В Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата руководитель архитектурного отдела ФХУ протоиерей Андрей Юревич провел творческие совещания с архитектором Д.А. Римшей по проектированию трех объектов Программы строительства православных храмов в Москве.
Первое совещание было посвящено архитектурному проекту храмового комплекса с храмом блаженной Ксении Петербургской на улице Автозаводская, вл. 23, стр. 86.
Работа завершается. Храм и приходской дом запроектированы в одном блоке. Храм однокупольный, в его облике прослеживаются архитектурные мотивы византийских храмов в современном прочтении. Звонница расположена над центральным входом. Входную группу планируется украсить мозаичной композицией с изображением Деисуса, западный фронтон — мозаикой с житием блаженной Ксении. Внутренний дворик будет озеленен.
Внутри храма запроектирован алтарь в виде ротонды-кувуклии. Эта форма отсылает нас к ротонде классицистического храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, в строительстве которого участвовала блаженная Ксения Петербургская.
Архитектор Денис Римша также принес на суд протоиерея Андрея Юревича проектное решение храмового комплекса с храмом святителя Митрофана Воронежского в Москворечье, на Пролетарском проспекте (пересечение с Кавказским бульваром).
Храм рассчитан на 500 человек. Спроектирован в неорусском стиле с элементами модерна. Здание храма и приходские помещения решены в одном объеме, со сквозными проездами и пешеходными магистралями, что позволяет сохранить сформировавшуюся городскую среду и избавиться от переноса коммуникаций. Также сохраняются все деревья, расположенные на приходском участке.
Единый комплекс состоит из двух доминат: храма с южной стороны и шатра звонницы с северной. Храм завершается керамическим куполом с крестом, звонница — медным, увенчанным Голгофой, что символизирует монашество. Святитель Митрофан Воронежский незадолго до своей кончины был пострижен в схиму с именем Макарий.
Протоиерей Андрей Юревич внес поправки в архитектурно-градостроительное решение, в том числе предложив декоративные элементы в карнизной части, которые отсылают нас к русскому барокко. Святой жил в XVII веке, в Петровские времена, так что определенная отсылка к стилю русского барокко вполне уместна.
В тот же день протоиерею Андрею Юревичу были представлены эскизы мозаик, которые должны украсить фасады строящегося храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Ореховом проезде, вл. 41.
В крестообразных нишах планируется разметить мозаичные панно с изображением Богородичных праздников: Благовещения и Успения. Над главным входом — большую храмовую икону «Похвалы Пресвятой Богородицы». Венчающие карнизы архитектурные элементы также украшаются мозаичным орнаментом.
Автор мозаик — Алексей Проценко, многолетний соавтор Дениса Римшы, руководитель творческой мастерской монументальной живописи «Артсвод».
Руководитель архитектурного отдела ФХУ выступил с рядом предложений по корректировке мозаичных панно. Архитектор и мозаичист планируют в ближайшее время внести соответствующие изменения и вновь представить свои работы на согласование протоиерею Андрею Юревичу.