"Сорок сороков"

Православная Церковь и посты

Из-за недопонимания всей важности для благочестивой жизни «простых» вещей подчас возникает мнение, что пост — это что-то не­ажное по отношению к «духовности». Но в тех правилах, которые Православная Церковь преподает своим чадам как средства на пути в жизнь вечную, неважного, незначительного нет, и без соблюдения постов христианин вряд ли сможет достичь гармонии всего своего существа. Пост, молитва и милостыня являются важнейшими добродетелями христианина. Пост — время, когда верующий человек воздерживается от принятия в пищу некоторых видов продуктов. Природа человека состоит из двух начал — души и тела, которые должны взаимодействовать в жизни. Поэтому телесное воздержание должно подкрепляться молитвенным деланием.

В ветхозаветное время посты соблюдались перед битвой (Суд. 20:26-27), при всенародном бедствии и покаянии (1 Цар. 7:6). Так описывает пророк Иоиль покаяние в древности: «Говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы» (Иоил. 2:12-16). 40 дней постились пророки Моисей (Исх. 34:28) и Илия (3 Цар. 19:8). 40 дней молился и постился Христос Спаситель перед началом Своего мессианского служения (Мф. 4:2).

Когда Младенец-Христос был принесен в Иерусалимский храм, то там «была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:36-37). Постились ученики; первоначально, однако, они не соблюдали поста (Мк. 2:18), но не из пренебрежения им. Христос пришел не упразднить традиции, но исполнить их (Мф. 5:17), поэтому Он запрещает показное соблюдение постов. «Также, когда поститесь, — учит Божественный Учитель, — не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18).

Святые ученики Христовы после Его преславного Вознесения совершали свое апостольское служение, сочетая пост и молитву (Деян. 13:2; 14:23). В подвиге поста подвизался великий проповедник христианства ап. Павел (2 Кор. 6:5; 11:27).

Православная Церковь хранит эти благочестивые предания и традиции в своей литургической жизни. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания представлением того неугасимого огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего». К теме значения поста он неоднократно возвращается в своих проповедях. В другом месте он обращается к пастве со словами: «Не ядение худо, — да не будет! — а вредно объядение и пресыщение до обременения чрева. Равно как и не то худо, чтобы употреблять вино в меру, но предаваться пьянству и вследствие неумеренности утрачивать здравый смысл».

Посты являются школой духовного воспитания верующих. В Триоди Постной, содержащей песнопения Великого поста, говорится: «Всечестное воздержание начнем светло...», «Поста день, отложение греха да будет ти душе...», «Ныне наста время святых постов, начнем сего в добрых пребываниях...», «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедание покаяния...», «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, отлагания лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный».

Посты бывают многодневными или однодневными, начинающимися всегда в одно и то же время или в разные числа. Главнейшим и самым продолжительным постом является Великий пост, или Святая Четыредесятница. Великий пост — это особый пост, это наша духовная десятина, жертва и приношение Богу, что было заповедано еще в Ветхом Завете (Втор. 26). Одновременно Великий пост есть подражание 40-дневному посту Христа Спасителя.

Великому посту предшествуют три подготовительные недели. Они готовят сознание верующих к посту, к покаянию. За основу названий каждой недели положены евангельские притчи, читаемые на Литургиях соответственно в воскресные дни. Первая подготовительная седмица называется Неделей о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14). В эту седмицу отменяется пост в среду и пяток. Затем следует Неделя о блудном сыне (Лк. 15:11-32). А на последней Неделе — мясопустной, или сырной — вместе с отменой поста в среду и пятницу всю неделю уже не вкушают мясных продуктов, так как заговенье на мясо было в конце средней седмицы.

Последний воскресный день перед началом Великого поста называется Прощеным воскресеньем, когда верующие испрашивают друг у друга прощения. В этот день совершается заговенье на всю остальную скоромную пищу: молоко, масло, яйца и даже рыбу. Непосредственно сам Великий пост длится шесть последующих недель. Первая — наиболее строгая из них. В Типиконе, содержащем богослужебный устав Церкви, так говорится о первых днях поста со ссылкой на афонскую традицию: «Святыя же Горы Типик в первый убо день отнюдь не повелевает ясти. Во вторник же, в среду и четверток, ясти подобает по единой литре хлеба, и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом». В последующие седмицы Поста соблюдается обычный ритм питания, но только растительной пищей. В канун празднования Вербного воскресения Церковь вспоминает евангельское событие — воскресение друга Божия Лазаря. Богослужебный устав, делая послабление поста в этот день, предписывает: «На трапезе учреждаемыя варением со елеем. Аще же и икру имаше, да дастся коемуждо брату по три онгии: и вино пием». А в праздник Вербного воскресения говорится: «На трапезе утешение, ядим рыбы и вино пием, благодаряще Бога».

Заканчивается Великий пост Страстной седмицей, когда вспоминаются страдания Христа Спасителя. Как и первая седмица Великого поста, Страстная строго соблюдается. Известна такая благочестивая мысль: кто не постился, тот не может во всей полноте воспринять радость праздника Святой Пасхи.

Следующим в течение года является Петровский пост, завершающийся праздником свв. апп. Петра и Павла. Начинается он спустя неделю после праздника Святой Троицы. А поскольку время празднования Троицы зависит от Пасхи, которая подвижна, то продолжительность Петрова поста бывает различной: от 6-ти недель до 8-ми дней. Он установлен в честь святых апостолов, в воспоминание того, что они по сошествии Святого Духа постились и молились, совершая служение проповеди Евангелия всему миру.

Заканчивается лето Успенским постом, длящимся с 14 до 28 августа. Этот пост установлен в честь Пречистой Богородицы как выражение любви к Ней. Сама Пречистая Дева, готовясь отойти в иной мир, непрестанно молилась, а последние две недели Своей земной жизни провела в полном посте. Подражая Ей, и мы ограничиваем себя и усерднее молимся Деве Марии, Которая во успении Своем не оставила мира нашего Своим молитвенным предстательством.

Последний многодневный пост в течение года называется Филипповским, так как его заговенье приходится на праздник ап. Филиппа. Называется он также Рождественским, поскольку завершается праздником Рождества Христова. Праздник Рождества отмечается спустя 9 месяцев после праздника Благовещения. Христос пришел на землю, явив тем самым милость роду человеческому, даровав нам спасение и искупление от греха. Воспоминание этого величайшего события освящается в Церкви постом и молитвой.

Наряду с многодневными постами в Церкви имеются также и однодневные: среда и пятница. Пощение в среду совершается в воспоминание предательства Христа Иудою, а в пяток — в воспоминание страданий, смерти и погребения Спасителя. Канун праздника Крещения называется сочельником. В первые века христианства в этот день совершалось Крещение оглашенных, а в самый праздник новые члены Церкви приступали к первому в своей жизни святому Причастию. Подготовка к этому знаменательному событию сопровождалась соблюдением поста. Кроме того, благочестивая традиция предполагает вкушение пищи в этот день только после того, как будет освящена вода, которую благоговейно испивают.

Таким образом, церковные посты предполагают одновременно молитвенную ревность и предшествуют большим праздникам, подчеркивая святость новозаветных, евангельских событий. Пост тесно связан с православным богослужением, являясь важной составной частью церковного года, и указания о соблюдении постов содержатся в литургических книгах. Последние складывались в монашеской среде и отражают, прежде всего, монашескую традицию. Миряне же, в свою очередь, стремились подражать монашествующим.

В древности на Руси в монастырях существовали Столовые Обиходники, в которых отражена традиция трапез обители. В Обиходнике Троице-Сергиева монастыря читаем, например, следующие указания на первую седмицу Великого поста, которые начинаются только со среды: «По две меры взвару, да росол, да капуста. В пяток лапша с перцем, да перевара сычена». Сейчас где-нибудь в фирменном ресторане можно встретить уху архиерейскую, борщ монастырский. Однако если в древности люди и ели, то прежде всего и постились. И из разговоров со старыми людьми выясняется, что в этом-то и была радость жизни. Народная мудрость гласит: «Великий пост всем прижмет хвост», «Пришли редька да хрен, да книга Ефрем» (во время великопостных богослужений читались поучения прп Ефрема Сирина).

В наше время, в силу секулярного сознания или протестантствующего отрицания, или просто в силу человеческой лени и небрежения о своем духовном состоянии, посты с легкостью начинают «отменять». Объясняют это также трудностью их соблюдения: как можно-де отказаться самому от мяса, сала, колбасы, яиц, масла? До недавнего времени «помогала» нам в этом отношении и атеистическая пропаганда, говорившая о вредности постов для здоровья. Между тем трудно сделать только первый шаг. Но его можно и нужно делать, если мы думаем о духовном возрождении нашего общества, нашей семьи, каждого человека. Можно привести слова, адресованные автору в письме недавно пришедшего в Церковь человека: «Вот впервые я выдерживаю пост и все, все это благодаря Богу». Вспомним слова Христа Спасителя: «Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:30).

Трудности первых шагов возрождения соблюдения поста неминуемы, но их покроет любовь, о чем говорит ап. Павел: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим. 14:1 — 3:6).

Архимандрит Макарий (Веретенников), насельник Троице-Сергиевой лавры, доктор церковной истории

Источник: Макарий (Веретенников), архим. Заметки о правосл. вере. — СПб.: Русская симфония, 2011. С. 23-28.

Троице-Сергиева лавра