Монастыри (новости), Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в храме вмч. Никиты в Старой Басманной Слободе

 

8 сентября 2019 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, праздник сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме великомученика Никиты в Старой Басманной Слободе в Москве.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Порфирия (Шутова), наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря, во епископа Одинцовского, викария Патриарха Московского и всея Руси.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий; архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим; архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Воскресенский Дионисий, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков; епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыря; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора и храма великомученика Никиты в Старой Басманной Слободе г. Москвы; архимандрит Павел (Кривоногов), наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря; игумен Кронид (Карев), настоятель Преображенского подворья Данилова монастыря; архимандрит Ианнуарий (Недачин), благочинный Соловецкого монастыря; скитоначальники Соловецкой обители — игумен Евлогий (Стручалин), скитоначальник Голгофо-Распятского Анзерского скита, иеромонах Георгий (Курдогло), скитоначальник Свято-Троицкого Анзерского скита, иеромонах Нестор (Волобуев), скитоначальник Исааковской пустыни; священник Александр Волков, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; столичное духовенство.

За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря игумения Викторина (Перминова), руководитель Правового управления Московской Патриархии, настоятельница Алексеевского ставропигиального монастыря игумения Ксения (Чернега), настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга игумения София (Силина), настоятельница Константино-Еленинского монастыря Санкт-Петербургской епархии игумения Илариона (Феоктистова).

В храме присутствовали председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага М.Е. Фрадков, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий, глава Республики Карелия А.О. Парфенчиков, губернатор Архангельской области И.А. Орлов, первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Беларусь Д.Ф. Мезенцев.

Богослужебные песнопения исполнил хор Богоявленского кафедрального собора (регент — А.К. Майоров).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз».

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Сергий Тишкун, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Одинцовского Порфирия на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Порфирий!

Дух Святый — свет и живот, и живый источник умный, Дух премудрости, Дух разума, благий, правый, умный (стихиры в Неделю Пятидесятницы на утрене) ныне почил на тебе чрез возложение рук архипастырей и по молитвам Церкви, дабы соделать тебя причастником святости, и света невечернего, и божественной жизни, и благоуханнейшего раздаяния (канон в Неделю Пятидесятницы на повечерии).

О дивные дары Божии! Кто из человек, плоть носящих и в мире живущих, достоин видеть эти щедроты Божественные, кто своей жизнью, своими поступками заслужил хоть малую толику их! Но Человеколюбец Господь, яко Царь Державный и Всесильный (трипеснцы в четверток 2-й недели по Пасхе), отверзает сокровищницу божественной благодати и по Своей неизреченной милости удостаивает сих дивных дарований не только ближайших учеников, с которыми ходил по земле, разделял труды и вкушал пищу, но и тех, кто был избран апостолами и последовал Господу.

Господь послал апостолов в мир не для того, чтобы они просто донесли народу некую информацию о Нем. "Проповедь моя, —говорит апостол Павел, — не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы" (1 Кор. 2:4). Недостаточно дать людям сумму знаний о Спасителе, но необходимо явить им плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23), нужно уметь самому и научать пасомых снисходить друг другу и прощать взаимно (Кол. 3:13).

Без малого десять лет ты несешь послушание наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря — древней многославной обители, в годы гонений на Церковь преданной бесчестию и поруганию, но освященной и украшенной страданиями новомучеников (стихира новомученикам и исповедникам Соловецким). Ныне тебе предстоит сопрягать труды в сем уделе Божием, а также в Соловецком государственном историко-архитектурном и природном музее, директором которого ты являешься, с непростым и ответственным архиерейским деланием.

Призываю тебя с великим вниманием относиться к произнесению проповедей, дабы словеса твоя были для верующих источником воды живой (канон свт. Григорию Паламе). Ответственно готовься к служению благовестника и непрестанно занимайся самообразованием. Вонми словам апостола: "Как же ты, уча другого, не учишь себя самого" (Рим. 2:21). 

С неослабным вниманием и духовным рассуждением подходи к рассмотрению кандидатур тех, кто желает принести монашеские обеты и тем более облечься в священный сан. Мне как Священноигумену обители невозможно из стольного града пристально разглядеть всех этих кандидатов, пропустить их через ум, через сердце свое, как я это делаю с теми, кто находится здесь, в Москве. Но тебе надлежит подъять этот труд со всею ответственностью.

С ревностью о славе Божией трудись над развитием всех сторон церковной жизни на Соловецкой земле, не от человек ожидающе помощи, но от Господа чающе милости и спасения (молитва главопреклонения). Укрепляйся усердной молитвой к Вседержителю и частым приобщением Святых Таин, помни о том, что мы, наслаждаясь плоти Христовой, оживляемы бываем и обожаемы таинственно, Царствие приемлем присносущное Божие (седален 8-го гласа в среду на утрене).

Прими же ныне епископский жезл и благослови людей, вместе с нами возносивших молитвы Триипостасному Богу — Трисолнечному Царю, и Строителю, и Промыслителю всяческих (канон 8-го гласа в неделю утра на полунощнице) — о даровании тебе непорочного архиерейства. Аминь».

По традиции новохиротонисанный владыка преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем было совершено славление Пресвятой Богородице.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Неделю назад, совершая Литургию в Донском монастыре, мы с благоговением поклонялись чудотворному Донскому образу Царицы Небесной, Которая избавила город Москву от разорения в XVI веке. Мы говорили о несомненном явлении Божественной благодати, которая помогла избавить столицу нашу от разорения страшным врагом. И сегодня, прославляя Владимирскую икону, мы снова обращаемся к одной из страниц нашей отечественной истории — а таких было немало — когда на волоске повисла судьба страны, судьба Первопрестольного града, но Царица Небесная явила Свою милость и избавила город Москву.

А дело было так. Во второй половине XIV века самаркандский эмир Тимур очень возвысился и обрел власть, несоизмеримую с властью других эмиров. Несмотря на то, что Тимур был инвалидом (он хромал), он был очень сильным мыслителем, мужественным человеком, выдающимся правителем, обладавшим огромной силой воли. Он покорял людей, и они становились его верными слугами и рабами, вступали в его хорошо вооруженное войско, которое подчинялось железной дисциплине и исполняло замыслы умного стратега. И когда это войско, победив Грузию и Армению, дошло до самой Сирии, Тамерлан возымел мечту покорить Русь и двинул свои полчища на север. Трудно сказать, что бы произошло со всеми нашими предками, потому что соотношение сил было совсем не в пользу оборонявшихся, тем более что и град Москва был в то время не столь уж укреплен. И когда народ узнал о надвигающейся угрозе, — а эта угроза стала очевидной, когда по пути к Москве Тамерлан разгромил ордынского хана по имени Тохтамыш, — тогда и встрепенулись наши люди, чтобы создать систему оборону, но ни в чем не преуспели. В конце концов они поняли, что нет у Москвы никакой военной силы, чтобы остановить Тамерлана, и тогда из города Владимира был принесен образ Богоматери, именуемый Владимирским. Перед этим образом горячо молились москвичи, понимая, что нет больше никаких надежд на спасение, кроме как от Господа и Его Пречистой Матери. Все возможные военные, фортификационные и прочие факторы были ничтожны по сравнению с тем, чем обладала армия Тамерлана, покорившая все города к югу от Москвы. Как последнюю надежду, Владимирскую икону Божией Матери, которая была принесена во Владимир Андреем Боголюбским, а ранее из Византии принесена на Русь, с благоговением водворили в град Москву. Все погрузились в пост и молитву, потому что никаких других средств больше не было. И молитва пред чудотворным Владимирским образом Божией Матери была столь сильна, чтобы Тамерлан, не доходя до Москвы, принял решение не брать город. Это решение было невозможно объяснить ни политическими, ни военными факторами, ни даже с точки зрения здравого смысла, — так близка была победа над Московией. Но Тамерлан не предпринимает никаких действий и отступает, так что град наш Первопрестольный Москва остался свободным, и мы веруем и исповедуем, что не силой человеческой, но силой Божией, явленной от Владимирской иконы Царицы Небесной.

И после этих событий Владимирский образ стал образом града Москвы. Сегодня по милости Божией есть возможность прикасаться к этому образу и молиться перед ним, и знаем, что благочестивые москвичи молятся пред ним покровителям Руси и покровителям нашего града. И покуда будет сохраняться вера наша в Господа и Спасителя, покуда мы будем точно знать, что обращение к Нему, к Его Пречистой Матери — не пустой звук, не самовнушение, не фантазия, а реальная сила, которая нас соединяет с Богом, реальный канал связи человека с Царствием Божиим, покуда мы будем все это знать и сознавать, Господь будет слышать наши молитвы и отвечать на них. Собственно говоря, на чем основывается наша вера? Она основывается именно на этом опыте обратной связи с Небом, обратной связи с Божественным Царством. Именно через эту связь мы и соприкасаемся с Господом, Его святыми угодниками, Его Пречистой Матерью.

И да поможет нам Господь — особенно обращаюсь к москвичам, ведь столько чудес было явлено в истории нашего города — никогда не забывать об этой связи и просить у Господа, у Его Пречистой Матери благословения на столицу государства Российского, на Первопрестольный град Москву, чтобы милость произливалась над всем нашим Отечеством и чтобы Господь отвечал, через предстательство Его Матери Пречистой Девы Марии, на все наши личные просьбы и личные молитвы. На всем этом и основывается наша вера, которая по милости Божией остается непоколебимой в значительной части нашего народа, прошедшего суровыми дорогами отечественной истории. Да хранит Господь, под Покровом Пречистой Царицы Небесной, град Москву и землю нашу Русскую. Аминь».

В дар храму Святейший Патриарх передал старинный список Тихвинской иконы Божией Матери, настоятелю храма протоиерею Александру Агейкину вручил юбилейный крест, изготовленный к 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года и интронизации Его Святейшества.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси