Архив (новости), Образование (новости), Патриарх (новости)

Святейший Патриарх Алексий возглавил торжественную церемонию открытия XII Рождественских образовательных чтений

25 января 2004 года, в день памяти святой мученицы Татианы, в Государственном Кремлевском Дворце состоялось торжественное открытие XII Рождественских образовательных чтений. Церемонию открытия церковно-педагогического форума возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Основная тема Чтений в нынешнем году была сформулирована как «Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества».

Открывая программу первого дня пленарных заседаний, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

Яко звезды пресветлыя, сияют

на Небеси новомученицы Российстии,

кровь же их святая удобри

землю Русскую во освящение и благословение.

Тех молитвами, Христе Боже,

помилуй и спаси души наша.

Ваши Превосходительства, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемые члены президиума, досточтимые отцы, братья и сестры!

С духовной радостью приветствую всех вас. Нынешние Рождественские чтения уже двенадцатые. Каждый год на этом форуме мы обсуждаем широчайший круг вопросов, связанных с религиозным образованием и другими сторонами жизни Церкви. Однако почти всегда одна из тем была ведущей: в средоточии нашего внимания оказывались наука, культура, русская школа, проблемы воспитания. Ныне чтения посвящены значению подвига святых новомучеников и исповедников Российских для нашей жизни и судеб Отечества.

Соборное прославление новомучеников и исповедников Российских в 2000 году явилось воистину промыслительным и исторически востребованным деянием. Оно становится духовной основой возрождения нашей Церкви и нашего народа. Мы все больше и больше осознаём, что в недавнем прошлом были не только массовая гибель невинных людей, не только богоборчество и богоотступничество, но и высочайший, светлый, побеждающий смерть мученический подвиг, по своему величию сопоставимый только с мученичеством первых христиан. Новомученики свидетельствуют и сегодня — свидетельствуют перед всем современным обществом. Именно благодаря им не была убита душа народа, и ныне Русская Православная Церковь воссоздается их святой кровью.

Духовный смысл истории народа познается через образы присущей ему святости. Святая Русь — не миф и не сказка, не социальная или экономическая утопия. Она реальна, ибо коренится в непреложном и вечном. Недаром святитель Амвросий Медиоланский называет мощи мучеников «семенами вечности». Подвиг нового сонма русских святых — это свидетельство того, что наш народ в глубине души своей не оставил православного духовного идеала.

Великий русский историк Василий Осипович Ключевский говорил, что именно святые «становятся для грядущих поколений путеводителями, и люди целые века благоговейно почитают их память». Дела и слова святого человека выходят далеко за пределы своего века, благотворно воздействуя на жизнь все новых поколений. Примером тому служат преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский. Даже во времена гонений память их жила в миллионах сердец. Пример святых угодников Божиих становится практической заповедью любви, заветом веры и святости для всего народа. Ничуть не устарели слова Ключевского о том, что «политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».

В лике новомучеников и исповедников Российских явлена вся полнота народной жизни, запечатленная в лучших ее представителях. Здесь венценосный страстотерпец Император Николай Александрович со всем своим семейством, первенствующий иерарх нашей Церкви митрополит Владимир (Богоявленский), множество других достойных архипастырей, пастыри, иноки и инокини, дворяне, воины, ученые, люди творчества, жители городов и деревень, знатные и простолюдины. Всякий возраст людской, всякое сословие, всякий край Руси, даже самый отдаленный, принесли своих страстотерпцев, положивших душу за Христа. Вся Русская земля освящена мученической кровью.

Мы благоговеем перед сонмом мучеников, страстотерпцев, исповедников, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за нашу возлюбленную Отчизну. И уже совсем по-другому открывается нам облик трагической эпохи ХХ века. Народу, как и человеку, дабы окрепнуть в вере, иногда надлежит пройти через многие страдания, искушения и испытания.

Человеческая правда сама по себе всегда ограничена и пристрастна. Историю и культуру можно в полной мере познать только через их причастность к вечности, явленную в образах святости. Первосвятитель Российский Тихон напоминал о необходимости видеть за историческими событиями правду Божию. Он говорил: «Пусть «невместимой», «жестокой» кажется обмирщенному сознанию, пониманию радость, черплющая себе источник в страданиях за Христа, — но Мы умоляем вас не сходить с пути крестного, ниспосланного нам Богом… Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему! О, тогда воистину подвиг твой, Русь, за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение грядущим поколениям, как лучший завет и благословение».

Только спустя десятилетия мы можем в достаточной мере оценить всю высоту жертвенного подвига новомучеников и исповедников. Сегодня, когда мы наблюдаем вокруг нас нравственное оскудение, духовную опустошенность, разрыв семейных и социальных связей, служение идолам эгоизма, сребролюбия, гордыни, комфорта и вседозволенности, — необычайно важно живое свидетельство об Истине, готовность пойти против общепринятых мнений, против лукавства века сего, против зла, прикрывающегося личиной добра.

Наш народ нуждается ныне, как никогда прежде, в проповеди животворного слова Божия, несущего мир, любовь, утешение и надежду каждому человеческому сердцу. Церковь призвана Господом излечивать людские раны и разделения. И нам не обойтись без обращения к подвигу новомучеников и исповедников. Это сила и слава нашей Церкви и нашего народа, неисчерпаемый кладезь духа и добродетели, свидетельство «победы, победившей мир».

На Руси жития святых всегда были излюбленным чтением, полагались в основу образования и воспитания. Сегодня нам также не стоит пренебрегать мудрым достоянием предков, создавших великую страну и великую культуру. Пришло время возродить и традицию изучения житий святых. На мой взгляд, необходимо включить их в содержание учебных предметов гуманитарного цикла.

Нужно, чтобы представления о святости воистину назидали людей, особенно детей и юношество. Нам надобно предлагать им реальный пример нравственного совершенства, достигнутого в борьбе с грехом, с восстаниями врага рода человеческого, с тяжкими обстоятельствами жизни. Нельзя создавать впечатления, что святые могли достичь Царства Небесного почти без каких-либо трудов. Ведь непреложны слова нашего Господа и Спасителя: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

Педагогам, призванным воспитывать нравственную личность, любящую свой народ, весьма полезен огромный духовный опыт, который бережно сберегла Русская Православная Церковь. Хотелось бы, чтобы и государственные руководители, деятели культуры, журналисты отнеслись со вниманием к богатейшему православному духовному наследию. Ведь нам так нужно восстановить подлинную связь с великой русской культурой — целомудренной, возвышенной и человеколюбивой, полной душевного тепла, светлой и искренней.

У каждой нации есть собственное лицо, уникальный душевный склад, неповторимый характер. Сегодня мы закладываем будущее страны на многие годы, если не на века. И без обращения к живым образам святости нам не сохраниться, а тем более не достичь лучшей жизни.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Я предвижу: восстановление мощной России. На костях мучеников, …как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, крепкая своей верой во Христа Бога».

Укрепляясь молитвенной помощью святых новомучеников и исповедников Российских, мы призваны осуществить возложенное на нас и исполнить свой долг перед Богом и Отчизной.

Я желаю благословенных успехов в трудах всем участникам XII Рождественских чтений — Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим, другим церковным труженикам, а особенно православным педагогам. Пусть вашими усилиями, дорогие мои, восстанут в мире, красоте и величии, восстанут в полную силу Церковь наша, народ наш и Отечество наше.

Затем перед участниками и гостями Чтений с докладом на тему «Духовность и образование» выступил министр образования России В.М. Филиппов. В своем выступлении министр подчеркнул необходимость налаживания воспитательного процесса в ходе осуществления образовательной деятельности. Он, в частности, отметил, что «периоды расцвета или упадка духовной жизни общества всегда были связаны с возрастанием или умалением роли воспитания в государстве. Ведь воспитывать — значит определять судьбу нации». В.М. Филиппов особо выделил значение отечественной педагогической традиции. По его словам, «основой русской педагогики всегда было воспитание на примере христианских идеалов. Важно, чтобы вся учебно-педагогическая литература по истории, по литературе и по естественным дисциплинам основывалась на духовно-нравственных принципах отечественной педагогики. Это должно стать критерием для их отбора и дальнейшего направления в образовательные учреждения». Одной из самых главных задач современного образования, по мнению министра, является духовно-нравственное воспитание самих учителей. «Самая прочная основа для жизни общества и государства определяется деятельностью учителя. Учительство — один из труднейших видов служения Отечеству, своему народу. Учителю поручена высокая миссия. Но чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания — сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах, иначе деятельность его будет бесплодна». В.М. Филиппов сообщил, что в нынешнем году Министерством образования поддержана инициатива историко-педагогического общества имени святого Александра Невского об учреждении за вклад в духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи стипендии имени педагога нравоучителя схиархимандрита Иоанна (Маслова), труды которого признаны Федеральным экспертным советом Министерства образования учебными пособиями для всех общеобразовательных школ Российской Федерации по духовно-нравственному воспитанию. «Мы стремимся к тому, — подчеркнул министр образования, — чтобы вместе с Русской Православной Церковью кардинально повысить воспитательный потенциал нашего общества в целом. Верю, что в 2004 годы мы сумеем значительно усилить наше взаимодействие, взаимодействие Церкви и государственных органов управления образованием. В декабре, незадолго до Рождественских чтений в Правительстве России обсуждались конкретные шаги, направленные на укрепление правовой базы деятельности Церкви в образовательной сфере. Предложения по этому вопросу, разработанные Министерством образования в сотрудничестве с представителями Русской Православной Церкви, получили одобрение и поддержку. На их основе будут подготовлены новые нормативно-правовые акты, закрепляющие возможности сотрудничества школы, российской образовательной системы в целом и Русской Православной Церкви. Мы рассчитываем на принципиально новые возможности нашего сотрудничества. Во всяком случае, мы должны активно продолжать усилия по практической реализации доступности предмета «Основы православной культуры» для российских школьников, несмотря на организационные преграды некоторых чиновников. Более того, мы должны совместно продумывать, как школе опираться на основы православной культуры не только с познавательной точки зрения, но и с позиции доведения до учителей и учащихся истинных православных традиций воспитания человека и общества». «Конечно, — заявил В.М. Филиппов, — наша образовательная система может и должна впитывать лучшие мировые достижения, но ее нравственной и творческой основой остаются и должны быть лучшие отечественные традиции, прежде всего то историческое наследие, которое создано и развивается при ведущей роли Русской Православной Церкви».

Затем со словом приветствия к участникам и гостям чтений обратился министр юстиции России Ю.Я. Чайка. Он отметил, что Русская Православная Церковь вносит огромной вклад в «восстановление духовных традиций русской жизни, культуры и образования. Исполняя свою деятельность в местах лишения свободы Церковь направляет свое служение не только на облегчение участи заключенных, но и на помощь в нравственном исцелении социальных патологий». По словам министра юстиции, проведение Рождественских чтений способствует тому, что Россия «возвращается к живым истокам национальной культуры, непреходящим человеческим ценностям, обеспечивающим межнациональное согласие и социальный мир. Именно здесь сходятся коренные интересы всех граждан России, независимо от их возраста, национальности, социального статуса, политической ориентации. И на воплощение этих благородных целей направлены открывающиеся сегодня Рождественские образовательные чтения».

С докладом на тему «Канонизация святых в Русской Православной Церкви» выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, после чего слово для приветствия было предоставлено сопредседателю общественно-политического блока «Родина» С.Ю. Глазьеву. С.Ю. Глазьев от лица блока «Родина» выразил готовность поддерживать интересы православного населения в Государственной Думе. В частности, он рассказал о намерении этой фракции внести поправки в земельное и налоговое законодательство и отменить нормы, вызывающие справедливую обеспокоенность духовенства и верующих, поскольку наносят серьезный удар по финансовому состоянию религиозных объединений. Он отметил, что необходимо «создать условия, чтобы православные гимназии, учебные заведения, которые твердо стоят на православной почве, не дискриминировались бы по сравнению с чисто светскими или иными другими образовательными учреждениями. Православная гимназия ни чуть не хуже любой другой, она также должна финансироваться из государственного бюджета, учитель, который преподает в православном учебном заведении должен получать заработную плату такую же, как и любой другой учитель».

После выступления С.Ю. Глазьева председатель Отдела Русской Православной Церкви по религиозному образованию и катехизации архимандрит Иоанн (Экономцев) сделал доклад на тему «Учительное значение подвига Новомучеников и исповедников Российских». Отец Иоанн, в частности, отметил, что подвиг Новомучеников и исповедников Российских пока не осознан в нашем Отечестве в полной мере. В связи с этим он подчеркнул, что одной из задач нынешнего времени является создание церковных музеев, посвященных этим святым. «Такие музеи могут дать второе дыхание возрождению нравственных идеалов подрастающего поколения. Отныне каждый из нас может видеть великую славу святых мучеников, приобщиться к нетленной сокровищнице их исповедничества, следуя заветам святого апостола Павла: «поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). «Святые Новомученики — национальные герои России, — отметил отец Иоанн. — В их подвиге, в их святости заключена искомая нами национальная идея, выше которой не может быть ничего, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Затем со словом приветствия выступил министр здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Ю.Л. Шевченко. Он привел примеры высокой нравственной жизни выдающихся русских врачей — хирургов святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и Н.И. Пирогова, которые были носителями глубокой веры и в то же время были образцами высокого профессионализма и деятельной любви, выражаемой в неустанных трудах по врачеванию немощей ближних. Как отметил Ю.Л. Шевченко, телесное здоровье невозможно без духовно-нравственного исцеления души.

В ходе пленарного заседания первого дня XII Рождественских образовательных чтений были зачитаны поступившие в адрес участников и гостей форума телеграммы от Председателя Государственной Думы Российской Федерации Б.В. Грызлова и губернатора Московской области Б.В. Громова. Б.В. Грызлов отметил, что деятельность Церкви в различных сферах общественной жизни заслуживает высокой оценки и пожелал успехов всем участникам форума.

В заключение официальной части первого дня Чтений Святейший Патриарх Алексий ответил на некоторые вопросы, поступившие в записках из зала, затем после небольшого перерыва состоялся праздничный концерт.