Межсоборное присутствие (документы), Социальное служение (документы)

Принципы осуществления церковной заботы о детях-сиротах

Документ «Принципы осуществления церковной заботы о детях-сиротах» составлен комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия и будет направлен в епархии Русской Православной Церкви в качестве рекомендаций Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

1. Заботу о сиротах апостол Иаков называет проявлением благочестия: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот» (Иак. 1:27). Сиротство — самое большое бедствие, которое может постигнуть ребенка. Господь призывает нас к особому попечению о сиротах, Священное Писание называет Бога Отцом сирот (Пс. 67:6).

Церковь всегда проявляла особую заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. С ранних времен церковной истории это попечение приобрело организованные формы.

2. В предшествующие исторические периоды причиной сиротства чаще всего становилась смерть родителей в результате войн, болезней и других бедствий. Однако сегодня главными причинами сиротства во многих странах становятся распад семьи и нравственные болезни современного общества. Большинство воспитанников детских домов составляют «социальные сироты» — то есть дети, оставленные своими родителями, или те, чьи родители лишены родительских прав. Нередким явлением стал отказ родителей от ребенка, родившегося с инвалидностью. Несмотря на разнообразие конкретных причин материального и социального характера современное социальное сиротство исходно обусловлено причинами духовными — утратой веры, стремлением жить в свое удовольствие, нежеланием нести крест жизненных трудностей и, в том числе, заботы о детях.

3. Основной принцип церковной помощи детям-сиротам сегодня — признание приоритета семейного воспитания. Согласно утвержденному Синодом Русской Православной Церкви документу «Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви»,  главным направлением работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, должно быть содействие сохранению родной семьи. В случае, когда сохранение родной семьи представляется невозможным, необходимо способствовать устройству детей в семью, готовую принять ребенка.

Постоянное пребывание ребенка вне семьи, например, в детском доме или интернате, оказывает на его развитие негативное воздействие. Причиной является неудовлетворение потребности в любви — основной жизненной потребности человека.

Атмосфера семейного окружения в детстве служит залогом более полноценного личностного развития человека.

Поэтому главной целью церковной заботы о детях, лишенных родительского попечения, должно стать развитие института приемных семей и усыновления.

Каноническим подразделениям, профильным отделам епархий Русской Православной Церкви, имеющимся церковным детским домам и приютам необходимо развивать формы семейного устройства детей, организовывать школы приемных родителей, подыскивать детям православных усыновителей и помогать семьям, усыновившим ребенка.

4. Признавая приоритет семейного воспитания, Церковь устраивает для тех сирот, которые по тем или иным причинам не нашли приемных родителей, церковные приюты и детские дома. Воспитание в церковных детских домах и приютах, строясь на фундаменте веры и нравственности, должно готовить детей к жизни в обществе. Детям, воспитывающимся в церковном учреждении, следует давать адекватное представление о возможности создания семьи, обеспечить им доступ к среднему специальному или высшему образованию.

Главная проблема ребенка в детском доме, в том числе и в церковном, — то, что он растет вне семьи. Поэтому задачей церковного попечения о таких детях должно быть регулярное пребывание ребенка в семейной обстановке хотя бы в виде гостевого режима. Но предпочтительнее, конечно, усыновление или другие формы устройства в приемную семью [1].

5. Церковь имеет попечение и о детях-сиротах, пребывающих в государственной интернатной системе. В отношении государственных интернатных учреждений следует иметь в виду, что они практически не справляются с задачами воспитания, в частности, с подготовкой детей к самостоятельной жизни. Детям, выросшим в детских домах несемейного типа, бывает трудно устроиться в жизни, большинство из них не могут создать семью.

5.1. При окормлении государственных детских домов необходимо учитывать, что очень многое в укладе жизни там не соответствует тому образу жизни, которому детей учат в Церкви, из-за чего церковная жизнь детей чаще всего имеет формальный характер и практически никак не сказывается на их повседневном поведении и нравственном выборе. Необходимо, налаживая конструктивные доброжелательные отношения с администрацией детских домов, вести пастырскую работу с персоналом, способствовать созданию в них атмосферы христианской жертвенной любви.

Приходской общине, которая желает оказывать помощь государственному детскому дому и придать этой деятельности системный и стабильный характер, следует заключить с этим учреждением договор о сотрудничестве. Такой договор предусматривает посещение детьми храма, служение в детском доме волонтеров-прихожан, участие детей в мероприятиях, организованных общиной в детском доме, или выездных (молебны на начало и конец учебного года, праздничные мероприятия к Рождеству и Пасхе в самом учреждении, посещение храма, паломнические поездки).

В деле церковного просвещения и воспитания сирот из госучреждений и разовые акции, и тем более систематические мероприятия — это уже благое дело. Но наиболее полноценная, реальная помощь ребенку в государственных детских домов возможна, когда появляется человек, имеющий о нем постоянное попечение. Такой попечитель помогает ребенку обрести уверенность в себе, поставить реальные цели, вдохновляет, помогает преодолевать трудности. Попечителю не следует прерывать связь с воспитанником и по его выходе из детского дома. Ведь именно такая связь с человеком, имеющим живой церковный опыт, — самый верный способ укрепить ребенка в вере. Поэтому здесь очень важно постоянство: установить связь между ребенком и попечителем возможно лишь при регулярном общении. Этим значимым взрослым может стать восприемник ребенка. Крестных родителей нужно тщательно подбирать и ориентировать на то, чтобы они затем сопровождали ребенка всю жизнь. Если же дети уже крещены, а крестные неизвестны, попечителем может стать надежный доброволец-прихожанин.

Необходимо, чтобы при крещении ребенка в детском доме сведения об этом заносились в его личное дело с целью избежать в дальнейшем неясности с тем, крещен ли ребенок. Следует разъяснять важность информации о том, крещен ли ребенок, персоналу детского дома.

Детям, живущем в нецерковном воспитательном учреждении, нужно показать пример иных отношений — семейных и в церковной общине. Для этого самое лучшее — приводить детей из детского дома в приходской храм, делать их участниками событий в жизни прихода, брать в гости, на выходные, на каникулы. В этом плане приглашение детей из детского дома в приходской храм на праздники Рождества и Пасхи предпочтительнее праздничных концертов в самом детском доме. Также весьма важны сопровождение выпускников детского дома, содействие в поиске работы, поддержка в учебе, правовая помощь, в частности, в получении жилья. К такой помощи также необходимо привлекать добровольцев из числа прихожан храма, окормляющего детский дом [2].

При подготовке детей из детского дома к посещению богослужения и причащению достаточной будет беседа о смысле богослужения и Таинства накануне посещения храма. Требования к соблюдению поста для детей из государственного детского должны быть минимальными, поскольку поститься ребенку в этих условиях очень трудно (см. указания документа «Об участии верных в Евхаристии», одобренного на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2015 года).

Приюты, организованные при монастырях, должны иметь свой внутренний устав (отличный от монастырского устава), однако является естественным, чтобы и дети, и сотрудники таких воспитательных учреждений регулярно участвовали в церковной жизни.

5.2. Свою специфику имеет окормление сирот-инвалидов в госучреждениях. Тут всегда существует нужда в материальной помощи: предметах ухода, реабилитационной технике и т.п. Волонтерская помощь необходима и в организации развивающих занятий с такими детьми, прогулках, посещении храма. Служение детям с нарушениями развития, живущим в детских домах, самым беспомощным и обделенным из всех, вызывает живой отклик у приходской молодежи, и это служение церковной общине следует поддерживать и всемерно развивать.

Целесообразно привлекать прихожан к установлению внешней опеки над детьми в государственных интернатах для инвалидов (там, где подобное предусмотрено законодательством). Эта форма попечения помогает более эффективно защищать права таких детей на развитие, реабилитацию, образование, качественное лечение, а также сопровождать их при переходе в учреждение для взрослых (психоневрологический интернат).

6. В особой духовной и практической поддержке со стороны Церкви нуждаются семьи, которые приняли на воспитание ребенка.

Принимая к себе ребенка, семья решается на благодатный, но в то же время ответственный и трудный путь. Укрепить семью и избежать многих опасностей не только в духовной сфере, но и в вопросах воспитания помогает общение с духовником и регулярное духовное окормление. Такие семьи нуждаются не только в особом душепопечении, но и зачастую в материальной или иной помощи со стороны прихода.

6.1.В разных государствах существуют различные с юридической и практической точки зрения формы устройства ребенка в семью. Священнику, окормляющему семью с приемным ребенком, следует иметь о них представление.

Он должен также рассказать членам семьи, которая выразила желание принять ребенка, о некоторых противопоказаниях к усыновлению, а именно:

  • нежелание одного из членов семьи принимать ребенка;
  • недостаточная обеспеченность семьи;
  • нежелание ребенка идти именно в эту семью;
  • для детей из церковных детских домов — нецерковность потенциальных усыновителей;
  • излишне романтический взгляд на сироту, непонимание неизбежных сложностей, чрезмерно эмоциональное стремление к подвигу, неверная оценка своих сил;
  • представление о том, что приемный ребенок может заменить умершего,
  • монашество усыновителей.

Нежелательно усыновление одиноким мужчиной девочки и одинокой женщиной — мальчика. Усыновление в неполную семью в любом случае более трудная задача, и одинокий усыновитель столкнется с гораздо большими трудностями, чем семейная пара. Значительные риски существуют и при усыновлении подростка, особенно когда в семье есть подросток противоположного пола.

Потенциальным приемным родителям обязательно нужно объяснять, что при усыновлении недопустимо руководствоваться материальными соображениями (получением пособия и прочих льгот).

От будущих усыновителей потребуется готовность ради приемного ребенка в той или иной степени изменить уклад жизни и свои привычки. Чтобы принять ребенка с достаточно сложной историей, нездоровой наследственностью, травматичным опытом (в том числе психического и физического насилия), семье придется быть гибкой и готовой к неизбежным трудностям.

Желательно, чтобы процесс вхождения приемного ребенка в семью происходил постепенно: знакомство, гостевой режим и только потом окончательное решение. Прежде чем принять ребенка в семью, будущие родители должны получить и осознать всю имеющуюся информацию об особенностях его здоровья и развития, а также о том, кто были его кровные родители и какие у них имелись проблемы. Это позволит принять взвешенное решение и предотвратить возврат ребенка в детский дом.

6.2. Для приемной семьи существует угроза не только возврата ребенка в госучреждение, но даже и распада семьи. Чтобы уменьшить эти риски, необходима постоянная поддержка и особое внимание со стороны семейного духовника. Духовник должен быть доступен такой семье постоянно, в том числе у приемных родителей всегда должна быть возможность безотлагательно встретиться с ним для разрешения конфликтных ситуаций.

Священнику и прихожанам необходимо учитывать, что во время богослужения поведение приемного ребенка, который только начинает осваиваться в семье и в Церкви, а также страдает от последствий внесемейной депривации, может сильно отличаться от поведения детей, выросших в семье: ему труднее сосредоточиться, он может демонстрировать поведение, свойственное более младшему возрасту, гиперактивность или наоборот, заторможенность. Требования к такому ребенку должны быть более мягкими.

6.3. Полезно организовывать общение приемных семей на приходе или в благочинии между собой, чтобы усыновители могли обсудить свои проблемы и поделиться опытом. Хорошо зарекомендовали себя выезды приемных родителей без детей на двух- трехдневные интенсивные семинары со специалистами и душепопечителями.

Нужно позаботиться о том, чтобы приемная семья получала поддержку специалистов: психолога, социального педагога и специалиста по социальной работе, компетентных в вопросах усыновления.

Для семей, планирующих принять к себе ребенка, целесообразно открывать православные школы приемных родителей. Желательно, чтобы такая работа велась в каждой епархии. Обучение в православной школе приемных родителей должно наряду с соблюдением государственных стандартов подобной подготовки включать беседы со священниками и встречи с опытными православными приемными родителями.

На базе школ приемных родителей возможно создавать центры сопровождения приемной семьи, где приемные родители могли бы получить консультацию юриста, православного психолога, социального педагога. Важно, чтобы о таких центрах знали не только семьи, но и священники и могли бы своевременно направлять приемных родителей за помощью.

Поскольку сопровождение приемной семьи требует специальных знаний, желательно на епархиальном уровне организовать для духовенства краткие курсы по ознакомлению с проблемой, привлекая к преподаванию  светских специалистов по вопросам усыновления.

7. Необходимо предпринимать усилия по профилактике социального сиротства: отказов от детей или необоснованного изъятия детей из семьи органами опеки. Работа с родной семьей, помощь ей, если она оказалась в трудной ситуации, сопровождение ее силами прихожан-добровольцев и специалистов, духовная поддержка и наставление со стороны священника чрезвычайно важны.

7.1. Церковь должна участвовать в профилактике отказов от новорожденных в роддомах, при этом нужно оказывать находящимся в трудной жизненной ситуации беременным и молодым матерям материальную, социальную, психологическую и духовную помощь. Эту задачу должны решать церковные кризисные центры помощи одиноким матерям. Такие центры желательно иметь в каждой епархии.

7.2. В случае изъятия ребенка из родной семьи необходимо проводить с ней социально-реабилитационную работу, направленную на ее восстановление и оздоровление с целью вернуть ребенка кровным родителям. Здесь следует работать в сотрудничестве с государственными институтами опеки и попечительства, проводя среди них разъяснение важности сохранения и защиты интересов семьи в целом. При этом нужно проявлять максимальную осторожность, чтобы возвращение в дисфункциональную кровную семью не привело к опасным для ребенка последствиям.

Специалистам церковных социальных учреждений следует помогать проблемным родителям найти работу, сопровождать их по государственным инстанциям, помогать в оформлении документов. Семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и оказавшимся под угрозой изъятия детей, нужно оказывать силами приходов помощь вещами, продуктами и медикаментами.

7.3. Особый случай — это профилактика отказов от детей-инвалидов. В медицинских и образовательных учреждениях родителей детей-инвалидов на протяжении жизни неоднократно убеждают отказаться от ребенка и поместить его в интернат. В такие моменты Церковь в лице священников, социальных работников, добровольцев должна быть рядом и предложить семье всестороннюю помощь, чтобы предотвратить отказ от ребенка. Представители Церкви должны знать контакты светских организаций региона, работающих с детьми-инвалидами с различными диагнозами, для того чтобы направить туда семьи за помощью. Родителям ребенка-инвалида необходимо содействовать в получении государственных выплат, льгот, социальных услуг и средств реабилитации. В случае распада семьи нужно оказывать родителю, взявшему на себя попечение о ребенке с инвалидностью, всемерную поддержку в воспитании и образовании ребенка.

Необходимо также организовывать на приходах различные формы поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов:

  • регулярную бытовую и социальную помощь;
  • группы дневного пребывания (детские сады) для детей-инвалидов;
  • семейные клубы, объединяющие семьи с детьми-инвалидами;
  • досуговые мероприятия и лагеря летнего отдыха;
  • защищенные рабочие места и творческие мастерские;
  • тренировочные квартиры (где молодые инвалиды пробуют жить самостоятельно и обучаются навыкам домоводства) или дома сопровождаемого проживания.

Все формы помощи кризисным семьям должны служить воспитанию в родителях и детях духа христианской любви, единства и взаимопомощи.


[1] Главные положения по воспитанию в церковном детском учреждении постоянного пребывания содержатся в документе «Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви».

[2] Волонтеров для служения в детском учреждении следует отбирать и обеспечивать им соответствующую подготовку и их окормление (супервизию). Прихожанам, выразившим желание быть волонтерами в детском доме, необходимо разъяснить сложности, с которыми они могут встретиться, особенности психологии воспитанников детского дома (иждивенчество, травмированность, депривация) и другие духовные, психологические и социальные проблемы.

Диакония.ru