"Сорок сороков"

Сорок сороков Паламарчука

Четырехтомник «Сорок сороков» П.Г. Паламарчука давно стал настольной книгой для многих москвичей, интересующихся историей родного города. В феврале 2018 года исполнилось 20 лет со дня смерти автора этого фундаментального труда, описывающего все (в том числе утраченные) столичные храмы. Своими воспоминаниями об исследователе с «Православной Москвой» делится его вдова, искусствовед, ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея, главный эксперт Министерства культуры Российской Федерации Г.Г. Смородинова.

— Галина Григорьевна, «Сорок сороков» как-то помогают Вам сейчас в жизни?

— Я эти четыре тома очень люблю. В свое время я их почти что тайно, под своей фамилией сдавала в Патриархию, ведь тогда издавать подобную литературу запрещалось. Мы это сами все печатали, резали, клеили. Так что «Сорок сороков» — тоже часть моей жизни. Теперь часто обращаюсь к ним за справками. Москва очень сильно изменилась. Мне иногда звонят, чтобы что-то уточнить: «Вот у Пети написано так-то… Это правда?» Однажды наместник Сретенского монастыря, еще будучи в сане архимандрита, также звонил с похожим вопросом.

— Когда Петр Георгиевич начинал писать «Сорок сороков», Вы уже были вместе?

— Нет, он начинал совершенно один. Петр из очень высокопоставленной семьи. Его дед — маршал, дважды Герой Советского Союза, отец — тоже Герой Советского Союза. Петр учился в Московском государственном институте международных отношений, где была очень хорошая библиотека. На лекциях читал книги об истории Москвы и вообще занимался историей. И вот тогда-то ему и пришла идея создания «Сорока сороков». Он много работал с архивами и в Москве, в частности у нас в Историческом музее, и в Санкт-Петербурге.

— Сколько лет Петру Георгиевичу понадобилось для работы над этим фундаментальным исследованием?

— Почти два десятка — с 1977 по 1996 год. Поверьте, это очень много.

— Были ли у Петра Георгиевича церкви, которые он особенно любил?

— Для него история, особенно история Москвы, — единое целое. Каждый храм для него как дитя. Как можно сказать: «я люблю этого ребенка больше, а другого меньше»?! Эти «Сорок сороков» составляли суть его жизни. Он историю видел в ее тысячелетнем развитии. Поскольку он был человек очень дотошный и обладал энциклопедическими знаниями, никогда ничего просто так не писал. Если же обращался к какому-то месту, к какому-то храму, обязательно там бывал, максимально полно про все узнавал. Садился на велосипед и ехал туда, расспрашивал старожилов. Это касается всех храмов, поэтому каждый был ему очень близок. Петр вел дневник. Делал там очень короткие записи. Каждый новый год его дневника начинался с того, где он встречал Пасху. Это обязательно был какой-то новый для него монастырь, не известное ему прежде место.

— Скажите, что значила в жизни Петра Георгиевича вера в Бога?

— В своей вере Петр был невероятно тверд. Он рано ее обрел и до конца сохранял. Евангельскую фразу «Слово было Бог» (Ин. 1:1) он как литератор понимал буквально. Слово для него было свято, и относился он к нему особенно. Очень много писал на богословские темы. И в его художественных произведениях всегда катарсис. Даже если его герой в чем-то ошибался, в конце все равно приходил к высоким, духовным понятиям. Знаете, Петр с юности сам себя делал. В его дневниках написано, что он каждый день читал сто умных страниц. Это было особенное чтение и его постоянное занятие. Во время поста он прочитывал всю Библию. Но при этом он никогда не показывал свою веру. Это была его сугубо личная жизнь. Но я точно знаю, что слова «чаю воскресения мертвых» были для него главными.

— Ну, и последний, очень личный вопрос. Каково это — быть женой такого писателя?

— Это огромное счастье и радость. Я считаю себя одной из тех, наверное, редких женщин, которым повезло с мужем. С ним всегда было очень интересно.

Беседовала Мария Максимова

***

Петр Георгиевич Паламарчук (20 декабря 1955 года — 14 февраля 1998 года). Писатель, литературовед, историк, кандидат юридических наук. Родился в семье морского офицера Героя Советского Союза Георгия Михайловича Паламарчука. В 1978 году окончил МГИМО, затем работал в Институте государства и права Академии наук.

«Сорок сороков» — иллюстрированная история московских храмов, составленная в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Впервые была издана (под псевдонимом Семен Звонарев) в 1988-1990 годах издательством YMCA-Press в Париже, при поддержке Русского общественного фонда, созданного А.И. Солженицыным. В 1992-1996 годах в переработанном и дополненном виде издана в Москве под подлинным именем автора. В 1997 году Петр Паламарчук удостоен за эту книгу Макариевской премии второй степени в номинации «История Москвы». Третье издание (также исправленное и дополненное по сравнению с предыдущим) вышло в 2004-2005 годах, уже после смерти автора.

«Православная Москва»