13 мая 2023 года, в праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне — месте массовых расстрелов и захоронения жертв политических репрессий, в том числе многих священнослужителей и мирян, прославленных ныне в сонме новомучеников.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Егорьевский Матфей; архиепископ Люберецкий и Подольский Аксий; архиепископ Воркутинский и Усинский Марк; епископ Видновский Тихон; епископ Серпуховской Роман; епископ Верейский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай; епископ Зарайский Константин; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Парамон; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Озерский Порфирий; епископ Можайский Иосиф; епископ Луховицкий Евфимий, председатель Синодального миссионерского отдела; епископ Звенигородский Кирилл, ректор Московской духовной академии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Качанкин, почетный настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы г. Коломны Московской области; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; протоиерей Николай Лищенюк, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей; протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по Московской области; протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне; иерей Василий Лосев, руководитель Юридической службы Московской митрополии; духовенство Москвы и Московской митрополии, представители духовенства Бердянской епархии.
На богослужении присутствовал глава Ленинского городского округа Московской области А.П. Спасский.
За Литургией молились игумении и насельницы ряда женских монастырей, священнослужители Бердянской епархии, многочисленные паломники из Москвы и Московской области.
Богослужебные песнопения исполнил хор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (регент — Е.В. Пономаренко).
Богослужение транслировалась в прямом эфире телеканалами «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
Затем были вознесены молитвы о упокоении душ усопших рабов Божиих, «во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении и горькую смерть приемших, их же имена Ты Сам, Господи, веси».
Проповедь перед причастием произнес иерей Иоанн Воробьев, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе.
По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен новомученикам и исповедникам Церкви Русской и заупокойную литию по всем погибшим и погребенным на Бутовском полигоне. После пения «Вечной памяти» был пропет тропарь праздника Пасхи.
Настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа приветствовал Предстоятеля Русской Церкви и преподнес Его Святейшеству панагию, изготовленную по образцу панагии священномученика Аркадия (Остальского), в Бутове убиенного. Епископ Аркадий был близко знаком с дедом Святейшего Патриарха Кирилла Василием Степановичем Гундяевым.
«Действительно, владыка был очень близок, вместе с моим дедом в тюрьме сидел и на Соловках, — сказал Святейший Патриарх, принимая панагию. — Вместе под страхом расстрела совершали Божественную литургию на пеньках. Первое свидетельство о владыке я получил от своего деда, который его очень почитал. Благодарю Вас за этот подарок».
Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы служили по уставу этого места, и Евангельское и Апостольское чтения были соответствующие (Рим. 8:28-39, Лк. 21:12-27). Но, готовясь к богослужению, я прочитал рядовое апостольское чтение из книги Деяний (Деян. 12:1-11) и подумал, что нужно непременно что-то сказать о написанном в этом отрывке, потому что служение в Бутово и повествование книги Деяний перекликаются и, более того, свидетельствуют о чем-то совершенно неизменном, о том, что сопутствует Церкви от самого ее основания апостолами.
А речь в книге Деяний идет об убийстве святого апостола Иакова. Он первым из апостолов принял мученическую смерть в Иерусалиме, от рук тех, кто увидел в христианстве некий духовный, нравственный вызов всему, что было близким, понятным для людей того времени, что вошло в их образ жизни и с чем они никак не хотели расставаться. Проповедь о Христе была для них сильным вызовом, потому что каждый, кто принимал эту проповедь, мог спросить у них — первосвященников, мудрецов, князей: почему же вы не живете так? А они жили совсем не так, как учил Христос.
Осознав принципиальное расхождение между искаженным ветхозаветным благочестием, не имевшим ничего общего с подлинным благочестием святых праотцев, эти люди, несомненно, увидели в христианской общине некую опасность. Действительно, новая община призывала жить по закону, который принес Моисей, но исполнять его не формально, а по духу, и выразителем такого толкования был, в том числе, и святой апостол Иаков.
Конечно, его убийство стало потрясением для всей христианской общины. Иаков был человеком святым по жизни, он был исполнен любви по закону Нового Завета, он не представлял опасности ни для кого, кроме как для тех, кто желал сохранить свою власть над общиной Иерусалима и вообще над иудейским миром, кто хотел силой удержать избранный народ от принятия Христа и Его спасительных заповедей.
А сколько же потом пролилось крови! И как замечательно, что повествование книги Деяний о мученическом подвиге апостола Иакова положено по церковному календарю на сегодняшний день, когда мы совершаем богослужение здесь, на Бутовском полигоне, где лежат тысячи и тысячи ни в чем не повинных людей, уничтоженных по большей части лишь потому, что они сохраняли в сердце своем веру в Господа и Спасителя и не шли на поводу безбожной власти!
Поэтому особое чувство наполняет душу, когда молишься у этих могил. Ведь нас от этих мучеников отделяет не такое уж большое время, если сравнить со столетиями, которые прошли после мученической кончины апостола Иакова. В каком-то смысле погребенные здесь — почти наши современники, а значит, их страдания, их мужество, их верность Господу, их смерть, должны быть и для нас очень ясным призывом к тому, чтобы мы сохраняли такую же верность. Несмотря на все те вызовы, несмотря на все те трудности, с которыми сталкивается христианская вера в противостоянии безбожным секулярным ценностям, которые сегодня возводятся в ранг цивилизационных ценностей и в соответствии с которыми принимаются законы, совершенно расходящиеся с христианским пониманием жизни.
Поэтому и от нашего поколения требуются и мужество, и, самое главное, верность Христу. Мы не должны покупаться ни на какие сладкие речи, ни на какие политизированные штампы, которые связывают устройство общества с материальным процветанием, но не содержат в себе ничего, что было бы связано с христианской верой, с великой традицией, в которой был воспитан наш народ, его лучшие представители, засвидетельствовавшие верность Господу своей жизнью и своей смертью.
Каждый раз совершение здесь Божественного богослужения актуализирует все то, что происходило с нашей Церковью на протяжении всей ее истории. И ведь в центре этой истории — исповедание Христа даже до смерти. Еще раз хотелось бы подчеркнуть: сегодня никто не требует от нас отречения от веры, никто не говорит, что мы будем лишены каких-то прав, если не откажемся от веры, как это было еще совсем недавно. Но сам уклад жизни, само развитие цивилизации потребления страшнее всяких приказов сверху, страшнее всяких законодательных норм, ведь оно проникает в сознание людей, для которых стремление к комфорту, к благополучию чаще всего затмевает любые высокие идеи.
Мы не можем сравнивать себя с новомучениками, и никто не знает, как бы мы себя повели в тех условиях. Но, судя по образу жизни большинства современных христиан, как же мы далеки от тех героев духа, которые в момент смертельного испытания не дрогнули, но остались вместе со Христом! Их пример учит нас духовному бодрствованию. Как бы ни было нам легко и просто, какой бы комфортной ни становилась наша жизнь, мы с вами обязаны помнить о нашем призвании быть верными Христу даже до смерти. А если ослабевают эти мысли, это стремление быть такими, как они, то нужно вспоминать о реальных примерах мученичества и исповедничества. И не только того, что запечатлел апостол Иаков, но и того исповедничества и мученичества, которые запечатлены на страницах нашей недавней истории и видимыми знаками которых являются надгробные холмы здесь, на Бутовском полигоне.
А потому, обращаясь сегодня к мученикам и исповедникам Церкви Русской, мы должны просить их укрепить нашу веру. Укрепить настолько, чтобы вера не отождествлялась лишь с обычаями и традициями, но чтобы вера была живой, сознательной, способной реально оплодотворять нашу жизнь, реально вдохновлять нас на подвиги, в том числе на подвиг служения ближним своим, который в условиях даже относительного комфорта нередко становится невозможным для многих из нас.
Дай Бог, чтобы по крайней мере в малом мы могли походить на тех верных сынов и дочерей Церкви нашей, которые не убоялись принять и скорби, и страдания, сохраняя верность Своему Господу и Учителю, подобно тому, как сохранили верность первые апостолы, в том числе святой апостол Иаков, память которого мы сегодня прославляем. Их молитвами да хранит Господь народ наш, Отечество наше, Церковь нашу и каждого из нас, кто стал на путь служения Господу и исполнения Его Божественных заповедей. Аминь. Христос Воскресе!»
В дар храму Святейший Владыка передал икону великомученика Георгия Победоносца: «В память о сегодняшнем пребывании и совершении Божественной литургии я бы хотел преподнести сему месту образ святого великомученика Георгия Победоносца, символа победы. Под этим символом наш народ победил в страшной минувшей войне, и он остается для нас как напоминанием о духовном героизме наших предков, так и указанием на то, какой должна быть наша жизненная позиция перед всяким грехом и всякой человеческой неправдой. Будем молиться Георгию Победоносцу, как покровителю нашего Первопрестольного града, и да хранит Господь землю Русскую, Церковь нашу и всех, кто с верой и надеждой обращается к его святому имени. Еще раз всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с замечательным праздником — с памятью новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Бутове пострадавших. Храни вас всех Господь!»
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси