22 декабря 2024 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма равноапостольных Константина и Елены в Митине и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Перед началом богослужения у врат храма Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: митрополит Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, управляющий Северо-Западным викариатством г. Москвы; префект Северо-Западного административного округа г. Москвы А.А. Пашков; иерей Игорь Константинов, благочинный Спасского округа Северо-Западного викариатства, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркине г. Москвы; иерей Максим Павленко, и.о. настоятеля храма равноапостольных Константина и Елены в Митине г. Москвы; учащиеся воскресной школы и творческой мастерской при храме равноапостольных Константина и Елены в Митине.
Были освящены три престола: центральный — в честь равноапостольных Константина и Елены; южный — в честь преподобных Кирилла и Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия Радонежского; северный — в честь благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. Также Святейший Владыка освятил 20 антиминсов.
При освящении храма и за Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Наро-Фоминский Никандр; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Сергий Куликов, благочинный Знаменского округа Северного викариатства, настоятель храма мучеников и бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском г. Москвы; протоиерей Сергий Дикий, благочинный Всехсвятского округа Северного викариатства, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Коптеве; протоиерей Константин Михайлов, благочинный Зеленоградского округа Северо-Западного викариатства, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Ржавках в Зеленограде г. Москвы; иерей Игорь Константинов; иерей Андрей Шумкин, благочинный Успенского округа Северо-Западного викариатства, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Щукине г. Москвы; иерей Максим Павленко; московское духовенство.
В храме присутствовали: заместитель губернатора Орловской области А.П. Бирюков; префект СЗАО г. Москвы А.А. Пашков; глава управы района Митино г. Москвы А.С. Низамов; член-корреспондент Российской академии художеств, советник Российской академии архитектуры и строительных наук А.Н. Оболенский; и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия «Софрино» В.А. Левин; генеральный директор ООО «Хельга» А.В. Казанцев.
За богослужением молились строители, благотворители, благоукрасители и жертвователи храма, православная молодежь, учащиеся воскресной школы.
Богослужебные песнопения исполнили хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением иеромонаха Нестора (Волкова) и детский хор «Ключ» при храмах Всемилостивого Спаса и равноапостольных Константина и Елены в Митине под управлением Т.В. Локтевой.
Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
За Литургией была совершена иерейская хиротония диакона Алексия Арефьева, клирика Покровского ставропигиального женского монастыря у Покровской Заставы.
Проповедь перед причастием произнес иерей Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса, Патриаршего подворья в Митине.
По окончании Литургии иерей Максим Павленко приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону равноапостольных Константина и Елены с изображением храма в Митине.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Евангелие повествует об исцелении Господом десяти прокаженных (Лк. 17:11-19). А что значило в то время быть прокаженным? Значило быть пожизненно изолированным, потому что проказа, болезнь, распространяющаяся через контакты между людьми, была неизлечима, и потому единственным способом ограничить ее распространение была изоляция болящих. Это, конечно, было огромным испытанием для таких людей, и неслучайно, что Господь встретился с прокаженными и исцелил их.
А что происходит дальше? Конечно, радость огромная: они были изгоями, отделенными от общества, от родных, близких, и, наверное, сразу бросились к себе домой, к родным, близким или просто к односельчанам — к тем, кто их знал, чтобы поделиться своей радостью. И только один вернулся и поблагодарил Господа, и тот был самарянин, а не иудей, то есть не из той религиозной общины, к которой принадлежал Сам Господь. И спрашивает Спаситель: «А где же остальные девять?» Ведь только один пришел, и тот не из избранного народа, а самарянин.
Благодарение Богу — это очень важная тема. А зачем вообще нам нужно благодарить Бога? Ведь Бог вседостаточен, Он ни в чем не нуждается, Он Всемогущий Создатель мира, величайшая и, в конце концов, неведомая для нас Сила. И вот святитель Иоанн Златоуст, рассуждая на эту тему, так и говорит: «Бог не нуждается в наших добрых делах и наших жертвах, но мы, принося жертву Господу и делая добрые дела, изменяемся, то есть в нас происходит перемена, которая приближает нас к Богу».
Вот почему и сказано: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2:26). Потому что, веруя, мы должны меняться нравственно, духовно, у нас должно формироваться такое мировоззрение, в котором не будет места ничему плохому, ничему злому, ничему, что может травмировать ближнего. И если бы все жили по Его божественным заповедям, то действительно был бы рай на земле. Но неспособны люди жить по этим заповедям, и даже поблагодарить Бога многие оказываются неспособны.
Ведь и сейчас нередко происходят чудеса — мне как Патриарху доводится об этом слышать, а иногда и своими глазами видеть исцеление тяжело больных. И какая радость у человека, когда он вдруг осознаёт, что вышел из пограничной зоны, которая отделяет жизнь от смерти! Довольно часто это сопровождается обращением людей к Богу и благодарением Ему, однако нередко бывает, что и нет никакого благодарения.
Но это экстремальные случаи. А вот в нашей повседневной жизни — часто ли мы Бога благодарим по-настоящему, искренне? Ведь благодарить Его мы должны за каждый день: просыпаемся утром, и первое, что нужно сделать, — это осенить себя крестным знамением и сказать: «Благодарю Тебя, Господи, я жив, я здоров, я сейчас встану, пойду на работу». А если у тебя хорошая семья, дети — поблагодари Господа и за этот дар; да и вообще благодари за все, что имеешь.
Но с благодарением у нас как-то туговато. Просить Господа мы любим, а вот с благодарением не всегда получается. Вот почему сегодняшнее евангельское чтение должно всех нас подвигнуть к тому, чтобы обращаться к Богу не только с тем, что потом озвучивается многоголосым хором: «Подай, Господи!» Нужно, чтобы наше обращение к Богу — «подай, Господи» — сопровождалось также словами: «Благодарю Тебя, Господи! Благодарю за все, что Ты сделал для меня, за то, что я пришел в этот мир, за то, что я жив, здоров. А если даже и болен, то у меня есть надежда на исцеление силой Твоей. Благодарю за то, что меня окружают родные, близкие люди; а если таковых нет, благодарю Тебя, что я и в одиночестве не чувствую себя одиноким».
Благодарение Богу — это признак и непременное условие подлинной религиозной жизни человека. Еще раз напомню слова Иоанна Златоуста: «Благодарение Богу ничего Ему не прибавляет, но оно нас приближает к Нему». Каждое благодарение Господу — это маленький шаг к Нему навстречу, а чем ближе мы к Нему, тем больше изливается на нас Его милость, Его благодать, Его сила. Нельзя только просить — нужно непременно благодарить и через благодарение Богу приближаться к Нему, а значит, и получать дары Господни.
Настолько важно благодарение Богу, что величайшее богослужение — Святая Евхаристия — и означает благодарение. Греческое слово «евхаристо» — это «спасибо». Литургия — это когда мы говорим «спасибо» Господу, когда мы благодарим Его за всё. За то, что Он мир этот создал, за то, что мы в этом мире, за то, что мы собираемся как община, приносим Бескровную Жертву и через вкушение Тела и Крови Господа соединяемся с Ним и получаем великую благодатную силу. Самое важное богослужение Церкви — это богослужение благодарения, а поелику так, как же важно благодарение Богу и в нашей личной жизни!
Но не только Богу. Господь через эти слова о важности благодарения призывает нас к тому, чтобы мы не забывали и друг друга благодарить. Нередко, получив от кого-то некое благодеяние, мы в каком-то порыве непрестанно говорим: «спасибо, спасибо, спасибо». Но проходит время, «спасибо» произносим все реже, а потом и вовсе забываем об этом человеке. Но если и нет возможности сказать слово «спасибо», то о благодетелях всегда нужно молиться, потому что это для них важнее, чем любое наше слово. А по возможности поддерживать добрые отношения с теми, кто сделал для нас доброе дело.
Вот построили добрые люди этот храм — никогда не нужно забывать о них и об их семьях. Нужно всегда их поминать, их имена должны быть включены в синодик. А когда встречаетесь с этими людьми — приветствуйте их с любовью, с теплым гостеприимством, потому что и это будет нашим ответом на их доброе дело. А без благодарения не может вообще существовать человеческий род; и если бы не было благодарения, не было бы и добрых дел.
За все следует Господа благодарить, и в ответ на это благодарение Господь отвечает нам новыми благодеяниями. Вот так и замыкается подлинная связь между Богом и человеком — то, что мы называем религией, от латинского слова «religare», «соединять», — и происходит наше с вами общение через веру, через религию, с Самим Богом. Связь, которая жизненно нужна всем нам.
Итак, благодарение Господу укрепляет нашу связь с Богом, а значит, открывает Ему нашу душу, сердце и всю нашу жизнь — в ответ на ту божественную благостыню, что мы получаем в своей жизни, порой даже не ожидая. А ведь это и есть знак Божиего отношения к нам, Божией помощи, и единственный ответ на все Его благодеяния — наша искренняя вера, участие в Святой Евхаристии, которая есть таинство Благодарения, и совершение непременно добрых дел в отношении тех, кто в них очень нуждается. И да помогай нам Господь именно так проходить дни нашей жизни — во славу Его святого имени и в наше спасение. Аминь».
В дар новоосвященному храму Предстоятель передал икону благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского.
Далее состоялось вручение церковных наград. Во внимание к трудам и помощи по строительству храма равноапостольных Константина и Елены в Митине г. Москвы были награждены:
- иерей Максим Павленко — медалью «Патриаршая благодарность»;
- О.Н. Силантьев, генеральный директор ООО «Сэвэн Девелопмент», — орденом благоверного князя Даниила Московского II степени;
- А.П. Бирюков, заместитель губернатора Орловской области, — орденом благоверного князя Даниила Московского III степени;
- Ю.М. Гладыш, генеральный директор ООО «Электрострой», — орденом благоверного князя Даниила Московского III степени;
- Ф.О. Туркин, председатель совета директоров холдинга «РСТИ», — орденом благоверного князя Даниила Московского III степени;
- В.В. Тихонов, учредитель ООО «Главстройгрупп» и ООО «Сэвэн Девелопмент», — орденом благоверного князя Даниила Московского III степени;
- С.Б. Пальчиков С.Б., руководитель экспертной группы при Комитете по имущественным отношениям, природопользованию и экологии Московской областной Думы, — Патриаршей грамотой;
- И.В. Бускин, директор Парка культуры и отдыха «Бабушкинский» г. Москвы, — Патриаршей грамотой.
В завершение Святейший Патриарх Кирилл напутствовал верующих: «Еще раз благодарю всех, кто потрудился при строительстве этого храма, и всех вас, мои дорогие, кто сегодня присутствует. И очень надеюсь, что этот храм будет наполняться народом не только по случаю освящения или Патриаршей службы, но и каждое воскресенье. Храмы строятся для того, чтобы в них ходили, молились, потому что молитва в храме — особая молитва, которая достигает подножия престола Царя Небесного. Всех вас еще раз поздравляю с этим историческим для каждого, кто в нем участвовал, событием, и благословение Божие пребывает над вами, над вашими родными и близкими и над всеми, кто живет в месте, где воздвигнут этот святой храм. Храни вас Господь!»
Далее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил организованный при храме центральный офис добровольческого движения «Москва своих не бросает».
***
Храм равноапостольных Константина и Елены в Митине создан в рамках Программы строительства православных храмов в Москве. Проект храмового комплекса разработал известный российский архитектор академик А.Н. Оболенский, принимавший активное участие в воссоздании кафедрального соборного Храма Христа Спасителя.
Первым храмом стала простая армейская палатка, переданная командованием части Воздушно-десантных войск, располагавшейся на нынешней территории прихода. Многие воины-десантники крестились в этом храме.
Деревянный храм в честь Почаевской иконы Божией Матери был построен и освящен в 2004 году. Каменный храм начал строиться в 2012 году, 5 августа 2013 года архиепископ Егорьевский Марк (ныне митрополит Рязанский и Михайловский) торжественно освятил закладной камень в основание святыни.
Храм равноапостольных Константина и Елены в Митине — один из самых масштабных проектов Программы строительства православных храмов в Москве. Семикупольная шатровая церковь рассчитана на 500 прихожан. Высота храма — 54 метра. Площадь — более 3340 квадратных метров.
15 декабря 2023 года и.о. настоятеля храма был назначен иерей Максим Павленко.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси