21 мая 2019 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Президиума Общества русской словесности.
В мероприятии приняли участие: председатель Патриаршего совета по культуре, ответственный секретарь Общества русской словесности митрополит Псковский и Порховский Тихон; ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российского Союза ректоров В.А. Садовничий; член Комитета Совета Федерации ФС РФ по регламенту и организации парламентской деятельности О.П. Ткач; советник Президента РФ по вопросам культуры, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы В.И. Толстой; руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов; заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ И.А. Яровая; президент Российского книжного союза, председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин; статс-секретарь — заместитель министра просвещения РФ П.С. Зенькович; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда; президент Фонда изучения исторической перспективы Н.А. Нарочницкая и другие.
Заседание открылось вступительным словом председателя Общества русской словесности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, поблагодарил ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего за согласие занять пост заместителя председателя Общества:
«Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые участники заседания!
Хотел бы сердечно приветствовать всех на очередном заседании Президиума Общества русской словесности. Символично, что мы собираемся в преддверии знаковой для нашей страны даты — 220-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Почти двести лет назад стихи еще юного поэта читал на заседаниях Общества любителей русской словесности его дядя Василий Львович Пушкин.
Сегодня нам предстоит подвести итоги трехлетней деятельности Общества, определить направления работы на ближайшее время и подготовиться к съезду Общества, который предлагаю провести осенью текущего года. Со дня первого съезда, прошедшего в мае 2016 года, накопилось немало тем для обсуждения всеми членами Общества.
Хотел бы особо поблагодарить Виктора Антоновича Садовничего за согласие занять пост заместителя председателя. Ваши опыт и знания, уважаемый Виктор Антонович, очень востребованы в нашей совместной работе, и то, что мы проводим вместе с Вами уже второе заседание, свидетельствует о тесных взаимоотношениях Русской Церкви с Московским государственным университетом и лично с Вами.
Три года назад мы говорили о необходимости изменения федеральных государственных образовательных стандартов преподавания русского языка и литературы в начальной и основной школе и подготовки новых учебников по отечественной словесности. Сегодня, благодаря усилиям Министерства просвещения, поставленные задачи в значительной степени решены, однако работа по обновлению образовательных стандартов и корпуса учебной литературы продолжается.
Конкретизация содержания государственных образовательных стандартов, как в части отдельных предметов школьной программы, так и в части желаемых личностных результатов образования, должна не только стать прочным фундаментом единого образовательного пространства России, но и дать ясные ориентиры для учителей, родителей и всего общества.
Важной миссией, в осуществлении которой мы готовы всемерно содействовать Министерству просвещения, является повышение качества учебников. В школу должны поступать учебники безупречные не только с позиций современных гуманитарных и естественных наук, но и отражающие духовно-нравственные традиции нашего общества, написанные строго в соответствии с нормами русского литературного языка. Полагаю, что Общество русской словесности может внести весомый вклад в это многотрудное дело.
Большим достижением — и это заслуга Рособрнадзора — считаю введение обязательного устного экзамена по русскому языку для девятиклассников.
На осеннем съезде было бы важно выслушать мнения представителей педагогического сообщества о том, что на нынешнем этапе требуется сделать в области учебной литературы и оценки знаний школьников по русской словесности.
Еще совсем недавно наших соотечественников отличала приверженность к книжному чтению. Сегодня же вызовом становятся отнюдь не электронные книги, которых так боялись сторонники классического книгочтения несколько лет назад, а вообще потеря интереса и даже навыка к чтению. Дабы ситуация не достигла точки невозврата, считаю важным продвигать — прежде всего среди молодежи — идею о том, что к подлинной элите принадлежит лишь человек, читающий и воспринимающий высокую литературу, живущий в пространстве отечественной и мировой книжной культуры.
Полагаю, эта тема могла бы стать одной из ключевых на предстоящем Съезде. Было бы интересно и полезно выслушать мнения филологов, писателей, историков, футурологов, журналистов и других специалистов.
Каждый из нас едва ли не ежедневно сталкивается с весьма болезненным явлением — с грубейшим искажением норм литературного русского языка. Язык SMS, мессенджеров и социальных сетей уже практически не знает правил орфографии и пунктуации. Не может не вызывать беспокойство и то, что подобный малограмотный способ общения переходит в повседневную живую речь. Общество русской словесности, несмотря ни на какие веяния, призвано терпеливо отстаивать и культивировать использование норм литературного русского языка. Огромная ответственность здесь лежит на средствах массовой информации, имеющих большое влияние на умы людей.
Не теряет своей актуальности вопрос разработки концепции государственной политики в сфере русского языка, о чем немало говорила и над чем потрудилась Людмила Алексеевна Вербицкая. Она внесла весомый вклад в становление Общества русской словесности, и я предлагаю направить Людмиле Алексеевне от имени президиума письмо с благодарностью и пожеланием крепкого здоровья.
Важная задача нашего Общества — это помощь в подготовке высококвалифицированных учителей-словесников. Представляется значимой систематизация и унификация программ по русскому языку и литературе, которые используются педагогами средней и высшей школы. Развитие педагогического образования требует пристального внимания различных государственных ведомств и общественных объединений. Очевидно, Министерству науки и высшего образования в этом могло бы содействовать Министерство просвещения, которое непосредственно взаимодействует со школами.
Профессия учителя — это высокое призвание и служение. Думаю, было бы весьма полезно поощрять тех, кто трудится на этом непростом поприще. В связи с этим полагаю целесообразным учредить особую премию Общества русской словесности, которая будет вручаться по следующим номинациям: за многолетний труд; молодому учителю; за организацию внеклассной работы; за использование новых технологий в образовательном процессе; за сохранение русского языка и культуры. Может быть, именно с последнего надо было начать этот перечень. Первые премии предлагаю вручить на ближайшем осеннем съезде.
Общество русской словесности призвано работать как на общероссийском, так и на международном уровне. В связи с этим хотел бы акцентировать внимание на важности создания региональных представительств Общества русской словесности. Особенно востребована точечная работа с теми регионами, где существуют проблемы с преподаванием русского языка. Прошу участников сегодняшнего заседания направить в секретариат Общества свои предложения по кандидатурам региональных представителей, которые могли бы способствовать реализации проектов Общества на местах.
Не менее насущной задачей является продвижение русского языка и литературы за рубежом, прежде всего, в ближнем зарубежье. Русский язык — один из ключевых объединяющих факторов на пространстве СНГ, и развитие русскоязычного образования в этих странах должно непременно быть предметом заботы со стороны Общества русской словесности.
Нельзя не отметить значимость перевода и издания на иностранных языках лучших произведений отечественной литературы, в том числе современной. Это поможет другим народам лучше узнать русскую культуру, приобщиться к высоким духовным и нравственным ценностям, которые она несет.
Я постарался кратко обозначить основные вопросы, находящиеся в фокусе нашего Общества. Есть, конечно, и другие важные темы, которые затронут в своих выступлениях наши уважаемые докладчики. Прошу участников заседания высказаться по поднятым вопросам в своих выступлениях и комментариях».
В завершение своего выступления Святейший Патриарх Кирилл огласил повестку дня заседания.
Затем выступил ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий.
Основным направлениям деятельности Министерства просвещения России по сохранению, защите и развитию русского языка посвятил свой доклад статс-секретарь — заместитель министра просвещения П.С. Зенькович.
Об основных результатах и развитии процедур оценки качества подготовки обучающихся по русскому языку и литературе рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов.
Новые возможности педагогического образования стали темой выступления ректора Московского педагогического государственного университета А.В. Лубкова.
Президиум утвердил Положение о премии «Лучший учитель русской словесности».
Затем состоялось обсуждение вопросов подготовки Съезда Общества русской словесности.
Президиум Общества русской словесности, заслушав прозвучавшие выступления и комментарии, постановил:
- одобрить назначение ректора МГУ В.А. Садовничего заместителем председателя Общества русской словесности;
- одобрить работу, проведенную Обществом за истекшие 3 года;
- провести осенью 2019 года в Актовом зале МГУ Съезд Общества русской словесности;
- включить в повестку Съезда вопросы, предложенные в ходе заседания Президиума;
- в рамках Съезда вручить премию «Лучший учитель русской словесности».
По окончании заседания состоялась презентация новой книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Диалог с историей».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси