Восточное викариатство (новости), Патриарх (видео), Патриарх (новости)

Святейший Патриарх Кирилл освятил храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище

26 февраля 2017 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного храма Воскресения Христова ― Патриаршего подворья на Семеновском кладбище и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Великим чином были освящены два престола: главный ― в честь Воскресения Христова, южный ― в честь святого равноапостольного князя Владимира.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, управляющий Восточным викариатством; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа Восточного викариатства, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках; архимандрит Августин (Пиданов), настоятель храма Воскресения Христова на Семеновском кладбище; протоиерей Андрей Милкин, руководитель Патриаршей службы протокола, настоятель храма святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше; столичное духовенство.

В храме присутствовали глава управы района Соколиная гора А.П. Аксенов, благотворители и участники возрождения храма.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма Воскресения Христова на Семеновском кладбище (регент А.Г. Муратов).

Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканала «Союз».

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

На заупокойной ектении были возглашены прошения о упокоении душ усопших рабов Божиих «всех, на сем месте погребенных».

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Сергия Тарасова, клирика Донского ставропигиального мужского монастыря, в сан иерея.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Марк Соукуп, клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках.

По завершении Литургии настоятель храма архимандрит Августин (Пиданов) от лица духовенства и прихожан приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству дорожный складень с изображениями Казанской иконы Божией Матери, святителя Николая Чудотворца и Ангела-Хранителя.

Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:

«Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Досточтимый отец Августин! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с Прощеным воскресеньем — последним воскресным днем перед Великим постом. В этот день мы вспоминаем изгнание первых людей из рая, и совершенно неслучайно именно эти воспоминания предлагаются нам для размышлений в преддверии поста.

Все знают библейскую историю о том, как Господь изгоняет первых людей из рая, отлучает их от общения с Собой, потому что они нарушили Его заповедь. Возникает вопрос: а не чрезмерным ли было наказание? Чтобы понять, что наказание не было чрезмерным, достаточно задать себе вопрос: а что означало для первых людей нарушение Божией заповеди?

Когда на последующих этапах истории человечества Божии заповеди многократно нарушались, нередко это было связно с тем, что люди теряли веру, не чувствуя рядом с собой Божественное присутствие. Порой Бог словно отдаляется, так что и сейчас некоторые не чувствуют Божественного присутствия в своей повседневной жизни. При этом заповеди нередко исполняются формально, однако невозможно формально исполнять то, что требует воли и напряжения сил. Но ведь первые люди не сомневались в Божием присутствии! Бог говорил с ними, и не было никаких оснований сомневаться в Его существовании. Что же произошло?

Первые люди были искушены диаволом, который заставил их усомниться не в бытии Божием, а в справедливости Божиего мира. Он сказал им: вкусите от запрещенного древа, и станете, как боги (см. Быт. 3:5). Но ведь и Господь призывал людей приблизиться к Нему, Он их создал по Своему образу и подобию, т.е. вложил в них способность развить Богом заложенные черты, отображающие Его природу. Однако для того чтобы уподобиться Богу, идя по уготованному Господом пути, нужно напряжение воли, мыслей, чувств, концентрация усилий. А диавол предложил простой магический способ: вкусите от этого древа, и тут же, в одночасье, без всякого труда и усилий, вы станете, как боги. Люди усомнились не в Божественном существовании, а в справедливости Его заповеди, мудрости Его замысла, и нарушили заповедь.

В этом нарушении — недоверие к Богу. А что такое недоверие к Богу? Это ослабление веры или даже неверие. Первые люди верили в существование Бога, а в Его всемогущество, Его благость, Его любовь, Его промысл — не верили.

Но изгнание из рая — это не одномоментный акт истории. После пришествия в мир Спасителя связь между Богом и человеком была восстановлена на онтологическом, т.е. на сущностном уровне. Через Таинства человек оказался способен уподобляться Богу, потому что Бог восстановил связь с человеком и стал поддерживать его Своей силой, Своей энергией. Но всегда ли в ответ на восстановленный завет с Богом люди отвечали верностью и доверием Господу? Мы знаем, что нарушение Божественного закона вошло в плоть и кровь людей, так что мы и сегодня нередко отлучаем себя от Бога недоверием к Его замыслу о нас. Мы допускаем присутствие некоего божественного начала в природе, потому что, взирая на мир, мы не можем отрицать наличие Творца даже с точки зрения простой человеческой логики. У нас, конечно, нет опыта лицезрения Бога, но через мир, космос, природу, через самого человека познается величие Творца. Многие верят в то, что Бог есть, но этим все и заканчивается, потому что люди не доверяют Его заповедям, не доверяют тому, как Бог являет себя в человеческой истории и в личной жизни каждого.

В тяжелых жизненных обстоятельствах, видя торжество несправедливости и беззакония, мы говорим: «Ну где же Бог?» Мы не видим Божиего присутствия в жизни, нам кажется, что мир — это неуправляемая стихия, что какие-то темные силы управляют человеческой совестью, и в результате начинаем сомневаться в том, что Бог способен нам помочь. Возникает недоверие к Богу — не столько рациональное, умственное, сколько на бытовом уровне. Каждодневные заботы поглощают все наше внимание, и, не исключая Божиего присутствия, мы живем так, будто Бога нет, повторяя тем самым грех прародителей. Это и есть недоверие к Богу.

Так почему же мы думаем, что нас минует то же самое наказание — изгнание из рая? Ведь это отказ Бога слышать нас в ответ на наше неверие и предательство, подобно тому как Господь отказался общаться с первыми людьми в ответ на их предательство. Человек оказывается во власти темных сил и стихий мира сего, и мы знаем, как страшно складываются в таком случае судьбы людей.

В отличие от изгнанных из рая прародителей, которые не имели возможности вернуться в рай, — обратный путь им преграждал херувим с пламенеющим мечом, — мы этой возможности не лишены. Мы имеем возможность восстановить отношения с Богом — не потому, что мы так хороши, а потому что ради этой возможности Бог посылает Своего Сына, Который искупил грехи всего человечества, — и те, что были, и те, что будут. Значит, и наши грехи искуплены Господом, Который открывает нам возможность вновь и вновь возвращаться в рай и вступать в общение с Ним. Это происходит через наше покаяние, через нашу борьбу с грехами, через нашу веру и поддержку со стороны святых, к которым мы обращаемся в молитве.

Великий пост является совершенно особым временем возвращения в рай, возвращения к общению с Богом. Пост дает нам возможность переосмыслить свою жизнь, подвергнуть свои мысли и дела тщательному анализу, посмотреть, где мы находимся в системе координат «Бог и человек». Что означает для нас Бог? Верим ли мы в Него? Доверяем ли Ему? Готовы ли слышать Его слово, или мы только по установившемуся обычаю время от времени приходим в храм? Если в результате Великого поста мы почувствуем горячее желание быть с Богом, разделять с Ним свои мысли, каяться пред Ним в своих прегрешениях, причащаться Тела и Крови Его Сына, то это означает, что пост помог нам приблизиться к вратам рая.

Вот такой замечательный день сегодня — Прощеное воскресенье. Вспоминая историю прародителей, подумаем о самих себе, о своей жизни, о своем будущем, о жизни своих детей и внуков. Подумаем, насколько мы способны использовать великую возможность, которую Бог-Творец открыл во Христе Иисусе для нас и для всего рода человеческого, — постоянно возвращаться в рай и входить в спасительное общение с Богом, Творцом и Промыслителем нашей жизни. Аминь».

Святейший Патриарх Кирилл также поблагодарил архимандрита Августина за труды по воссозданию храма. «Это один из известных храмов города Москвы, — отметил Святейший Владыка. — Он был построен здесь, на Семеновском кладбище, одном из самых известных кладбищ города Москвы. Но в послереволюционные годы кладбище варварски, безумно было уничтожено. На территории кладбища построен завод, какие-то учреждения, а в 1960-е годы, в разгар хрущевских гонений, бульдозером были снесены оставшиеся могилы. Иногда мы спрашиваем: а за что нам все то плохое, что иногда случается в нашей жизни, и не просто в личной жизни, но и в жизни страны? И возникает вопрос: а кто наказан за это преступление — уничтожение гробниц наших предков? И если те безумные люди, одержимые идеологией и безбожием, ничего не понимали, то мы-то с вами понимаем, и для нас это должно быть очень важным уроком того, как нельзя преступать черту Божественного закона. Мы не можем восстановить этих могил, но мы можем молиться о тех людях, которые здесь похоронены и имена которых знает только Господь. Вот и сегодня мы совершили здесь такое поминовение во время Божественной литургии. Я просил бы, чтобы такое поминовение совершалось каждый день, потому что нужно замаливать грехи наших предков и молиться об усопших, которые лежат на этом Семеновском кладбище».

Предстоятель Русской Церкви благословил называть храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище без использования слово «бывшее». «Не бывает бывших кладбищ... Здесь люди в земле лежат. Не употребляйте слова "на бывшем кладбище" ― Храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище. И пусть само название помогает нам осознать весь трагизм той истории, которая на этом месте совершилась. Вычеркните из названий слово "бывшее"», ― добавил Святейший Патриарх.

Затем Святейший Владыка вручил церковные награды.

Во внимание к трудам по воссозданию храма Воскресения Христова — Патриаршего подворья на Семеновском кладбище архимандрит Августин (Пиданов), настоятель означенного храма, удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского III степени.

Во внимание к трудам на благо Русской Православной Церкви глава Управы района Соколиная гора А.П. Аксенов удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени.

Во внимание к помощи в воссоздании храма Воскресения Христова на Семеновском кладбище Патриаршими грамотами были награждены:

  • генеральный директор ОАО «Всесоюзный научно-исследовательский инструментальный институт» (ВНИИинструмент) Г.В. Боровский;
  • генеральный директор АО «Корпорация "Московский институт теплотехники"» С.П. Никулин;
  • начальник эксплуатационного отдела Управления делами Президента Российской Федерации В.В. Мирзоев;
  • председатель Совета директоров ПАО «Московский инструментальный завод» С.С. Огородов.

В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал список Владимирской иконы Божией Матери.

***

Храм Воскресения Христова, являющийся Патриаршим подворьем, находится в московском районе Соколиная гора (рядом со ст. метро «Семеновская» ). Здание храма ― памятник исторической архитектуры.

Храм был построен в 1855 году на Семеновском кладбище купцом М.Н. Мушниковым в русско-византийском стиле и освящен 17 июля 1855 года святителем Филаретом (Дроздовым). После революции 1917 года храм был закрыт и подвергся значительным разрушениям, здесь разместился ремонтно-механический комбинат. Возрождение и восстановление началось в 1992 году, когда поруганный, перестроенный и полуразрушенный храм был передан Русской Православной Церкви.

Главный престол храма освящен в честь Воскресения Христова, а его приделы ― в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (северный), святого равноапостольного князя Владимира (южный).

При храме действуют: воскресная школа для детей, православный центр кризисной психологии. Кроме того, при храме функционирует молодежный Центр во имя святой великомученицы Екатерины, который организует и проводит различные мероприятия: совместные паломнические поездки и празднования, встречи с психологами, встречи с настоятелем архимандритом Августином (Пидановым). Осуществляет свою работу служба приходского консультирования.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Фотоальбомы