Патриарх (новости), Центральное викариатство (новости)

Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом Вражке

4 марта 2017 года, в субботу первой седмицы Великого поста, день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, (празднование перенесено с четверга 17 февраля с.с. / 2 марта н.с.) и великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного храма святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке, и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Великим чином были освящены три престола: главный престол ― в честь Спаса Нерукотворного Образа; южный ― в честь свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских; северный ― в честь свт. Николая Мирликийского.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Осколков, настоятель храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских; столичное духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом Вражке (регент Н.И. Власова).

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз».

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Сергия Парфенова, клирика храма святителя Николая Мирликийского в Толмачах, в сан иерея.

Проповедь перед причастием произнес иерей Владимир Соколов, клирик храма Девяти мучеников Кизических, настоятель строящегося храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Никольском.

По завершении Литургии настоятель новоосвященного храма протоиерей Михаил Осколков от лица духовенства и прихожан приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список храмовой иконы святителей Афанасия и Кирилла.

Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение первой седмицы Великого поста православные христиане, по крайней мере, те из них, кто имел такую возможность, посещали храм каждый день, многие — утром и вечером. Этот молитвенный опыт первой седмицы имеет очень большое значение для духовной жизни. Находясь в храме в течение длительных служб, мы погружаемся в благодатную стихию, которая не может не воздействовать на сознание и сердце человека, потому что исполнена великими смыслами. Эти смыслы не всегда до нас доходят — кто-то не вполне понимает славянский текст, кто-то не знает истории происхождения Божественных книг, не представляет себе эпохи, в которые они были написаны. Многое может показаться странным, непонятным, но, тем не менее, каждый в меру своих сил понимает главное: через эти Божественные тексты с нами говорит Сам Бог, прежде всего словами Псалтири.

Помимо того что мы во время этих продолжительных богослужений насыщаемся Божественными смыслами, мы также слышим призывы к покаянию, молитве, милосердию, ко всему, без чего не может состояться человек, тем паче христианин. На первой седмице Великого поста всем нам подобает размышлять о нашем внутреннем состоянии, о наших грехах, анализировать свои мысли, свои поступки, свои чувства, подвергать их строгому суду и приносить покаяние. Все это мы делаем, чтобы стать хоть немного лучше, чтобы вырваться из повседневности, из забот и суеты, в которые мы погружены, — чаще всего в силу обстоятельств, а иногда и по своей воле, — и чтобы действительно почувствовать близость Божественную, прикоснуться к Божественной благодати.

Возрастание человека, борьба с грехами, стремление к совершенству с опорой только на собственные силы не могут быть успешными, потому что нам бросают вызов силы, многократно нас превосходящие. И внешние искушения и соблазны, и естественные проявления человеческой плоти, и многое другое ставят наш разум, нашу волю в очень стесненные условия, не дают возможности раскрыть в полной мере внутренний духовный потенциал, победить злые помыслы, страсти и пороки.

Почему же мы все-таки не складываем рук, почему не отказываемся от борьбы, почему у нас есть надежда? А потому что в движении к совершенству, если мы готовы идти по этому пути, с нами Сам Господь. Он передает нам Свою благодать, Свою энергию, Свою силу. Именно благодаря Его силе, Его энергии, Его благодати мы и способны подниматься вверх к небу, к звездам, несмотря на тяжесть земного притяжения.

Верующему человеку, идущему по пути спасения, Господь дает Свою энергию, Свою благодать прежде всего в Таинствах Церкви. Святому Григорию Нисскому принадлежат малопонятные с первого взгляда, но исполненные великого смысла слова: «Причащаясь Святых Христовых Таин, мы становимся, как Он», — то есть мы становимся такими, как Бог. Конечно, святой не имел в виду возможность человека по существу стать таким, как Бог, — природа Божественная и природа человеческая различны, и невозможно природе человеческой стать природой Божественной. Но у человека есть возможность воспринять Божественные энергии, а поскольку энергии эти являются нетварными, то мы, впитывая их, принимаем в себя Божество.

Трудно понять разумом, но так учит Сам Господь: ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную (см. Ин. 6:54), именно он становится сыном Божиим. Вся святоотеческая традиция, которая говорит о соединении человека с Богом в таинстве Евхаристии, отталкивается от слов Самого Христа Спасителя, от учения святых апостолов. И мы верим, что так и происходит, — мы становимся причастниками Божественных нетварных энергий. Именно эта сила способна преобразовать нашу человеческую немощь: грешника соделать святым, преступника — подвижником, известным строгостью жизни, и примером для других, как это нередко бывало в истории Церкви: из камней сих соделать детей Аврааму (см. Мф. 3:9). Именно поэтому очень важно причащаться Святых Христовых Таин.

Нередко перед православными людьми возникает вопрос: а как часто нужно причащаться? Хотел бы привести в пример размышления аввы Феоны, которые содержатся в творениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Об авве Феоне мало что известно — пространного жития этого старца нет, известно лишь, что он жил в конце IV — начале V века, был отшельником и провел более 30 лет в египетской пустыне, недалеко от Александрии. Старец прославился силой исцелений: к нему в пустыню притекало множество жителей Александрии со своими болезнями и скорбями, и старец помогал им. Есть очень интересные сведения о том, что к нему приходили не только люди, но и звери, которые в то время встречались в пустыне, — и буйволы, и козы; они окружали святого, а он из источника рядом со своей келией поил их водой. Это гармоничное единство святого человека с природой и людьми является очень сильным свидетельством особой благодати, почившей на старце.

Так что же авва Феона говорил о причащении? В то время был среди монахов обычай причащаться один раз в год, и старец учил, что это неправильный обычай, что в нем проявляется не столько смирение, сколько гордость, поскольку те, кто причащается раз в год, утверждают, что недостойны причащаться чаще. Что же из этого вытекает? Стало быть, раз в год они себя считают достойными причащения Тела и Крови Самого Господа и Спасителя. Из этого авва Феона делает очень важный вывод: причащаться нужно с полным сознанием своего недостоинства по меньшей мере каждый день Господень. А день Господень — это воскресенье.

Это свидетельство святого человека, прославленного чудесами, любовью к Богу и окружающей природе, подвиг которого запечатлен в творениях святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, должно и нам помочь понять, как следует причащаться Святых Христовых Таин. Ни в один момент жизни мы не можем дерзнуть сказать, что теперь мы готовы, что теперь мы достойны, — потому что не смыть нам всех наших грехов, и всех наших слабостей не исцелить, и болезней не излечить никакими приуготовлениями, — но с сознанием своей греховности, с искренним исповедованием грехов мы должны по крайней мере в воскресный день приходить к Святой Чаше. Если кто-то в силу ряда причин не может причащаться каждое воскресенье, то, по крайней мере, причащение должно быть достаточно частым. А иначе мы опираемся исключительно на свои силы — в наших духовных подвигах, в нашем стремлении к исправлению жития, как и в решении многих проблем, которые перед нами стоят. Отказываясь от причащения Тела и Крови Христовой, мы словно говорим, что все сделаем сами, но нам самим многое не удается. Если же мы с Господом, то Он ведет нас по жизни, Он нас вразумляет, Он помогает нам избежать слов и поступков, опасных для нашей жизни, особенно жизни духовной.

Пусть опыт святоотеческий, великие слова святого Григория Нисского и мудрые поучения аввы Феоны помогут нам почувствовать необходимость соединяться со Христом в таинстве Святой Евхаристии, чтобы иметь надежду жизни вечной. Аминь».

В завершение Предстоятель Русской Церкви сказал:

«Хотел бы поблагодарить Вас, отец Михаил, за Ваши добрые слова и за подарок, который Вы мне преподнесли, а также всех прихожан этого святого храма за те большие труды, которые вы понесли, начиная с 1990-х годов до нынешнего дня, приуготовляя этот храм к великому освящению. Очень важно, чтобы труды, которые люди совершают во имя Господне, объединяли их.

Опыт показывает, что людей очень объединяет строительство и восстановление храмов, когда каждый вносит какую-то небольшую лепту, свои средства, время и силы. Тогда храм становится частью жизни, становится чем-то очень близким, родным, и с ним люди связывают свою дальнейшую жизнь.

Сегодня мы строим новые храмы не только для того, чтобы их было больше, потому что их недостаточно для такого огромного города как Москва, но и еще и потому, что строительство храмов есть великое общее делание. В переводе на греческий общее делание ― это литургия. Так называется и богослужение, которые мы только что совершили, это общее делание: мы все вместе молились Господу, вместе совершили таинство Святой Евхаристии. Вся наша жизнь должна быть литургией, общим деланием во славу Божию и себе во спасение».

В благодарность за труды Святейший Владыка вручил протоиерею Михаилу Осколкову юбилейный крест, изготовленный по случаю 70-летия со дня рождения Его Святейшества.

В дар новоосвященному храму Предстоятель Русской Церкви передал икону Торжества Православия.

Сегодня вечером, в канун Недели 1-й Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит всенощное бдение в Заиконоспасском ставропигиальном монастыре.

***

Храм святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке был построен не позднее середины XV века. Первое документальное упоминание встречается в Книге патриаршего приказа за 1631 год.

Деревянная трехпрестольная церковь в начале XVII века была отстроена каменной и двухпрестольной. Главный алтарь освятили в честь Спаса Нерукотворного Образа, а боковой придел в честь свт. Николая Чудотворца. Но в 1748-1749 годах по прошению одного из прихожан был устроен придел свтт. Афанасия и Кирилла, и церковь вновь стала трехпрестольной.

Во время Отечественной войны 1812 года произошло знаменательное событие. В храме была помещена чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», вывезенная из осажденного Смоленска. Позднее крестным ходом она была перенесена в Успенский собор Кремля.

В 1813 году был заново освящен Никольский придел, единственная уцелевшая от разорения часть храма. В 1815-1817 годах была вновь отстроена каменная церковь. С 1836 года, в течение двадцати лет, храм полностью перестраивался и был освящен в 1856 году. Работы по реконструкции и строительству производились по благословению и при непосредственном участии святителя Филарета, митрополита Московского.

В конце 1870 годов работы по благоустройству храма были возобновлены. Именно тогда он приобрел нынешний вид.

В 1932 году церковь свтт. Афанасия и Кирилла была закрыта, ее здание стало использоваться под разные хозяйственные нужды. В 1970-е годы началась частичная реставрация. В начале 1990-х годов было принято решение о возвращение здания храма Церкви. 5 ноября 1992 года были совершены малое освящение придела святителей Афанасия и Кирилла и первая Божественная литургия.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Фотоальбомы