. Здесь никого не отвергают. Сегодня почти треть всех групп в Москве и Московской области собирается при православных храмах и монастырях. Уже появились в России свои интересные программы, базирующиеся на этих принципах («12 шагов анонимных алкоголиков»). Например, семинар «Назад, к основам», куда приходят и алкоголики, и наркоманы, и родственники людей с зависимостью.

Священнослужители сталкиваются не только с алкоголиками, наркоманами, их родственниками, но и людьми, которые страдают от так называемых поведенческих расстройств, которые у нас именуются страстями. Например, от интернет-зависимости, от игровой зависимости, от сексоголизма. Эти люди, разрушенные алкоголизмом, наркотиками, другими так называемыми поведенческими зависимостями, например, игроманией, и не менее страдающие их родственники, приходят в Церковь, и им бывает очень трудно помочь.

Такие группы самопомощи предлагают эффективные инструменты, с помощью которых можно справиться с той или иной зависимостью. Они недаром называются «группами поддержки», «группами самопомощи», «группами взаимопомощи». Каждая группа является живым организмом. Мы в Даниловом монастыре давно заявили о себе, поэтому у нас регулярно собираются несколько групп анонимных алкоголиков. Группа «Утро» — четыре раза в неделю, группа «Лоза» — по вечерам четыре раза в неделю. В здании молодежного центра один раз в неделю собирается группа «Весть».

Дважды в неделю собирается группа родственников зависимых. Термин «созависимость» употребляется не только в медицинской и психологической литературе, но и в материалах Всемирной организации здравоохранения, а также в официальных документах Русской Православной Церкви. Выздоравливать от созависимости еще тяжелее, еще больнее, потому что человеку, который никогда не пил, не употреблял наркотики, трудно определить приближение срыва. Это все происходит на эмоциональном уровне. Созависимость — такое же заболевание, как и алкоголизм, как наркомания, и оно неизбежно прогрессирует. Часто родственники тратят много сил, энергии и денег на своего мужа или сына, но не идут в программу выздоровления. Я считаю, что человеку мешает в большей степени гордыня. Как наркоман или алкоголик зачастую не хочет выздоравливать, так и родственники не ищут помощи. Программа для родственников (Ал-Анон, Нар-Анон, И-Анон) — это не противостояние. Это в христианском смысле забота о себе, об окружении. Самый страдающий контингент прихожан в храмах и монастырях — это созависимые женщины, жены и матери наркоманов и алкоголиков, которые, как сказал апостол Павел, ничего не делают, а только суетятся…

Еще одно подобное сообщество — взрослые дети алкоголиков, люди из алкогольных или других дисфункциональных семей. У нас они собираются два раза в неделю. Это очень важно — дать приют разным группам! Например, группа «Весть» проводит только открытые собрания (в такую группу может прийти не только алкоголик). За прошедшие годы в открытых собраниях групп приняли участие, как насельники монастыря, так священники и архиереи из других общин.

Те, кто посещает группы самопомощи для алкоголиков, наркоманов, созависимых и др. могут и не принимать участие в православной программе «Метанойя». Для многих сложно войти в Церковь. Выздоравливающие алкоголики, их родственники, которые ездят к «Неупиваемой Чаше», ходят в паломничество, даже причащаются, но не могут обрести трезвость без большой духовной работы.

При программе «Метанойя» проходят кахетизаторские курсы, огласительные беседы со спецификой для зависимых людей. Это очень востребовано, поэтому домовый храм в честь иконы «Неупиваемая Чаша» при наркодиспансере № 2 г. Москвы наполнен. Мы собираемся днем по субботам при Даниловом монастыре, а также по четвергам в этом диспансере и обсуждаем воскресное литургическое чтение ближайшего воскресенья. Центром нашей программы является чтение и обсуждение евангельского текста. Все истории, чудеса, притчи Евангелия прекрасно коррелируют с программой выздоровления.

Когда человек приходит в Церковь, очень важно, чтобы он не был вялым, формальным христианином. Есть люди, которые начинают активно участвовать в жизни прихода, и их жизнь расцветает. Кто-то переписывается с заключенными, кто-то помогает в храме. Конечно, такой человек становится родным на приходе.

Я считаю, что выздоровление от зависимости — это тоже следование за Христом. Надо оставить свою лень, эгоизм, страхи. Нет ни одной евангельской истории, ни одного чуда, ни одной притчи, которую бы наши участники не комментировали, исходя из собственного опыта болезни и выздоровления.

Часто задают вопрос: за счет чего живут и работают группы взаимопомощи? Программа «Метанойя» — благотворительная. В конце встречи мы собираем пожертвования, чтобы можно было на собраниях пить чай с вкусным печеньем, приобретать литературу. Мы собираем деньги и на храм, и на переиздание книги «Странички трезвости», на поддержание сайта «Метанойя».

Программа для священнослужителей

Известно, что учителям, психологам, представителям правоохранительных органов трудно признаться в наличии зависимости. Есть специфика болезни, выздоровления и у священников. Зависимость — страшная болезнь, и последствия зачастую бывают катастрофическими. Чувство вины, стыда таково, что жизнь становится трудно переносимой. Для священников нужно создавать специализированные программы, включающие в себя работу с мотивацией на выздоровление, с переоценкой и углублением религиозного опыта. Недостаточно, а порой и ошибочно с терапевтической точки зрения, просто предложить больному священнику или диакону посещать группы самопомощи. Исходя из опыта автора, для страдающих зависимостью клириков оптимальным был бы такой путь: начинать терапию в мотивационных группах, возглавляемых профессиональным психологом, а потом, отказавшись от чувства своей исключительности, выздоравливать в рамках обычных групп самопомощи.

Первые шаги в этом направлении уже делаются. С 2008 года работает еженедельная скайп-программа «Меридиан» для православных священнослужителей и монашествующих, выздоравливающих от алкоголизма. Выздоровление — нелегкий процесс. Само выздоровление обновляет невероятным образом жизнь каждого человека, в том числе и священника.

Как организовать группу самопомощи на приходе

На протяжении всей своей истории Церковь старалась помогать зависимым людям, еще в XVIII веке появились так называемые Братства трезвости.

Часто священнослужитель хотел бы организовать православную программу трезвости на приходе. Кто ее может проводить? Автор статьи — психолог по образованию, приоритетной деятельностью которого является ведение такой программы. Психологи, которые сотрудничают с программой «Метанойя», являются православными христианами, имеют большие сроки выздоровления (более 20 и 25 лет собственной трезвости), а также профессиональное образование в сфере аддиктологии. Конечно, трудно найти, чтобы человек имел серьезный опыт собственного выздоровления, специальное образование, знал, что такое Таинство.

К нам обращаются с вопросом, как можно тиражировать программу «Метанойя». К сожалению, у нас не хватает ресурса, не разработана методическая, а также методологическая базы, и мы работаем над этим. С 2011 года сотрудники программы «Метанойя» проводят для духовенства Москвы регулярный научно-практический спецкурс «Пастырская помощь алкоголе- и наркозависимым, а также их близким». За 4,5 года этот спецкурс посетили более 500 священнослужителей. Спецкурс предполагает краткое ознакомление с основными достижениями современной медицины и наркологии в области зависимости, изучение современных терапевтических и реабилитационных программ, реализующих холистический подход, а также знакомство с личным опытом выздоравливающих алкоголиков и наркоманов. Последняя встреча в программе курса — это выступление выздоравливающего алкоголика или наркомана, который отвечает на вопросы, рассказывает свою историю.

Автор знает священника, который организовал такие группы по своей инициативе, привлек психолога, очень увлекся этой темой. Всегда можно организовать чтение Евангелия и обсуждение, как Евангелие перекликается с программой выздоровления. Это очень важная часть работы. Можно читать любой литургический отрывок, а кто-то из выздоравливающих участников программы может выступать, рассказывать о себе, чтобы остальные потом обсуждали и высказывались. Это — упрощенный вариант групповой работы: похоже на группы самопомощи, но это будут евангельские встречи.

К сожалению, эти традиции у нас пока только зарождаются, мы в самом начале пути. Автор работает индивидуально по программе «12 шагов» с несколькими священниками, некоторые из которых организовали в своих городах группы самопомощи. При этом они принимают участие в работе скайп-групп АА, где много участников, которые дружат, переписываются, созваниваются. Это очень важный опыт выздоровления.

Интернет — удобный инструмент. Благодаря группам в скайпе даже в небольшом населенном пункте человек может встать на путь выздоровления, освоить традиции, принципы, которые помогают жить, духовно расти, развиваться и приходить в Церковь.

***

Метанойя (греч. Metänoia) — раскаяние; изменения в понимании собственного я, жизненной цели; выработка нового взгляда на мир, на объективное, ведущее к отдаванию себя.

Аддиктология — новый раздел современной психиатрии и клинической психологии, наука о химических и нехимических зависимостях, изучающая механизмы их формирования, развития, диагностики, профилактики, лечения и реабилитации. В настоящее время значительно увеличивается число пациентов с аддиктивным (зависимым) поведением, требующее расширения границ наркологии за счет привлечения новых знаний в смежных дисциплинах (медицинской психологии, психотерапии, биомедицинской этике и др.).

Московская городская епархия