Хор Богоявленского собора в Елохове долгие годы оставался эталоном великолепного и в то же время по-настоящему молитвенного богослужебного пения. Сегодня сохранять и приумножать эти традиции выпала честь его настоятелю, протоиерею Александру Агейкину — священнослужителю, одаренному музыкальным талантом и прекрасным голосом. В преддверии первого Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви отец Александр, который ведет одно из направлений этого исторического собрания, рассказал порталу «Приходы» о том, какие проблемы волнуют московских клирошан и почему настоятелю храма важно позаботиться о хоре.
— Отец Александр, общецерковный съезд регентов и певчих пройдет впервые за целое столетие. Какие вопросы предстоит решать на этой встрече, и почему именно сейчас в Русской Церкви появилась возможность заняться проблемами клироса?
— Встреча, в которой примут участие и старейшие мастера-регенты, и начинающие, и певчие, и студенты, и монахи, представители разных епархий Русской Православной Церкви, должна решить многие назревшие вопросы. Это не только вопросы исторические, вопросы творческие, но и проблемы чисто практические. После длительного периода, когда Церковь жила в условиях несвободы, а затем после сравнительно короткого, но очень интенсивного периода возрождения, существует некая разобщенность клирошан. Хочется послушать разные хоры, посмотреть, кто как работает.
Кроме того, остается неопределенным место регента и певчего в храме. Те, кто поет в храме, — это тоже «клирики», то есть они входят в клир храма, являются его частью. Поэтому, как и другие служащие храма, они должны, с одной стороны, чувствовать духовную ответственность за то, что и как они делают, а с другой — иметь некие социальные гарантии. В том числе важно подумать о тех, кто долгие годы служил Церкви, но в силу возраста или проблем со здоровьем уже не может трудиться с прежней интенсивностью.
Еще мы должны не только оказать людям социальную поддержку и создать условия для работы, но и обеспечить преемственность традиций, дать возможность певчим учиться у мастеров. Для этого на приходе могут быть организованы курсы, мастер-классы, семинары. Возможны самые различные формы работы, которые учитывали бы нужды клироса, храма и самих музыкантов.
Иначе невозможно изменить тенденцию, когда певчий одновременно подвизается сразу в нескольких местах, где ему хорошо платят, при этом особенно не вникая, где, когда и что он поет, не думая о развитии, о самосовершенствовании. Я, например, встречал людей, которые ухитрялись за день спеть по три Литургии. В результате такого «конвейера» на конкретном приходе очень сложно создать стабильный хоровой коллектив.
— Кроме практической еще есть и «музыкальная» сторона дела. В храмах сегодня звучит самая разнообразная музыка. Было бы полезно унифицировать или хотя бы выразить какие-то общие пожелания насчет репертуара?
— Конечно, участники съезда не обойдут этот вопрос стороной. Споры о «концертности» и «молитвенности» музыки, звучащей в храме, не утихают не только среди прихожан, но и среди профессионалов-певчих. Тем более что сейчас появилось новое поколение композиторов, пишущих музыку для храма.
Нам в наследство оставлена богатая традиция, которая в каждую историческую эпоху проявлялась в различных музыкальных стилях. С моей точки зрения, важно это наследие сохранять и приумножать, а для этого нужно его знать и любить.
И здесь нельзя проявлять самоуправство. Например, пришел в храм новый священник — перестроил сразу весь хор и его репертуар по-своему.
— Знаменитый хор Богоявленского собора на протяжении долгих лет был продолжателем тех богатых певческих традиций, о которых Вы сказали. Как удается их сохранять сегодня?
— Собор носил статус кафедрального, и красота, благолепие службы, все элементы богослужения должны были этому статусу соответствовать. Те, кто служил здесь во времена гонений — и Патриарх Сергий, и Патриарх Алексий I, и Патриарх Пимен, — все они хорошо понимали традицию богослужебного пения. Поэтому хор в Богоявленском соборе был эталонным. Понимал ее и каждый из тех, кто здесь пел, а хор всегда был большой, можно сказать, великолепный. Лучшие певцы составляли его, лучшие регенты им управляли, в том числе великий Комаров.
Сейчас много спорят, украшает ли духовную традицию партесное пение или не украшает, что мы теряем, от чего нужно отказаться. Но тогда сама возможность присутствовать на богослужении, служить в храме казалась чудом.
На нас сейчас лежит огромная ответственность сохранять эти традиции. Конечно, сегодня, когда в Москве открыто множество храмов, Богоявленский собор — уже не единственный центр духовной жизни столицы. Но нельзя терять ту нить, которая вела людей к Богу на протяжении многих-многих лет. Когда люди порой приходили в храм, чтобы получить даже еще не духовный опыт, потому что о духовности рано говорить, если в этом направление делаются только первые шаги, а хотя бы получить некое эстетическое впечатление от красивого пения, от торжественного богослужения.
Сегодня чтобы хоть немного приблизиться к тому, что было, нам приходится предпринимать много усилий. Чтобы пение было с пониманием, не механическим.
— То есть материальная сторона, о которой говорят многие певчие, при создании хорошего хора все-таки не на первом месте?
— Я бы сказал, что в первую очередь при создании хора стоит вопрос воспитания духовной традиции. Например, в хоре Богоявленского собора сейчас среди молодых певцов, много тех, кто только начинают свой путь в Церкви, а некоторые даже еще на него не встали. Поэтому нужно заниматься катехизацией, миссией среди хоровых певцов.
Когда в церковный хор приходит молодой профессионал с хорошим голосом, способный грамотно спеть партитуру, он часто в храме служит «по совместительству», чтобы подзаработать. Но если мы говорим о старых московских регентах, то вспоминаем, что им удавалось донести до прихожан каждое слово, смысл каждой фразы богослужебного песнопения. Это возможно сделать, только если люди поют с полной отдачей, с глубокой верой, с пониманием, что они участники этого богослужения. Чтобы это была жертва Богу того таланта, который они получили.
— Сегодня священнику, особенно настоятелю храма, приходится быть «многозадачным»: думать и о ремонте, и о создании приходской жизни, и о социальном служении, и о многих других важных проблемах. А насколько первоочередная задача — создание хорошего церковного хора?
— Она на одном из первых мест, потому что организация нормальной приходской жизни при плохом хоре невозможна. Прихожане ведь воспринимают все происходящее в храме глазами и ушами. Благолепие — не только красивый иконостас, но и хорошее пение. И эта проблема очень актуальна.
Например, сейчас в столице идет программа строительства 200 храмов, так вот она подразумевает и создание 200 хоров! Какая армия певцов и регентов должна быть! Но бывает, что зайдешь в новый храм, уже освященный, и слышишь совсем неслаженное пение, и как-то не хочется уже оставаться. Здесь не требуется какая-то мощь звучания — пусть поет квартет, но хочется помолиться в сопровождении нормально звучащих молитвословий. Поэтому заботиться о создании в храме хора священнику нужно наряду с решением всех остальных важных вопросов.
И еще, знаете, есть такая современная артельность: на праздник мы пригласим квартетики, которые разъезжают по всей Москве за гонорар, а в будни пусть поет, кто придется, и оплатим им, чем Бог пошлет. Это неправильно, потому что община, приход, складывается именно в будни.
Вообще проблема хорового пения шире, это проблема нашей современной жизни. У нас ушла традиция пения из семьи, из школ, редкость и хор в университетах. Но мы не должны смириться с этим, надо эту традицию потихонечку возвращать.
Например, недавно Богоявленский собор стал инициатором детско-юношеского фестиваля хорового пения, в этом году он состоится уже в третий раз. В прошлом году в нем приняли участие более 900 детей. У нас открыта хоровая школа для мальчиков, где учится уже 40 человек. Дети бесплатно получают полное музыкальное образование.
Кроме того, мы в храме работаем над созданием большого хора прихожан, сейчас в нем уже 50 человек. Желающих очень много, идут репетиции, и я надеюсь, что сможем их подготовить к участию в богослужении.
Важным начинанием на нашем приходе является систематизация регентской библиотеки Богоявленского собора. Мы приведем ее в порядок, и это сокровище будет доступно регентам.
Беседовала Антонина Мага, корреспондент ТАСС, специально для портала «Приходы»