Монастыри (новости), Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото)

Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Даниловом монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Леонтия (Козлова) во епископа Сызранского

 

12 сентября 2019 года, в праздник обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Леонтия (Козлова) во епископа Сызранского и Шигонского.

Решение об избрании правящим архиереем Сызранской епархии (Самарская митрополия) игумена Леонтия, наместника мужского монастыря святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма города Екатеринбурга, с освобождением его от занимаемой должности, было принято 30 августа 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 100). 31 августа с.г. митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл по окончании всенощного бдения в Державном храме монастыря Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма по благословению Святейшего Патриарха Кирилла возвел игумена Леонтия в сан архимандрита.

Предстоятелю Русской Православной Церкви за Литургией сослужили: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва, митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид, епископ Отрадненский и Похвистневский Никифор, епископ Кинельский и Безенчукский Софроний, епископ Звенигородский Питирим, епископ Тольяттинский и Жигулевский Нестор, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома, епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений, епископ Алапаевский и Ирбитский Леонид, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва, наместник Данилова ставропигиального монастыря епископ Солнечногорский Алексий, благочинный Данилова монастыря архимандрит Лука (Пинаев), секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков, настоятель подворья Православной Церкви в Америке в Москве протоиерей Даниил Андреюк, настоятель Покровского храма села Кудиново Богородского городского округа протоиерей Виктор Дорофеев, благочинный Даниловского округа Московской городской епархии, настоятель храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах г. Москвы протоиерей Олег Воробьев, заведующий Сектором протокола Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Феофан (Лукьянов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Герасим Шевцов, смотритель Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре иеромонах Митрофан (Матыцын), секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, насельники Данилова монастыря в священном сане, духовенство г. Москвы.

Богослужение посетили председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы В.И. Сучков, специальный представитель губернатора Санкт-Петербурга в Москве М.Н. Белогубова, руководитель аппарата префектуры Южного административного округа г. Москвы О.Н. Ерошин, глава управы Даниловского района г. Москвы О.А. Конюхова.

Богослужебные песнопения исполнил хор Данилова монастыря (регент Г.Л. Сафонов).

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес насельник Данилова монастыря иеромонах Лука (Филатов).

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Сызранского и Шигонского Леонтия на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Леонтий!

Не в сильном ветре, не в землетрясении, не в огне, но в тихом веянии (3 Цар. 19:11-12) благодати явил ныне милость Свою Господь, соделавший тебя преемником апостолов и блюстителем словесного стада. Глас Пастыреначальника Христа, обращенный к тебе сегодня во время Таинства хиротонии, призывает тебя к новым трудам на Его пажити. Внемли ему и уразумей, сколь щедр и милостив Господь, как говорит нам псалом Давида (Пс. 102:8), внемли — и оправдай оказанное тебе доверие, внемли — и сделай все для того, чтобы не посрамить высокого звания епископа.

Тебе предстоит нести ответственное послушание в Сызранской епархии, входящей в состав Самарской митрополии, вместе с клиром и паствой свидетельствовать современникам о непреходящих евангельских истинах, совершать дело веры и труд любви (1 Фес. 1:3). Нелегок сей путь, но именно он единственно правильный и спасительный. Иди по нему без боязни и смущения, иди, несмотря на все ухищрения и козни дьявольские, иди, отметая искушения и соблазны, иди с упованием на всесильную помощь и милость Божию, иди и веди за собой чад церковных, вверенных твоему попечению.

Взирая на вдохновляющий пример архипастырского подвига многих предшественников, с усердием потрудившихся на пользу Церкви Христовой, стремись совершать свое служение «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке», как учит нас апостол Павел (2 Кор. 6:6-7).

К произносимым мною словам отнесись не как к некой формальности или дани традиции, но как к отеческому наставлению, основанному в том числе на личном опыте служения. Уверяю тебя, что трудностей будет много, но и явных свидетельств близости Божией, всепобеждающего действия Его благодати — тоже немало. Радостью исполнится сердце твое от возможности быть сопричастным к великому наследию святых, от созерцания добрых плодов совместного делания под водительством Всемогущего Творца и Промыслителя.

Совершенно очевидно, что современный мир стремительно меняется. Действительно, ритм жизни сегодня значительно отличается от того, который был в прежние века: возрастают скорости, усиливается информационный поток, увеличивается число забот, каждодневная суета поглощает время, и кажется порой, что мы ничего не успеваем сделать. Но святитель Иоанн Златоуст, хотя и жил во времена отсутствия автомобилей и интернета, предлагает по-иному взглянуть на данную проблему, увидеть ее подлинные причины. Ему принадлежат замечательные слова, актуальность которых, увы, сохраняется и по сей день: «Оттого многое и в общественных, и в частных делах идет у нас не по нашему желанию, что мы не о духовном наперед заботимся, а потом о житейском, но извратили порядок» (Беседа на Рим. 12:20). Действительно, по слову Златоуста, нужно заботиться сначала о духовном, а потом о житейском, тогда и выстроится точная последовательность действий согласно воле Божией, в правильной системе нравственных координат. А блаженный Августин, размышляя о жизненных приоритетах, сформулировал известный принцип: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем». Вот о чем надлежит неустанно напоминать нашим современникам.

Сказанное не означает, что Церковь призывает человека отказаться от земных забот. Отнюдь нет. Она как чадолюбивая мать лишь стремится помочь своим детям избежать ошибок и, опираясь на многовековой опыт, предупреждает: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1).

При этом также необходимо помнить, что помощь Божия споспешествует нам в достижении цели при наличии действий с нашей стороны, ибо, как говорит Спаситель, всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7:7-8). Такое соработничество, объединение усилий или, выражаясь богословским языком, синергия, является залогом успеха во всяком добром и полезном начинании.

Разумеется, что предстоящее тебе служение будет исполнено многих дел, забот и попечений. Но правильно выстроенная иерархия ценностей, несомненно, будет способствовать благовременной реализации твоих замыслов. Используя творческий потенциал клириков, активных мирян и особенно молодежи, старайся развивать все стороны епархиальной и приходской жизни. Опираясь на лучшие традиции христианского свидетельства, не отказывайся от поиска новых форм просвещения и проповеди, миссионерского служения и волонтерского движения, благотворительности и работы с подрастающим поколением.

Средоточием же твоей жизни, равно как и жизни всех членов местной Церкви, всегда должно оставаться богослужение, участие в Таинствах, посредством которых Божественная благодать содействует спасению, а значит, достижению главной цели всякого человека, живущего с верой и умирающего в надежде воскресения.

А чтобы было так, внимай себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил тебя блюстителем, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Вот слова апостола Павла, сказанные ефесским пресвитерам, а через книгу Деяний обращается ныне апостол Павел и к тебе (Деян. 20:28). Трудись с усердием, молись с благоговением, проповедуй с воодушевлением, управляй с осмотрительностью, увещевай с долготерпением, будь мужественен и тверд, все у тебя да будет с любовью (1 Кор. 16:13-14).

Теперь же пришло время вручить тебе архиерейский жезл — символ епископской власти. Прими его с духовным трепетом и осознанием великой ответственности за души людей, вверяемых твоему архипастырскому попечению. Преподай благословение всем предстоящим и молящимся во святом храме сем, и с миром гряди к пастве, ожидающей встречи с тобой в церковной уделе, избранном для тебя по воле Божией решением Священноначалия. Да будет путь твоего служения светел и свят, а итог трудов твоих — плодотворен и спасителен, в чем да поможет тебе Всемогущий Господь. Аминь».

Новорукоположенный иерарх по традиции преподал верующим первое архипастырское благословение.

Святейший Владыка совершил славление и молитву перед ковчегами с частицами мощей святых благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского.

Епископ Солнечногорский Алексий приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству вышитый Владимирский образ Божией Матери.

Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Преосвященство, владыка наместник! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую c днем памяти святых благоверных князей Александра Невского и его сына Даниила Московского.

У святого Иоанна Златоуста находим такие слова: «Великолепие являет себя в святости, потому что святость и есть великолепие». Летописи, исторические свидетельства донесли до нас, что князь Александр Невский, будучи великолепен в своем правлении, был и внешне очень красивым человеком, словно на нем отобразилась особым образом благодать Божия. Действительно, духовное порой не просто соединяется с внешним, человеческим, но даже через внешнее, человеческое являет себя окружающему миру.

Так же и Даниил, сын Александра Невского, князь и инок, особым образом явил в себе это великолепие, соединив в одной личности, казалось бы, несовместимое: монашеский подвиг, внешнюю красоту и сияние высшей государственной власти. Но ведь внешнее, будь то государственная власть или материальное богатство, нередко затмевает сознание людей, и даже те, кто вступает на путь служения Церкви, нередко помрачаются умом, будучи заворожены мирской властью. Однако в личности преподобного князя Даниила мы видим удивительно правильное сочетание внешнего и внутреннего. Преподобный князь таким образом осуществлял свое государственное делание, что не допускал ничего противного Божиим законам, Божиим заповедям. Конечно, он правил в трудную эпоху удельного раздробления Руси, когда брат восставал на брата, когда князь шел на князя, когда в смертельной схватке братья убивали друг друга, так что трудно было понять, кто прав, кто виноват. Но князю Даниилу удавалось, за некоторыми исключениями, избегать участия в междоусобных бранях. Напротив, он являл себя миротворцем, он примирял князей, обращая к ним слово Божие со смирением и кротостью, и своим дивным примером помогал князьям — и сродникам своим по плоти, и тем, кто не был родственен ему, — увидеть в княжеском служении возможность совмещения жизни по Божественным заповедям с высоким государственным служением, в том числе со служением военачальника.

Святой преподобный князь Даниил является действительно особой личностью в ряду русских князей. Он был успешным правителем, и при нем Москва расширяла свои владения, хотя князь избегал прямого столкновения со своими братьями, мирным путем присоединяя к Москве другие княжества. Князь Даниил явил пример мудрого христианского управления государством и, более того, показал, как самая высокая государственная деятельность может сочетаться не просто с жизнью по заповедям, но с монашеским подвигом. Трудно себе представить в настоящее время нечто подобное, слишком далеко разошлись светская жизнь и жизнь по заповедям Божиим. Но, может быть, именно сейчас следует обращать особое внимание наших современников — и тех, кто во власти, и тех, кто вне власти, — на великий пример выдающегося сына России святого благоверного князя Даниила Московского, который, соединяя духовное и материальное, духовный подвиг и государственное служение, показал, как великолепие и слава могут являться, по слову Иоанна Златоуста, в святости человеческой личности.

Обращая особые слова в адрес насельников Даниловской обители, в адрес Преосвященного наместника, всей братии и вас, мои дорогие братья и сестры, хотел бы сказать о том, что действительно великая милость свершилась над городом Москвой, когда был открыт этот монастырь, первый из тех, что некогда были закрыты, а затем снова вернулись к полноте церковной жизни. Как замечательно, что здесь есть и частица мощей святого благоверного князя Даниила Московского. Замечательно и то, что память о святом князе живет особой жизнью здесь, в Москве. Москвичи поклоняются с ему с особым благоговением, притекая сюда, в Даниловский монастырь, тем самым свидетельствуя, что нельзя забывать великий духовный и государственный подвиг наших предшественников. И дай Бог, чтобы имя святого благоверного князя Даниила Московского хранилось в памяти и москвичей, и всей нашей страны, являясь примером и для мужей государственных, и для всех нас. Его молитвами да сохранит Господь град Москву и землю Русскую. Аминь».

Святейший Владыка поблагодарил епископа Алексия за труды на благо Святой Церкви и вручил Его Преосвященству панагию, изготовленную к 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года и интронизации Его Святейшества.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси