14 сентября 2018 года по завершении экстренного заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, участники которого обсудили чрезвычайную ситуацию, связанную с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви, состоялся брифинг для журналистов.
На вопросы представителей СМИ ответил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. В своем выступлении владыка сообщил о том, что Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о прекращении поминовения Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением в Русской Православной Церкви. Также будет приостановлено сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата и участие во всех структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинополя. «Это включает епископские ассамблеи в странах так называемой диаспоры, богословские диалоги», — уточнил председатель ОВЦС.
По словам митрополита Илариона, причины, которые побудили Синод Русской Православной Церкви принять такое решение, заключаются в том, что «Константинопольский Патриарх незаконно, вопреки церковным канонам вторгся на каноническую территорию Московского Патриархата, назначив двух своих экзархов в Киев».
Иерарх также подчеркнул, что свое антиканоническое деяние Константинопольский Патриархат обосновывает своеобразной историософией, которая была опровергнута в заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви. Владыка, в частности, сказал:
«Исторически Русская Православная Церковь на протяжении нескольких веков существовала как единая митрополия с центром в Киеве. И даже после того, как Киевские митрополиты переехали сначала во Владимир, а затем в Москву, они продолжали называться Киевскими. В 1448 году на Соборе русских епископов был избран святитель Иона, который стал первым главой Русской Православной Церкви, избранным без согласия Константинопольского Патриархата. Это произошло не потому, что Русская Церковь захотела порвать общение с Константинополем, а оттого, что Константинопольский Патриарх на тот момент находился в унии с Римом, то есть православного Патриарха в Константинополе не было. С этого момента ведет свое автокефальное бытие Русская Православная Церковь.
Десять лет спустя, в 1458 году, бывший Константинопольский Патриарх Григорий Мамма, который принял унию и проживал в Риме, назначил в Киев митрополита — униата Григория Болгарина. И с этого момента началось самостоятельное бытие Киевской кафедры вне состава Русской Церкви, которое продолжалось более двухсот лет.
В 1686 году произошло воссоединение двух частей Русской Православной Церкви: Киевская митрополия вновь вошла в состав Русской Церкви, теперь уже имевшей статус Патриархата, признанного другими восточными Патриархами. Вхождение Киевской митрополии в состав Московского Патриархата было подтверждено грамотой Константинопольского Патриарха Дионисия IV. В этой грамоте не говорилось ни о каком временном вхождении Киевской митрополии в состав Московского Патриархата. И на протяжении более 300 лет этот статус Киевской митрополии в составе Московского Патриархата не оспаривался.
В последнее время для того, чтобы обосновать свои действия на Украине, этот статус стал оспариваться, и Константинопольский Патриарх теперь говорит, что Украинская Церковь всегда, оказывается, была в юрисдикции Константинопольского Патриархата, который якобы имеет полное право в одностороннем порядке предоставить ей автокефалию. Мы с этой позицией категорически не согласны. Тем более что в 1993 году было принято Всеправославное решение о том, что в дальнейшем любая автокефалия будет предоставляться только с одобрения всех Поместных Православных Церквей. А со стороны Поместных Православных Церквей нет никакого одобрения тем действиям, которые сейчас предпринимает Константинополь в Украине».
Митрополит Иларион напомнил о том, что в начале XX века, когда был арестован Патриарх Тихон и обновленцы, терзая Церковь, требовали его низложения, Константинопольский Патриарх Григорий VII встал на их сторону. В течение примерно десяти лет представитель Константинопольского Патриархата в Москве архимандрит Василий (Димопуло) поддерживал обновленцев, служил в обновленческих храмах, а Патриарх Григорий VII требовал, чтобы Патриаршество в Русской Церкви было хотя бы временно упразднено.
«Мы не стали бы вспоминать об этой странице в истории наших взаимоотношений с Константинополем, если бы эти печальные события не повторились сегодня, — сказал владыка. — Едва ли не каждый раз, когда Русская Православная Церковь оказывалась в трудных обстоятельствах, вместо братской помощи и солидарности мы получали от Константинопольского Патриархата удары в спину. В 20-е годы Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке предоставил автокефалию Польской Церкви, создал свои структуры на территории Финляндии и Эстонии, хотя до того эти страны входили в каноническую юрисдикцию Русской Православной Церкви».
Как далее подчеркнул митрополит Иларион, решение Священного Синода Русской Церкви о приостановлении сослужения с иерархами Константинопольского Патриархата и о прекращении участия в структурах под председательством Константинополя было вынужденным:
«Мы очень хотели избежать этого, на протяжении многих лет пытались решать проблемы с помощью диалога. Последней такой попыткой была поездка Патриарха Кирилла в Стамбул, где в ходе доверительной и братской беседы Его Святейшество изложил позицию Русской Православной Церкви и предостерег своего Константинопольского Собрата от тех действий, которые, к сожалению, сейчас совершаются. Но как только Патриарх Кирилл уехал из Стамбула, — мы об этом узнали позже, — Патриарх Варфоломей собрал Священный Синод, и в ходе заседания было решено не принимать предложения, поступившие от нашей Церкви. Затем Патриарх Варфоломей собрал Синод иерархии Константинопольского Патриархата, где зачитывались доклады о том, как надо действовать на Украине, после чего последовало назначение экзархов.
Мы отреагировали на назначение экзархов уже 8 сентября и предупредили, что ответные меры последуют в самое ближайшее время. Сегодня мы собрались для того, чтобы их обсудить и сформулировать. В обсуждении принимали участие все члены Священного Синода Русской Православной Церкви. Блаженнейший Митрополит Киевский Онуфрий, который по состоянию здоровья не смог прибыть на заседание Синода, участвовал в дискуссии по скайпу».
Далее председатель Отдела внешних церковных связей ответил на вопросы представителей СМИ.
— Вы говорите о приостановке молитвенного поминовения. Это же не означает прекращение евхаристического общения? То есть верующие могут по-прежнему причащаться вместе?
— Решение Священного Синода приостановить молитвенное поминовение за богослужением Константинопольского Патриарха не означает полного разрыва евхаристического общения. Те миряне, которые приезжают на Афон или оказываются в храмах Константинопольского Патриархата, могут в них причащаться. Но мы отказываемся от сослужения с иерархами Константинопольского Патриархата, поскольку всякий раз за богослужением они поминают своего Патриарха, а его поминовение мы приостановили.
— То есть Константинопольский Патриарх больше не считается первым среди равных? Это как-то меняет его место в диптихе?
— За богослужением, которое совершает Святейший Патриарх Кирилл, поминовение будет начинаться сразу с Александрийского Патриарха, а не с Константинопольского, как это было до настоящего времени.
— Скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, почему именно сейчас было принято такое решение и есть ли надежда, что удастся все-таки что-то изменить, о чем-то договориться, или это уже окончательное решение?
— Полагаю, что решение направить экзархов в Киев принято именно сейчас потому, что Константинополь очень торопится завершить процесс предоставления автокефалии, пока у власти находится нынешний президент Украины Петр Порошенко, который активно его поддерживает. Не думаю, конечно, что все это окончательно закрывает двери для диалога, но наше сегодняшнее решение — это сигнал Константинопольскому Патриархату о том, что если действия подобного рода будут продолжаться, мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение.
Константинопольский Патриархат позиционирует себя как своего рода лидер 300-миллионного православного населения планеты, так о нем говорят средства массовой информации. Но после разрыва евхаристического общения, по крайней мере, половина от этого 300-миллионного населения больше не будет его признавать даже в качестве первого среди равных.
— Скажите, пожалуйста, нет ли у Священного Синода опасений негативного сценария развития событий на Украине в связи с объявлением возможной автокефалии? В частности, например, захвата святынь Русской Православной Церкви, Киево-Печерской Лавры и так далее?
— Мы не можем этого исключать, ибо захваты храмов на Украине уже происходят, и уже около 50 храмов канонической Украинской Православной Церкви захвачены раскольниками. Если этот автокефальный проект будет продолжаться, если раскол будет легитимизирован, то мы можем прогнозировать самые печальные последствия для Украинской Церкви, ибо эти погромы, скорее всего, будут продолжаться. Раскольники уже сейчас заявляют о том, что Киево-Печерская Лавра должна быть передана так называемой единой украинской поместной церкви, и они не скрывают своих притязаний на святыни, монастыри и храмы, которые находятся сейчас в юрисдикции Украинской Православной Церкви.
— Владыка, будет ли какая-то всеобщая молитва за уврачевание раскола на Украине?
— Мы приняли решение о том, чтобы во всех храмах Русской Православной Церкви за Божественной литургией возносить молитвы о единстве святого Православия. И мы сформулировали молитвенные прошения, которые тоже сегодня будут опубликованы.
Мы также обратились в своем заявлении к Предстоятелям, главам Поместных Православных Церквей с призывом инициировать всеправославное обсуждение церковной ситуации в Украине. Мы глубоко убеждены в том, что, если этот вопрос будет решаться не в одностороннем порядке Константинопольским Патриархатом, а в братском обсуждении Поместных Православных Церквей, может быть найдено такое решение, которое и всех успокоит, и всех примирит, и поможет полностью уврачевать раскол.