Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В день памяти отцов VII Вселенского Собора Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и возглавил торжества по случаю прославления в лике святых архимандрита Геннадия (Парфентьева)

 

 

24 октября 2021 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора (787), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Его Святейшеству сослужили: епископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство г. Москвы.

В храме присутствовали: первый заместитель председателя Правительства РФ А.Р. Белоусов; полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; первый заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

За богослужением состоялось прославление в лике святых архимандрита Геннадия (Парфентьева).

На малом входе протоиерей Андрей Бондаренко огласил постановление о включении архимандрита Геннадия (Парфентьева) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской:

«На основании решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, определившего: "В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых" (пункт 14 Деяний о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века) в связи с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 23-24 сентября 2021 года

1. Включить имя архимандрита Геннадия (Парфентьева) в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской;

2. Память священномученика Геннадия (Парфентьева) совершать 28 октября по старому стилю / 10 ноября по новому стилю в день его кончины;

3. Честные останки священномученика Геннадия (Парфентьева), в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание;

4. Писать новопрославленному святому иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора».

Протоиерей Михаил Рязанцев и архимандрит Алексий (Туриков) вынесли из алтаря икону священномученика Геннадия Яранского и передали Святейшему Патриарху Кириллу. При пении хором тропаря и величания Предстоятель Русской Православной Церкви благословил народ Божий иконой ныне прославленного святого. Икона была возложена на аналой в центре храма для поклонения.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.

После сугубой ектении Святейший Владыка вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан пресвитера диакона Арсения Аванесяна, клирика храма преподобного Андрея Рублева в Раменках г. Москвы.

Проповедь перед причастием произнес иерей Назарий (Вайдас) Эйвазов, кандидат богословия, клирик храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО г. Москвы.

После проповеди протоиерей Михаил Рязанцев зачитал жизнеописание священномученика Геннадия (Парфентьева).

По окончании Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня за Литургией мы слышали отрывок из Второго послания апостола Павла к Коринфянам (2 Кор. 9:6-11), где он говорит следующие слова: кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

Совершенно очевидно, что апостол Павел использует эту аналогию, этот пример из сельскохозяйственной жизни, потому что точно знает: его слово поймет каждый человек. Ведь большинство из тех, кто слушал апостола, имели отношение к земле и хорошо понимали: чем лучше засеешь, чем больше вложишь в землю, тем больше и получишь.

Но Павел, конечно, не давал инструкций своим слушателям относительно того, как им вести собственное хозяйство, потому что в этом они разбирались, наверное, лучше, чем сам апостол. Используя сельскохозяйственный образ, Павел, несомненно, отнес свои слова к совершенно иному. Кто лучше сеет, тот лучше и пожинает. О каком же сеянии идет речь? Речь идет о том сеянии, в результате которого вырастает урожай всей нашей жизни. И этот результат, этот урожай, будучи нематериальным, вместе с человеческой душой переходит в вечность и предстает пред Богом.

Вот о каком сеянии и каком урожае говорит апостол Павел. И, конечно, эта тема имеет отношение к любому человеку вне зависимости от того, занят ли он в сельском хозяйстве или в какой-то другой сфере деятельности. Эти слова — для всех нас; кстати, они отразились и в народной мудрости: "что посеешь, то и пожнешь". То есть можно погубить сеяние, погубить все труды, или, напротив, получить результаты своих трудов с избытком.

Если вдуматься, мысль апостола Павла вполне соответствует всей жизненной логике. В самом деле, скажу сейчас современным языком: чем эффективнее инвестиции, тем больше прибыль. Сеяние — это и есть наша инвестиция в самих себя. Это самая важная инвестиция, более важной не существует, потому что в результате — не прибыль предприятия, а спасение нашей души, а значит, наше подлинное счастье и благополучие. Не призрачное, которое ищут в ночных барах, ресторанах, развлекательных заведениях, всячески желая себя развеселить и подменяя подлинное счастье весельем. Многие по опыту знают, что веселье, особенно сопровождавшееся распитием спиртных напитков, чаще всего не радостью заканчивается, а горькими слезами. Иногда люди волосы на голове рвут: ну что же я наделал, зачем все это было? А потому что весело было… Другими словами, эти инвестиции размером во всю жизнь должны быть вложены каждым человеком в самое прибыльное дело. И каково же это дело? Куда нам с вами вкладывать свои инвестиции, то есть свой разум, свою волю, свои чувства, свои знания, свой опыт? Мы должны вкладывать все это в дело, которое откроет перед нами врата Божественного Царства и не только после смерти, но уже здесь, на земле, сделает нас счастливыми.

Но ведь для того чтобы вкладывать инвестиции, нужно руководство. Сейчас существует множество различных консалтинговых групп, множество различных письменных руководств — куда и как вложить деньги, чтобы разбогатеть. Но у нас с вами есть лучшее руководство, которое прошло проверку на протяжении тысячелетий и ни разу не дало сбой. Исполняя предписания этого руководства, человек всегда выигрывал. Этим руководством является слово Божие. Нужно лишь внимательно слушать слово Божие, применять его и в большом, и в малом в своей собственной жизни. С женой поссорился — а что Слово Божие говорит, как мне из этого кризиса выйти? С детьми нет общего языка, сердце матери надрывается — как поступить, куда идти, в какую консультацию? Да откройте вы Евангелие, внимательно прочитайте и получите все консультации! А уж если что-то не поняли — к батюшке идите, он растолкует.

У нас с вами есть инструкции, но, самое главное, у нас с вами есть начальный капитал, который может стать самой правильной инвестицией. Этим капиталом является наша жизнь, наш разум, наше нравственное чувство и, конечно, знания, которые необходимо иметь. Знание Божественного закона — самого главного закона; знание опыта святых людей, которые в жизни своей достигли того, о чем мы сейчас с вами говорим. Другими словами, у нас есть все, чтобы распорядиться своим капиталом так, чтобы получить избыточную прибыль — полноту жизни здесь, абсолютно правильную систему жизненных координат, и жизнь будущего века.

А теперь давайте соотнесем эту задачу со всеми другими, которыми мы занимаемся каждый день. Вот мы выходим из храма — у нас, конечно, много забот и задач, и каждая из них имеет смысл и значение, чаще всего не только материальное, но и духовное. Потому что за этими задачами стоит либо забота о здоровье, своем или ближних своих, или воспитание детей, или какая-то помощь другим людям, или исполнение государственных задач. Все это серьезно, все это нужно исполнять. Но для того чтобы достичь окончательной цели, о которой мы сейчас говорим, нужно помнить, что самой великой нашей заботой и самой большой ответственностью является забота и ответственность о своей душе и о душах наших ближних, родных нам людей.

Вот почему я всегда говорю, что религия — это не 25-й и не 38-й пункт в повестке дня, а если так, то и верующим себя не следует называть. Вера — это № 1 в нашей жизненной повестке. Помните это, пожалуйста, — № 1. А если № 1, то и жить мы должны соответствующим образом, начиная с посещения храма, чтения Священного Писания, с построения жизненных отношений с другими людьми — не на основе советов неких специалистов, а на основе слов главного Советчика — Самого Спасителя, которые дарованы нам и запечатлены на страницах Евангелия.

Я уверен в том, что абсолютное большинство людей имеет своим приоритетом именно то, о чем я говорю. Потому что если бы это было иначе, то вряд ли бы наш народ прошел через все страшные исторические испытания. И даже тогда, когда формально люди отреклись от веры, назвали себя атеистами, они ведь по инерции жили евангельскими заповедями. Нигде в марксизме не сказано, что нужно грудью броситься на амбразуру, ни в одном воинском уставе так не сказано. А люди вставали, шли и грудью закрывали амбразуру. По какому закону? По какому требованию? Да по той самой Божественной заповеди — блажен, кто душу свою положит за други своя (см. Ин. 15:13).

Самый главный закон, основополагающий для всех иных законов, — это закон Божий. А значит, вера во Христа, Господа и Спасителя, посещение храма, молитва, добрые дела — это не то, что мы должны делать по остаточному принципу, когда уже все прочее сделали, — ну, теперь и в церковь схожу. Это самое важное дело, поверьте мне, — особенно в воскресный день. С чего еще может начинаться у православного человека воскресный день, как не с посещения храма? И чем больше людей будут наполнять наши храмы, чем больше они будут соприкасаться с духовным опытом, принесенным к нам сквозь тысячелетия от апостолов, от святых, от наших благочестивых предков, тем сильнее, мудрее мы будем. А ведь без мудрости никакого счастья не построишь.

В этот святой воскресный день я бы хотел еще и еще раз пожелать всем нам неформально относиться к своей вере. Ходить в храм не в силу привычки, но сознательно, понимая, что вера и жизнь по вере, слышание слова Божия и жизнь по этому слову есть самый высокий приоритет человеческой жизни. Потому что все другие инструкции распространяются только на внешнюю сторону человеческой жизни, а инструкция, которую мы получаем из слова Божия, простирается на всю человеческую жизнь, как духовную, так и материальную, и на всю жизнь вечную. Будем хранить эту инструкцию и будем идти по тому пути, который Сам Господь указал нам как путь к счастью, путь к подлинной свободе, путь к Его Небесному вечному Царству. Аминь».

Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды. Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и ко вкладу в развитие церковно-государственных отношений были удостоены:

  • первый заместитель председателя Правительства РФ А.Р. Белоусов — ордена преподобного Серафима Саровского II степени;
  • полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев — ордена преподобного Серафима Саровского II степени;
  • генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» О.В. Белозеров — ордена преподобного Серафима Саровского II степени;
  • начальник Управления Президента РФ по внутренней политике А.В. Ярин — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени;
  • начальник Главного управления Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением федерального законодательства Д.Ю. Данилов — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени;
  • директор Департамента правового обеспечения Правительства РФ К.Ю. Панферов — ордена преподобного Сергия Радонежского III степени;
  • директор Департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики Правительства РФ Д.В. Молчанов — ордена преподобного Сергия Радонежского III степени.

Святейший Владыка в завершение напутствовал награжденных: «Каждый из награжденных на своем месте честно трудится для пользы Отечества и Церкви Божией. Дай Бог, чтобы как можно больше государственных мужей, представителей бизнес-сообщества, нашей интеллигенции шли по этому пути, по которому шли наши самые выдающиеся государственные деятели прошлого, созидая силу Отечества, его обороноспособность, и одновременно сознавая свою ответственность за духовное и культурное развитие нации. Верю, что в нынешних условиях все это возможно соединить во благо нашего народа. Еще раз с праздником всех вас поздравляю!».

***

На заседании Священного Синода 23-24 сентября 2021 года (журнал № 68) был заслушан рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно ходатайства митрополита Вятского и Слободского Марка о включении имени архимандрита Геннадия (Парфентьева) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Священный Синод принял решение включить имя архимандрита Геннадия (Парфентьева) в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память священномученика Геннадия будет совершаться 28 октября / 10 ноября, в день его кончины. Синод постановил честные останки священномученика Геннадия (Парфентьева), в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание, а также писать новопрославленному святому писать иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.

***

Настоятель Яранского Пророчицкого монастыря архимандрит Геннадий (в миру Григорий Сергеевич Парфентьев) родился в 1864 году в Курской губернии в крестьянской семье.

В 1886 году поступил в Путивльскую Молчанскую Софрониеву пустынь. В 1895 году послушник Григорий поступил в Александро-Невский монастырь, что на Филейке, где в 1896 году принял монашеский постриг и был рукоположен в сан иеродиакона. В 1897 году иеродиакон Геннадий был переведен в Успенский Трифонов монастырь, где был рукоположен в сан иеромонаха в 1900 году.

В 1902 году иеромонах Геннадий был назначен настоятелем Яранского Пророчицкого монастыря. В своем «Дневнике инока» епископ Вениамин (Милов) отмечал мирный, благодатный, богоугодный настрой, сложившейся в Яранском Пророчицком монастыре под руководством игумена Геннадия, который пользовался авторитетом среди местного населения, окормлял насельниц местных женских обителей, принимал участие в создании Покровской женской обители Котельнического уезда. В 1918 отец Геннадий был возведен в сан архимандрита.

По причине высокого авторитета Яранского Пророчицкого монастыря среди местного крестьянского населения советская власть решила разогнать обитель, начав 10 сентября 1918 года с конфискации значительной части монастырского имущества. В ноябре 1918 года отец Геннадий был задержан и отправлен в Вятку, однако уже в январе 1919 года вернулся в обитель.

Вскоре власти приказали монахам покинуть монастырь в срок до 2 февраля 1919 года. Архимандрит Геннадий старался подготовить все необходимое, чтобы братия смогла продолжить свою иноческую жизнь в новых чрезвычайных условиях. В начале февраля 1919 года была предпринята попытка сохранить монастырский храм, передав его общине верующих, в которую входили прихожане из окрестных деревень.

16 февраля 1919 года отец Геннадий был снова арестован. Во время допроса сотрудники Яранской ЧК пытались узнать у настоятеля о том, где спрятана рожь и монастырские драгоценности. На все вопросы отец Геннадий ответил коротко: «Про рожь и крупчатку показать ничего не могу, а драгоценности монастырские находятся при церкви». В апреле 1919 года, находясь уже в Вятской тюрьме, архимандрит Геннадий был приговорен к расстрелу за то, что, будучи ответственным за весь монастырь, скрывал зерно и крупчатку для совершения церковных обрядов.

Архимандрит Геннадий был расстрелян 10 ноября 1919 года.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси