Монастыри (новости), Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото)

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Покровском Хотькове монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Пантелеимона (Бердникова) во епископа Бикинского

22 октября 2023 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора (787), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь, расположенный в Сергиево-Посадском районе Московской области. В этом году отмечается 30-летие возрождения монашеской жизни в обители.

У врат Никольского собора Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: настоятельница обители игумения Олимпиада (Баранова), глава Сергиево-Посадского района Д.А. Акулов, глава городского поселения Хотьково Р.Г. Тихомирова, а также воспитанники Православного детского пансиона, расположенного при монастыре.

В Никольском соборе Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Пантелеимона (Бердникова), клирика Хабаровской епархии, во епископа Бикинского, викария Хабаровской епархии.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий; митрополит Астраханский и Камызякский Никон; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Ванинский и Переяславский Аристарх; епископ Амурский и Чегдомынский Николай; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; архимандрит Амвросий (Кравчук), клирик Покровского Хотькова монастыря; архимандрит Ефрем (Елфимов), насельник Троице-Сергиевой лавры; духовенство г. Москвы, Покровского Хотькова монастыря, Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии.

Богослужебные песнопения исполнил хор обители под управлением монахини Иннокентии (Мноян).

На богослужении присутствовали: губернатор Хабаровского края М.В. Дегтярев; глава Сергиево-Посадского района Д.А. Акулов; глава городского поселения Хотьково Р.Г. Тихомирова.

В храме молились настоятельница Покровского Хотькова монастыря игумения Олимпиада (Баранова) с сестрами обители, воспитанницы монастырского приюта-пансиона для девочек, жители Хотькова и паломники.

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального монастыря, руководитель аспирантуры Московской духовной академии, профессор МДА.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Бикинского Пантелеимона на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Пантелеимон!

Живоначальная и живоносная благодать, обновляющая нас дохновением Духа Божественного и Святого (трипеснец в пяток Пятьдесятныя недели), ныне в изобилии излилась и на тебя — новоизбранного епископа Церкви Христовой. Тебе предстоит совершать архипастырское служение на Хабаровской земле, где ты исполнял послушание ректора семинарии, трудился на преподавательском поприще и был духовником епархии.

Дай Бог, чтобы бремя ответственности за вверенных чад не отнимало у тебя полученных ныне плодов духа, в особенности же любви и радости (Гал. 5:22) — радости о Святом Духе, радости от свершения богослужения, радости от соприкосновения со святыней, радости бытия со Христом, радости того, что ты удостоен предстоять престолу Божию, приносить Бескровную жертву и быть причастным Святых Таин, радости того, что Господь вручил тебе столь высокое служение и сопричислил преемникам апостолов.

Тебе посчастливилось духовно возрастать под кровом Аввы Сергия — с детства быть прихожанином основанной им обители, иметь наставником мудрого, опытного и строгого старца архимандрита Наума (Байбородина), затем обучаться в Московской духовной академии — Большой келье Преподобного, где ты принес монашеские обеты и долгие годы исполнял различные важные послушания. Ты видел многих духоносных отцов — и наверняка обратил внимание на их мирное расположение души и неизменную тихую радость, которая была плодом всецелого доверия Богу и любви к Нему.

В нынешнее, как мы говорим, сложное время мы ежедневно получаем огромный объем пугающих и тревожных сведений, поэтому важно, чтобы православные храмы были оазисами тишины, мира и радости, где люди находили бы утешение и успокоение, ободрялись духом, укреплялись участием в богослужениях и Таинствах. Сегодня строгий и жесткий пастырь, проявляющий излишнюю требовательность к людям, вызовет у них, скорее, отторжение и нежелание ходить в храм, потому что строгостей, сложностей и бед в жизни и без того достаточно, а в церкви люди стремятся найти покой, душевное успокоение и любовь. Напротив, священник, с радостью совершающий свое поприще и служение (Деян. 20:24), вдохновляет взирающих на него приобщиться к сокровищнице Православия, своей радостью опровергая устойчивое заблуждение, будто жизнь верующего исполнена скорби, чрезмерных ограничений, запретов и вообще мрака.

В общении между людьми радость одного — это сигнал другому о благорасположении и готовности к взаимодействию. Радость в Церкви не только определяет духовное состояние того, кто радуется, но имеет отношение и к другим, потому что люди, приобщаясь к этой радости, способны многое изменить в своей жизни. Учитывай это, в особенности при выстраивании работы с молодежью и осуществлении того, что мы называем социальным служением, то есть, когда архиерей или священник идет в народ и помогает людям снять с себя бремена, нередко очень скорбные, связанные, в том числе, с материальными ограничениями. Подрастающему поколению свойственны жизнелюбие, энергичность и веселость нрава, поэтому юноши и девушки охотно слушают исполненного радости и душевного света архипастыря, тянутся к Церкви и являют готовность участвовать в ее служении. А мраком молодежь в храм никогда не привлечешь и строгими глазами, сморщенным лбом никогда не расположишь к себе молодого человека, который не ищет в Церкви скорби, потому что по природе своей расположен к радости.

Страждущие же люди, которые несут тяжелый крест болезней и лишений, больше других нуждаются в радости, и поскольку в силу обстоятельств внутренних ресурсов у них для этого обычно недостаточно, они ждут утешения и ободрения от других. Тебе это, конечно, хорошо известно, ведь ты многие годы работал врачом и знаешь, что далеко не каждый может со смирением воспринимать немощи плоти и претерпевать болезнь без ропота и озлобления. Надеюсь, что, опираясь на большой опыт медицинской работы, ты будешь прикладывать усилия к развитию больничного служения, научишь клириков, волонтеров и неравнодушных мирян Хабаровской епархии с любовью и милосердием относиться к страждущим, как это делал святой великомученик и целитель Пантелеимон, имя которого ты носишь в монашеском постриге.

Верующий во Христа способен радоваться радостью неизреченной и преславной (1 Пет. 1:8), и умение делиться этим с ближними очень ценно сегодня. Для страждущих именно радость и надежда на Господа может стать спасательным кругом, который удержит их на плаву, не даст утонуть в море отчаяния и боли. Помни об этом при реализации социальных проектов, а также в те моменты, когда ты сам посещаешь немощных и обездоленных. Пусть, глядя на тебя, они убедятся, что Царствие Божие есть мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17), и захотят быть наследниками этого Царствия.

Памятуя о том, что все мы призваны стать жителями всечестного рая, богозданного селения, где веселие нескончаемое и наслаждение (стихиры в Субботу сырную), научи людей чувствовать причастность к Царству Небесному уже сейчас, как некогда ощутили его послы князя Владимира и с удивлением свидетельствовали: «Не знаем, на небе мы были или на земле». Пусть, вдохновленные твоим примером, вверенные тебе чада, приходя в храм славы Господней, мнят себя стоящими на небе (седален 6-го гласа в понедельник утра) и испытывают заповеданную нам радость о великой награде, уготованной в вечности. Совершай Литургию с благоговением и трепетом сердца, укрепляясь осознанием того, что Бог наш есть свет паче всякого света и радость паче всякой радости (молитва по 4-й кафизме).

Служение архипастыря сопряжено со многими заботами и проблемами. Однако понимание того, что ты делаешь дело Господне, ведешь людей ко спасению и научаешь их жизни по вере, должно давать и подлинную радость, и глубокое удовлетворение от исполнения предназначенного тебе.

Смотри, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться детьми Божиими! (1 Ин. 3:1), восклицает апостол и евангелист Иоанн. Любовь Творца — наше самое ценное сокровище, а возможность быть Его чадами — величайший дар. Пусть понимание этого не только утешает тебя в ежедневных трудах, но и помогает в общении с людьми и в твоем миссионерском служении. Научившись радоваться о любви Господней, ты сможешь научить этому и других, и твой добрый настрой будет лучшим свидетельством правильности пути для тех, кто пока не решается переступить порог храма и связать свою жизнь со Христом.

Сын Божий, помазанный от Отца Духом радования (канон 4-го гласа в неделю утра на полунощнице), наделил тебя ныне высочайшей властью — для того, чтобы ты стал пастырем добрым и деятельно заботился о стаде словесном. К благостному архиерею будут охотно обращаться клирики епархии, зная, что получат теплый прием и найдут понимание, не останутся наедине со своими проблемами и не столкнутся с равнодушием. Докажи разумность свою добрым поведением с мудрой кротостью (Иак. 3:13) — не только в отношении священнослужителей, но и во взаимодействии со всеми теми, кто будет обращаться к тебе за советом или с просьбой. Будь надежным соработником правящего архиерея митрополита Хабаровского и Приамурского Артемия, участвовавшего ныне в твоей хиротонии, помогай ему развивать церковную жизнь в епархии и заботиться о том, чтобы все было благопристойно и чинно (1 Кор. 14:40).

Господь Вседержитель, Который свет и радование ангелов (канон 1-го гласа в понедельник утра), да поможет тебе достойно совершать высокое епископское делание и быть в мире со всеми людьми (Рим. 12:18). Ныне же прими сей жезл, благослови молившихся с нами о даровании тебе непорочного архиерейства и с решимостью гряди к месту твоего служения. Аминь».

По традиции новохиротонисанный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Игумения Олимпиада (Баранова) приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла Его Святейшеству икону святителя Филарета Московского.

В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимая матушка игумения! Хотел бы всех сегодня поблагодарить за совместную молитву и Вас, матушка, за добрые слова и за подаренный образ.

Я также приветствую губернатора Хабаровского края Михаила Владимировича. Думаю, очень важно, что Вы сегодня были вместе с нами и молились о том, каким должен быть архипастырь, служащий в Хабаровском крае. Общее делание, которое мы сегодня совершили, и то, что Господь совершил через нас, немощных людей, — это возложение рук на священнослужителя, который стал преемником апостолов и призван осуществлять апостольское служение, продолжать их дело на Хабаровской земле. Дай Бог, чтобы именно так и проходило это служение во благо Церкви, Отечества и народа Хабаровского края».

Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимая матушка игумения!

Сегодня евангельское чтение было посвящено воскрешению сына наинской вдовы (Лк. 7:11-16). Это хорошо известное повествование о том, как Господь на пути столкнулся с погребальной процессией. Умерший был единственным сыном вдовы, и Господь, сжалившись над матерью и над всеми теми, кто глубоко ей сострадал, воскрешает юношу.

Воскрешение мертвеца — это событие совершенно невероятное. Когда нечто подобное происходит в наше время, ученые утверждают, что никакой смерти не было, а был летаргический сон, глубокий обморок или еще что-то. Но ведь в Наине имела место реальная смерть, и человек оставался мертвым настолько долго, что уже не оставалось никакой возможности для того, чтобы вновь заработали внутренние органы, обновились клетки, восстановился мозг. Однако Господь действительно возвращает умершего к жизни. Он вновь организует человеческое естество, так что оно становится жизнеспособным. То есть произошло величайшее чудо, и, конечно, оно не могло не поразить тех, кто его видел. Многие уверовали, но были, наверное, и такие, которые пожимали плечами и говорили, что произошло нечто непонятное, что он, может, вовсе и не был мертвый, и находили для себя множество объяснений — просто чтобы отказаться от принятия того, что совершенное было действием Божественной силы.

Но ведь нечто подобное происходит и сейчас. А если кто-то скажет, что в настоящее время чудес не бывает, так ведь, наверное, каждый священник в своей жизни, на исповеди или в беседе с верующими, слышал о необычайных событиях в их жизни, которые можно назвать чудом. И мне приходилось встречаться с такими людьми, и я храню в памяти эти рассказы, причем не было никакого сомнения в том, что человек разумный, трезвый, образованный, лишенный какого бы то ни было сверхмистического отношения к жизни, говорит сущую правду и с ним действительно произошло чудо, хотя, конечно, не столь явное, как с сыном наинской девы.

Что же означает возвращение к жизни человека, уже приговоренного к смерти? С таким событием и я когда-то столкнулся. Человек был списан врачами, его отправили умирать, а он ожил. Не хотел бы говорить о жизни своей семьи, но нечто подобное произошло с моим отцом во время Ленинградской блокады. Он дошел до состояния полного истощения, продолжая оставаться в строю, — он был инженером и руководил строительством укреплений вокруг Ленинграда. Но голод был страшный, и отец упал на улице, потеряв сознание. Его привезли в больницу, и врач, проходя мимо, посмотрел и сказал: «Отправьте в морг». Действительно, так и делали с теми, кого подбирали на улице, и отец лежал в морге, покрытый полотном. Случайно проходила сестричка, приоткрыла его лицо и заметила, что у отца расширился зрачок. И она поняла, что отец жив. А в то время дисциплина была строгая, и врач мог быть наказан, тем более что речь шла об инженере, который руководил строительством укреплений вокруг Ленинграда. И отца стали усиленно кормить, чтобы вывести из тяжелого состояния, и он встал на ноги и остался жив. А в 1947 году, уже после окончания войны, стал священником. Это история из жизни, и для меня нет ничего удивительного в том, что сегодня мы слышали в повествовании о воскрешении сына наинской вдовы.

Господь силой Своей совершает чудеса. Может, не такие радикальные, как в случае с наинской вдовой, но они происходят в нашей жизни. Другое дело, что мы, как я часто говорю, по неведению, забвению или окамененному нечувствию неспособны это серьезно воспринять. Мы непременно начинаем что-то объяснять себе таким образом, чтобы исключить прямое вмешательство Бога в нашу жизнь. Но если не будем какими-то псевдоаргументами объяснять особые события в нашей жизни, то увидим, что рука Божия присутствует на каждом из нас. Только надо повнимательнее смотреть, не пытаясь объяснять естественными обстоятельствами нечто для нас непонятное, что с нами произошло. И тогда, может быть, и увидим руку Божию — то, что и со мной, недостойным, или со мной, недостойной, Господь по милости своей совершил чудо.

Господь присутствует в жизни каждого, но в жизни одного — более радикально, более зримо, а в жизни другого — легким прикосновением. От чего это зависит? А это зависит от самого человека, от того, как он относится к Богу. Если человек верит в Бога, если он призывает Его имя, если он способен отличать Его действия, Его присутствие в своей жизни, то Господь совершает деяния, которые еще более укрепляют веру. Но если человек объясняет нечто удивительное в своей жизни стечением обстоятельств, какой-то внешней силой, не задумываясь о том, что за всем за этим — Господь, то Господь не будет врываться в его жизнь и привлекать его к вере. Потому что вера — дело добровольное, Бог никого силой к Себе не привлекает. Это не значит, что Господь не обращает на нас Свою силу, но Он обращает ее только в ответ на нашу веру и на нашу молитву. А если мы верим в Господа, если мы обращаемся к Нему, то Он слышит нашу молитву, и, думаю, многие из зде стоящих сегодня скажут: «Точно так и было когда-то в моей жизни».

То, о чем мы сегодня говорим, ученые и богословы называют религиозным опытом, то есть реальным опытом соприкосновения с иным миром, с иным бытием, с Господом, с Его благодатью, с Его силой. Но для того чтобы эти удивительные события в нашей жизни мы идентифицировали именно так, а не иначе, чтобы они помогали нам укрепляться в вере, мы должны эту веру иметь. Потому что, как сказано в Слове Божием, в злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси повинном греху (Прем. 1:4). Душа не должна быть злохудожной, и грех не должен господствовать в нас, — вот тогда нам и будет открыто присутствие Господа Спасителя, Промыслителя и любящего Отца в нашей жизни.

И да поможет всем нам сегодняшнее евангельское чтение в том, чтобы не только воскрешение мертвецов в прошлом или рассказы о невероятных событиях в нынешнее время укрепляли нашу веру, но и наш собственный духовный опыт соприкосновения со Спасителем, через который мы слышим ответ на нашу молитву, а значит, опознаем в нашей жизни Божественное присутствие. Аминь».

В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 30-летием игуменских трудов в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре Святейший Патриарх Кирилл наградил игумению Олимпиаду (Баранову) орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, I степени.

Во внимание к помощи Покровскому Хотькову ставропигиальному монастырю президент СРО Ассоциация «Школа без опасности», председатель Попечительского совета Благотворительного фонда поддержки многодетных и малоимущих семей «Общее дело» С.В. Саминский был удостоен ордена благоверного князя Даниила Московского III степени.

Далее Святейший Патриарх Кирилл, архиереи и духовенство перешли в собор Покрова Пресвятой Богородицы, где было совершено славление у мощей преподобных Кирилла и Марии Радонежских.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси