В преддверии XXIX Международных Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Восток и Запад, историческая память народа» Западное викариатство совместно с Городским методическим центром Департамента образования и науки города Москвы провели в онлайн-формате VIII Научно-практическую конференцию «Духовно-нравственное воспитание в современной школе: традиции и инновации».
С приветственным словом к участникам конференции обратился управляющий Западным викариатством епископ Павлово-Посадский Фома:
«Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Приветствую всех организаторов и участников VIII Научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание в современной школе: традиции и инновации".
Особое значение этой конференции придает то, что она проходит в преддверии XXIX Рождественских международных образовательных чтений, посвященных теме: "Александр Невский: Восток и Запад, историческая память народа". Не случайно выбрана эта тема, поскольку вся наша страна как на уровне государства, так и на местах, готовится к празднованию в следующем году 800-летия со дня рождения одного из величайших сынов нашего Отечества — святого благоверного князя Александра Невского. И данная конференция открывает проведение юбилейных мероприятий, посвященных осмыслению наследия того исторического выбора, который был сделан несколько веков назад нашим славным князем, вступившим в борьбу с иноземными захватчиками не только за сохранение государственности, но и душу русского народа.
Этот выбор важен и для нас, живущих в условиях многих вызовов, стоящих сегодня перед нашим обществом. Без сохранения исторической памяти народа, без преемственности поколений, без внутреннего осмысления исторического пути развития государства и народов, населяющих нашу необъятную Родину, сложно смотреть в будущее. И в этом контексте образование, безусловно, является важнейшим фактором, формирующим преемственность опыта, накопленного в историческом процессе развития нашего государства, и знаний о своей стране.
Сегодня на нашу молодежь обрушивается колоссальный информационный поток, работающий, в том числе, на подрыв патриотических убеждений. Наша страна имеет огромный исторический и духовный опыт, мы в этом смысле богатый народ, и мы можем и должны воспитывать подрастающее поколение, формируя у наших детей духовно-нравственные ориентиры личности на исторических примерах, на таких как Александр Невский. Не случайно некоторое время назад Святейший Патриарх Кирилл, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, принимая участие в программе "Имя России" на общественном телевидении России, как раз представлял личность Александра Невского. Безусловно, тот факт, что при всеобщем голосовании нашими соотечественниками был избран в качестве национального героя именно Александр Невский, говорит о том, что у нашего народа сохраняется представление об идеале. Идеале общественного служения, идеале семейных отношений, идеале гражданского самопожертвования, идеале воинской доблести. Именно эти нравственные идеалы должны стать основой для построения нашего общества и уверенности в будущем нашей страны.
Главным вызовом, с которым сегодня сталкивается все человеческое общество, является не столько овладение новыми технологиями управления материальным миром, сколько размывание нравственных принципов, подмена понятий в области морали и нравственности при оценке событий и принятии решений, что в конечном итоге влияет и на развитие общественных отношений.
Если изъять или подменить традиционные духовно-нравственные ценности в сознании и душе человека, оставив лишь знания из различных областей науки, человек становится неспособен к нравственному восприятию себя и своих поступков, что в свою очередь ведет к разрушению как личности самого человека, так и институтов семьи и государства.
Поэтому хотелось бы обратить внимание участников нашей конференции, что наряду с качеством получаемых современными школьниками знаний в различных областях науки все-таки на первое место сегодня выходит необходимость формирования и развития умения будущего гражданина нашей страны выстраивать свою жизнь на основе укорененных на личностном уровне традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Фактически мы говорим с вами о необходимости умения строить свою жизнь на основе внутреннего нравственного выбора между добром и злом. К сожалению, сегодня эти категории во многом непонятны и недоступны многим нашим современникам, которые строят свою жизнь на основе фальшивых ценностей, принципов удовольствия, личной выгоды, лицемерия, безразличия к нуждам и проблемам ближнего.
И школа, сфера образования, безусловно, являются важнейшим институтом, призванным обеспечить как передачу исторического опыта, так и становление личности ребенка. И здесь очень важно чтобы дети имели перед собой жизненный пример, и таким примером, кроме родителей, должны быть наши педагоги. Образ учителя, воспитателя, наставника, который показывает ученикам пример своей культурой, манерой общения, компетентностью и, самое главное, жизненными идеалами и ценностями, сформированными на основе духовно-нравственных и культурно-исторических традиций, становиться наиважнейшим фактором успеха формирования личности выпускника школы.
Отрадно отметить, что в этом году приняты поправки к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", которые как раз направлены на усиление роли воспитания в современной школе. Именно воспитание должно стать фундаментом свободного развития личности, ее социализации и самоопределения, в значительной мере определяя траекторию духовно-нравственного и гражданского становления будущего гражданина нашей страны, его жизненные принципы и ценности.
Я хочу пожелать, чтобы участники сегодняшней конференции нашли реальные подходы, способы, выработали конкретные рекомендации, которые мы могли бы вместе с вами внедрять в нашей повседневной практике, хотелось бы, чтобы наша деятельность имела практические результаты.
Позволю себе представить на рассмотрение участников конференции предложение о возможности создания некой постоянно действующей площадки в виде, например, экспертной комиссии, где бы представители Церкви, светских и духовных образовательных учреждений могли бы встречаться, обмениваться накопленным опытом, искать такие взаимопроникающие формы взаимодействия, которые позволяли бы всесторонне дать нашим детям целостное представление о жизненных принципах, основанное на внутреннем, укоренном на личностям уровне мировоззрении, в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями».
В рамках форума с докладом «Александр Невский: новое зарубежье — пространство и люди» выступил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин.
Академик, директор Негосударственного образовательного учреждения «Свято-Алексиевская гимназия "Ольсово"» Андрей Курбатов подробно рассказал о ценностно-смысловой системе духовно-нравственного воспитания.
Главный редактор радиостанции «Вера» Илья Кузьменков поделился опытом использования цифровых медиа технологий в системе школьного образования и семейного просвещения.
С презентацией на тему духовно-нравственного воспитания и интеллектуального развития школьников посредством приобщения к поэтическому наследию России выступила учитель истории ГБОУ СОШ № 1329 Лариса Ржевская.
Всего в конференции приняли участие около 100 человек — учителя начальных классов и средней школы, педагоги дополнительного образования и социально-психологической службы, заместители директоров школ по воспитательной работе СОШ Западного административного округа, представители воскресных школ и духовенства, ответственные за образовательную деятельность на приходах Западного викариатства.