28 марта 2017 года в Белом зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии вручения наград победителям III сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне».
Конкурс проводится с 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательским Советом Русской Православной Церкви. В третьем сезоне конкурса приняли участие учащиеся 6-11 классов из 62 регионов России, а также из стран ближнего зарубежья — Украины, Белоруссии, Молдавии и Казахстана. Всего поступило более тысячи работ.
В торжественной церемонии вручения наград победителям приняли участие: митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, председатель Издательского Совета Белорусской Православной Церкви; М.Д. Афанасьев, директор Государственной публичной исторической библиотеки; К.В. Антипов, ректор Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова; Ю.М. Кублановский, писатель, лауреат Патриаршей литературной премии; члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; финалисты конкурса и члены Конкурсной комиссии.
Предстоятель Русской Православной Церкви благословил собравшихся и обратился к победителям и финалистам конкурса с Первосвятительским словом:
«Ваши Высокопреосвященства! Уважаемые педагоги, родители, дорогие друзья, участники конкурса!
Сердечно приветствую всех вас, особенно лауреатов литературного конкурса «Лето Господне», и поздравляю с заслуженной победой.
Победа в состязании — безусловно, значимое достижение в жизни человека, и не только потому, что его труд получил признание, что немаловажно для творческой личности. Ценность победы прежде всего в том, что она способна окрылить, вдохновить на дальнейшие упорные труды, придать силы и мужество покорять новые вершины и раскрывать свой талант.
Я неслучайно заговорил об упорстве и трудолюбии. Замечательные слова принадлежат Иоганну Себастьяну Баху: «Гений — это труд». Великий композитор абсолютно прав, потому что говорит не от чьей-то мудрости, а от своего собственного опыта. Конечно, между результатами труда человека талантливого, свыше одаренного, и человека средних способностей всегда остается некий зазор, но и при средних способностях можно многого достичь — благодаря усидчивости, труду, духовной силе.
Способности дает нам Господь, но как ими распорядиться зависит от нас. Мы знаем Евангельскую притчу, как один человек, призвав слуг, дал одному пять талантов, другому два, третьему один, — каждому по силе его. И господин высоко оценил и наградил тех, кто умножил таланты, и наказал того, кто свой единственный талант закопал в землю (Мф. 25:14-30). Читая работы победителей конкурса, я искренне радовался и благодарил Бога за то, что Он наделил вас, мои дорогие, такими талантами, даровал способность тонко чувствовать и глубоко мыслить — настолько глубоко, что эту глубину мысли трудно соотнести с вашим возрастом. Это свидетельствует о том, что в наше время и очень юные люди способны глубоко мыслить и проникать в суть вещей.
Хотел бы вместе с тем напомнить, что у человека, который продемонстрировал способности и таланты, победил в конкурсе или состязании, всегда появляется соблазн «почить на лаврах». Достигнута некая высота, значит, можно передохнуть, сбавить темп. Но это опасное состояние, потому что талант — это дар Божий, который нужно развивать постоянно. А если талант засыпает, не получая развития, то вскоре он просто исчезнет.
Мне приходилось встречаться с людьми, которые в молодости блистали своими талантами. Казалось, их ждет блестящее будущее, они намного выше своих сверстников, но по прошествии десятилетий я с прискорбием отмечал, что у них ничего в жизни не получилось. И не потому, что Бог талантом не наделил, а потому что не было целеустремленности, не было настойчивости в реализации задач, которые ставила жизнь.
Исчезновение таланта, прекращение творческого роста нередко обусловлено жизненными обстоятельствами. Огромной проблемой для человека являются соблазны — иногда так хочется развлечься, отложить в сторону учебник… Расскажу вам историю из своей собственной жизни. У меня были непростые школьные годы, и после восьмого класса по целому ряду причин мне пришлось пойти работать. Я продолжал учиться в школе, считая учебу приоритетом, но сочетал ее с работой, на которую я был вынужден выйти, и нагрузка была очень большая. И вот я готовился к выпускным экзаменам в десятом классе. Как сейчас помню: теплый июньский день, яркое солнце, открытое окно коммунальной квартиры на пятом этаже в Ленинграде, а с улицы — замечательная музыка. Вдруг я увидел молодых людей, мальчиков и девочек, которые весело проводили время под звуки музыки, и мне так захотелось отложить все учебники, спуститься вниз и побыть вместе с ними. Прекрасная погода, молодость, энтузиазм, желание быть со своими сверстниками… Смотрел я через окно, а потом задал себе вопрос: вот я все отложу и пойду, — а что будет дальше? А дальше мне очень часто будет хотеться что-то отложить — просто чтобы получить удовольствие. И Господь вразумил меня не откладывать учебники, так что я продолжил подготовку к экзаменам.
Почему я об этом рассказываю? Потому что этот эпизод очень глубоко вошел в мое сознание и сохранился в памяти. Призываю вас быть осторожными и не поддаваться соблазнам. То, что в данный момент кажется приятным, интересным, важным, может не представлять никакого интереса по прошествии не только лет, но даже часов и дней. И в вашем возрасте нужно в первую очередь ставить перед собой задачи, связанные с обучением, образованием, воспитанием, и достигать соответствующих целей.
Еще мне хотелось бы сказать о необходимости всестороннего развития личности. Я придаю большое значение эстетическому воспитанию, без чего человек, даже талантливый, очень многое теряет. Потому что эстетическое чувство — как зрение: оно помогает увидеть и почувствовать то, что другим способом почувствовать невозможно. Эстетическое чувство развивается, когда мы созерцаем произведения живописи и скульптуры, когда мы слушаем музыку. Более того, при этом формируется не только чувство прекрасного, но и определенная часть нашего мировоззрения, ведь соприкосновение с красотой возвышает человеческую душу, помогает подняться над повседневностью. Способность человека видеть, чувствовать, понимать прекрасное — это залог всестороннего успеха.
Однако какую бы профессию вы ни избрали, самым главным в жизни пусть остается стремление жить по заповедям Божиим. Почему так? Да потому что в заповедях Божиих нам передается некий жизненный идеал. Заповеди Божии — это норма. Есть поговорка: сколько умов, столько и мнений. Каждый мыслит по-своему, каждый может определять свои идеалы, но в этом таится опасность, потому что человек неспособен создавать абсолютные ценности. Абсолютные ценности — нравственные, духовные — происходят только от Бога. Когда человек руководствуется только своим разумением и сам формирует для себя ценности, то они лишь относительные, даже если кажутся ему абсолютными. А Божии заповеди передают нам абсолютные Божественные истины, и для того чтобы понять, что хорошо и что плохо, мы должны соотнести происходящее с Божественным законом. Если человек научился так поступать, то он застрахован от ошибок. И если общество живет таким образом, то оно застраховало себя от роковых ошибок.
Мы с вами вступили в год 100-летия трагических событий нашей истории, революционных событий. Тогда наш народ потерял способность оценивать в соответствии с Божественным критерием события в стране, философские учения и взгляды, поступающие к нам со всех сторон. Появились учителя, заявившие: «То, чему мы вас учим, и есть конечная истина, другой истины нет». Не имея надежного критерия определения истины, народ наш соблазнился и принял человеческую мудрость за абсолютную правду. Как же дорого пришлось нам заплатить за эту ошибку!
Дай Бог, чтобы вы, нынешнее поколение, сумели сохранить в себе способность не отвечать «да» на все соблазны и искушения; чтобы вы научились прилагать Божественный закон как абсолютный критерий истины ко всему, что вас окружает и бросает некий мировоззренческий вызов. Почему я все это вам говорю? В ваших произведениях, представленных на конкурс, я увидел много полезного, глубокого, мировоззренчески значимого, почему и позволил себе говорить с вами на такие серьезные взрослые темы. Да поможет вам Господь в ваших трудах! Всех вас сердечно приветствую».
Ведущий церемонии огласил имена победителей, занявших 3-и, 2-е и 1-е места в каждой из трех возрастных групп:
первая возрастная группа (6-7 классы)
- 1 место — Шахматова Екатерина, 7 класс, педагог Е.М. Кадиленко, МБОУ СОШ № 5, г. Искитим, Новосибирская область;
- 2 место — Сурков Никита, 7 класс, педагог Е.Г. Суркова, МОУ Гимназия имени Сергия Радонежского, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл;
- 2 место — Тепляшин Иван, 7 класс, педагог Г.Н. Добрина, МБОУ СОШ № 2 с. Казаки, Елецкий р-н, Липецкая область;
- 3 место — Головина Мария, 7 класс, педагог Л.Н. Титкова, МОУ «Костровская средняя общеобразовательная школа», Московская обл., Истринский район, д. Кострово;
- 3 место — Титович Александр, 6 класс, педагог О.Е. Тютликова, МБОУ СШ № 6 им. Героя Советского Союза И.А. Омельченко, Ростовская обл., г. Гуково;
вторая возрастная группа (8-9 классы)
- 1 место — Ухова Мария, 8 класс, педагог Н.С. Ватаву, Православная гимназия «Ладанка» при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе, Московская обл., Истринский р-н, с. Павловская Слобода;
- 2 место — Бокша Татьяна, 9 класс, педагог М.В Мищенко., МБОУ Хлебодарное СОШ № 18, Ростовская обл., с. Хлебодарное;
- 2 место — Васильева Анна, 8 класс, педагог Д.В. Ефимчук, МОУ Гимназия № 13, г. Волгоград;
- 3 место — Алисова Полина, 8 класс, педагог Л.И. Стрельникова, Ефремовский физико-математический лицей, Тульская обл., г. Ефремов;
- 3 место — Кулешов Серафим, 9 класс, педагог Т.Ю. Данченко, МОБУ СОШ № 26, Ростовская обл., г. Таганрог;
третья возрастная группа (10-11 класс)
- 1 место — Боровкова Кристина, 11 класс, педагог Т.А. Селиванова, МБОУСШ № 4 г. Десногорск, Смоленская обл.;
- 2 место — Зимина Ангелина, 10 класс, педагог М.А. Куртяник, ГБОУ СОШ № 19 имени Героя России А. Кириллина, г. Сызрань, Самарская обл.;
- 2 место — Сидорова Алина, 10 класс, педагог Ю.Э. Мавродий, УДО «Донецкая республиканская малая академия наук учащейся молодежи» очно-заочной школы «ДОНМАН», г. Донецк;
- 3 место — Максудов Алибек, 10 класс, педагог Т.И. Думшева, МОУ СОШ № 52, г. Саратов;
- 3 место — Ктитарова Виктория, 10 класс, педагог Ю.Э. Мавродий, УДО «Донецкая республиканская малая академия наук учащейся молодежи» очно-заочной школы «ДОНМАН», г. Донецк.
С кратким словом от лица награжденных выступила участница конкурса из Донецка Виктория Ктитарова.
От имени всех финалистов и участников конкурса Святейшему Патриарху преподнесли панно с изображением Храма Христа Спасителя, созданное учениками Костровской средней школы Истринского района Московской области.
В заключительном слове Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, сказал: «Когда я вручал Кристине из Десногорска диплом, я вспомнил о том, как открывал первый храм в этом городе. Десногорск — это город атомщиков в Смоленской области. Когда я был смоленским архиереем, возникла мысль создать храм в этом городе. Непросто это было в то время».
Святейший Владыка отметил, что когда он впервые посещал Десногорск, казалось, что в городе нет никаких признаков религиозной жизни. «По милости Божией удалось вначале открыть маленький деревянный храм, а потом заложить и построить прекрасный каменный собор», — добавил Предстоятель.
«Сейчас я имел радость вручить диплом победителя девочке из Десногорска. Это значит, что все мы вместе — народ наш, страна и Церковь — прошли большой путь. Но нам еще предстоит многое сделать для того, чтобы укрепилась вера в сердцах людей, чтобы люди оказались способными соотносить свои мысли и свои поступки со Словом Божиим», — заключил Святейший Патриарх.
***
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский Совет Русской Православной Церкви проводит ежегодный Международный детско-юношеский литературный конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Третий сезон конкурса был организован в трех возрастных группах: 6-7, 8-9 и 10-12 классы. В конкурсе могут участвовать учащиеся любых средних, средне-специальных, общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, а также воспитанники учреждений дополнительного образования, в том числе и воскресных школ, не достигшие 18-летнего возраста из России, стран СНГ, а также стран дальнего зарубежья.
В предыдущих сезонах важными тематическими направлениями конкурса были 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, а также 1000-летие русского присутствия на Святой Горе Афон. Эти темы предлагались в тематических направлениях конкурса: «Образы Святой Руси», «Монастыри и монашество в русской литературе». Неизменными остаются тематические направления, связанные с классической литературой и творчеством писателей-лауреатов Патриаршей литературной премии: «Священное Писание как основание русской литературы», «Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры», «Творчество писателей-лауреатов Патриаршей литературной премии».
По итогам предыдущих сезонов лучшие работы финалистов конкурса были опубликованы в журнале «Православное книжное обозрение», газете «Вечерняя Москва», а также в известных литературных журналах «День и ночь», «Дружба народов», и «Москва». Все работы победителей публикуются на сайте конкурса — www.letogospodne.ru.
В этом сезоне важными тематическими направлениями конкурса стали темы 100-летия восстановления Патриаршества и начала гонений на Церковь. Эти непростые для юных авторов темы отражены в тематических направлениях: «Патриаршество на Руси», а также «Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской».
Тематический план, как важная часть Положения о конкурсе, ежегодно публикуется на сайте конкурса при объявлении о начале приема работ. Он включает в себя как примерные темы творческих работ, так и краткий обзор предложенного тематического направления в целом, однако тему работы и жанр каждый участник определяет самостоятельно. В Положении отражены требования к оформлению работ и их объему, который ограничен рамками от 5 000 до 20 000 знаков.
Работы на заочный этап конкурса поступали с 1 сентября по 1 декабря 2016 года. Всего на конкурс поступили более 1200 работ от школьников из 61 региона России, а также из Молдавии, Украины, Белоруссии, Казахстана. Наибольшее число работ поступило из Ростовской, Московской, Тюменской, Тамбовской, Саратовской, Нижегородской и Воронежской областей, Краснодарского и Ставропольского края, а также из Белоруссии.
Все работы были проверены через систему «Антиплагиат». Совет экспертов конкурса, в который входит 15 педагогов первой и высшей квалификационной категории из различных регионов выполнили первичную оценку работ по 25 балльной шкале, каждую работу оценивали по 3 эксперта, на основании суммы баллов был составлен итоговый рейтинг работ по каждой возрастной группе. Критерии оценки предусматривают две группы критериев, отражающих творческие особенности и литературно-художественные достоинства сочинений, а также следование правилам и нормам русского языка.
По итогам обсуждения членами Конкурсной комиссии, в которую входят писатели, литераторы, преподаватели Литературного института им. Горького, редакторы и журналисты, из числа работ, набравших максимальное число баллов по результатам оценки Советом экспертов, были выбраны 39 финалистов конкурса по 13 в каждой возрастной группе. В финал вышли участники конкурса из Московской, Волгоградской, Тюменской, Липецкой, Ростовской, Владимирской, Новосибирской, Тульской, Астраханской, Рязанской, Смоленской, Самарской, Ульяновской, Иркутской, Саратовской областей, Республик Коми и Марий Эл, Белоруссии, Санкт-Петербурга и Донецка. Финальные мероприятия конкурса были по традиции назначены на 25-28 марта — дни весенних школьных каникул.
В рамках программы очного этапа конкурса для финалистов конкурса провели мастер-классы писатели и литераторы: А.П. Торопцев — член Союза писателей России, председатель секции детских и юношеских писателей Московской городской организации Союза писателей России, руководитель семинара по детской и юношеской литературе в Литературном институте им. А.М. Горького, доцент; С.С. Арутюнов — поэт, прозаик, публицист, критик, преподаватель Литературного института им. Горького; А.В. Орлов — выпускник Литературного института имени Горького и Московского института открытого образования, лауреат всероссийских конкурсов им. А.П. Платонова (2011), им. Ф.Н. Глинки (2012), им. С.С. Бехтеева (2014), педагог высшей категории.
Для ребят и сопровождающих лиц была подготовлена обширная экскурсионная и просветительская программа — посещение Покровского и Новодевичьего монастырей, Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии, богослужений в Храме Христа Спасителя. Также для участников конкурса была организована экскурсия в Москвариум и пешие литературные прогулки по Москве.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси