Архив (новости), Патриарх (новости)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил церемонию вручения премий Международного фонда единства православных народов за 2003 год

21 января 2004 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялась вручение премий Международного фонда единства православных народов. Возглавил церемонию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Международный фонд единства православных народов создан в 1995 году по благословению Патриарха Алексия для укрепления духовного братства народов, исповедующих православие. Премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» ежегодно вручаются по пяти номинациям Предстоятелям Православных Церквей, государственным руководителям, представителям делового мира, а также организациям и общественным движениям, утверждающим нормы христианской морали, вносящим значительный вклад в упрочение духовных, культурных, экономических и политических связей государств восточно-христианской традиции.

Открылся праздничный вечер вступительным словом президента Международного фонда единства православных народов В.А. Алексеева.

Затем с Первосвятительским словом к присутствовавшим обратился Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, подчеркнувший: «Укрепление единства православных народов в сегодняшнем неспокойном мире является делом, угодным Богу, благородным и необходимым, отметил, в частности, Святейший Патриарх Алексий. — Созидание жизни общества на основе милосердия и справедливости, на краеугольном камне заповедей Христовых является нашей общей задачей, задачей непростой, но жизненно важной для будущего наших народов. И особая ответственность за ее исполнение лежит на раменах пастырей Церкви, высоких государственных и общественных деятелей, ибо «от всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12. 48)».

За большой личный вклад в укрепление единства православных народов и сохранение православного присутствия на Африканском континенте премией Международного фонда единства православных народов был награжден Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Петр VII. Обратившись к присутствовавшим с Приветственным словом, Блаженнейший Патриарх Петр поблагодарил за высокую награду, отметив: «Воцерковление народов воспринималось Церковью — и на уровне ее деятельности, и на уровне ее умозрения — не как превозношение христианских народов над нехристианскими, но как осознание глубочайшей ответственности, которая выражалась многообразно и которая принесла духовно полезные зрелые плоды».

Лауреатами премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2003 год также стали Президент Греческой Республики Константинос Стефанопулос, Постоянный секретарь Французской академии Элен Каррер д’Анкос, Президент холдинговой компании «Интеррос» В.О. Потанин, а также богословский факультет Белградского университета.

По завершении церемонии состоялся концерт, котором участвовали Симфонический оркестр Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, хор Московский Духовных академии и семинарии, Камерный хор «Классика», хор Московского государственного училища имени Гнесиных.

***

Слово Святейшего Патриарха Алексия на церемонии вручения премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2003 год

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые представители органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы! Уважаемый президент Международного фонда единства православных народов профессор Валерий Аркадьевич Алексеев! Дамы и господа! Всечестные отцы, братья и сестры!

С радостью приветствую всех вас, пришедших в этот величественный зал Соборного Храма Христа Спасителя, чтобы воздать должные почести лауреатам премии действующего под Нашим попечением Международного фонда единства православных народов. Сегодня мы чествуем лиц, особо отличившихся на ниве церковного, государственного и общественного служения в 2003 году.

Присуждение премий «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» — это не только признание заслуг конкретных людей или человеческих сообществ. Это и поощрение усилий по развитию духовных связей между нашими братскими народами и государствами, по укреплению роли Святого Православия в их жизни.

Чествование лауреатов премии в конце января в Москве происходит уже традиционно, в четвертый раз, в присутствии представителей высшего государственного руководства России, священнослужителей, дипломатов, гостей из других государств, деятелей науки и культуры. Сама премия набирает все больший авторитет, становясь одним из главных знаков благодарности выдающимся труженикам нашей общей духовно-исторической ойкумены. Выражаю надежду, что присуждение Фондом ежегодных премий не только будет продолжено, но станет приобретать все большее признание и значение.

Премией Фонда в этом году отмечены поистине выдающиеся люди современности. Сегодня мы чествуем Первосвятителя древнейшей Александрийской Православной Церкви, основанной святым апостолам и евангелистом Марком, Блаженнейшего Папу и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII; Его Превосходительство Президента Греческой Республики Константиноса Стефанопулоса; выдающегося ученого, историка и общественного деятеля, Постоянного секретаря Французской Академии, нашу единоверную сестру госпожу Элен Каррер д’Анкосс; крупного благотворителя и предпринимателя, нашего соотечественника Владимира Олеговича Потанина; Богословский факультет Белградского Университета.

Со всей искренностью свидетельствую: награждаемые лауреаты снискали от Господа обильный дар — уметь делать добро, творить мир и согласие между людьми.

Укрепление единства православных народов в сегодняшнем неспокойном мире является делом, угодным Богу, благородным и необходимым. Созидание жизни общества на основе милосердия и справедливости, на краеугольном камне заповедей Христовых является нашей общей задачей, задачей непростой, но жизненно важной для будущего наших народов. И особая ответственность за ее исполнение лежит на раменах пастырей Церкви, высоких государственных и общественных деятелей, ибо «от всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12.48).

К сожалению, современный человек, несмотря на все достижения науки и техники, не стал чище и мудрее, не обрел свободы от греха. Новые страхи терзают его неспокойную душу, новые искушения расшатывают его веру. Но мы, православные христиане, знаем: истина Христова, благодать Божия, во Святой Церкви подаваемая, могут преобразить и личность, и общество, и жизнь всех народов мира. Будем же свидетельствовать об этом ближним и дальним нашим словом и нашими делами.

Плодотворный труд чествуемых сегодня лауреатов является примером для подражания, ибо, по слову апостола, мы «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2.10). Те, кто через несколько минут поднимутся на эту сцену, по праву примут высокие и почетные награды — премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов».

Я сердечно рад их приветствовать. Всем собравшимся здесь желаю мира, здравия, помощи Божией в многообразных трудах на благо наших народов.

***

Речь Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрии и всея Африки Петра VII на церемонии вручения премии Международного фонда единства православных народов

Блаженнейший Патриарх Московский господин Алексий, глубокоуважаемый господин Алексеев, президента Международного Фонда единства православных народов, возлюбленные братья Архиереи, господин Посол, чада во Христе возлюбленные,

С чувством оправданной и всем понятной духовной радости Мы находимся среди возлюбленных братьев и друзей после полученного Нами столь любезного приглашения как со стороны Блаженнейшего брата нашего Патриарха Московского господина Алексия, так и со стороны ученейшего профессора господина Алексеева, председателя Международного фонда единства православных народов, дабы Наша Мерность была почтена Премией вышеупомянутого Фонда. Как вы видите, мы приняли это уже упомянутое Нами предложение, связанное с вручением нам столь почетного знака отличия, ибо честь эта относится к Апостольскому и Патриаршему Престолу преславного Патриархата Александрии и всей Африки, но в не меньшей мере подтверждает и приумножает глубочайшую связь, существующую между нашими Сестрами-Церквами и братскими народами.

Значения такого Фонда, который ставит своей целью продвижение на путях единения православных христианских народов, являет реальный интерес к этому делу ответственных лиц, которые его возглавляют, а также соответствующий интерес со стороны Русской Церкви, под эгидой которой этот Фонд и функционирует во имя упрочения единства Церквей. Церковное единство происходит и проистекает из учения и искупительного подвига Иисуса Христа, оно основывается также на реальной миссии Церкви, цель которой — спасение мира. Церковь не была основана для того, чтобы произвести революцию в обществе и поколебать общественные устои, поскольку Иисус не боролся с общественной структурой Римской Империи Своего времени, предлагая какие-нибудь новые принципы управления, обороноспособности, образования и экономики. Нечто подобное могло бы не только умалить Его истинное предназначение в рамках этого мира, но и свести на нет совершенно недвусмысленным образом ничем не ограниченную свободную волю, каковую Он вложил в человеческую природу как высший дар, отличающий ее от прочего творения.

Мир, народы и отдельные лица, приняли Апостольскую проповедь любви и самопожертвования — и в краткий временной промежуток, как мы узнаем из текстов Нового Завета, достаточно большое число верующих приступили к опыту церковной жизни, составляя первые очаги обновления и спасения мира.

Первые христиане принесли с собой и элементы различных философских направлений, и научную проблематику, но также и свои собственные общественные нормы, что, объединившись в их духовном приношении Богу, обогатило Церковь интеллектуальными устремлениями, общественными нормами и обычаями, которые не противоборствовали учению Церкви, но приносились в разрастающееся здание церковной жизни как истинная жертва и как достойные дары подобно тому, как Волхвы принесли новорожденному Младенцу Христу то лучшее, чем они располагали: золото, ладан и смирну.

Воцерковление народов воспринималось Церковью — и на уровне ее деятельности, и на уровне ее умозрения — не как превозношение христианских народов над нехристианскими, но как осознание глубочайшей ответственности, которая выражалась многообразно и которая принесла духовно полезные зрелые плоды. Потому и молитва Церковная в любую эпоху бытия Церкви относится не только к ее внутренней «вершине», состоящей из верных чад Церковных, но обращена к Богу — Творцу мира во всей его полноте, с учетом того, что все мы — Его Творения, объемля собой народы, не ведущие истинного Бога. Народы, которые Церковь зовет, не иссякая в своем призыве, к Благодати Евхаристического Возношения и ко вступлению через Крещение в преисполненное благами Царство Небесное.

Христианские народы — и особенно Православные — сознают себя на стезях восхождения к своей беспредельной вере, распространению которой они взялись решительно содействовать. Но в этом своем самоопределении они учитывают ответственность возложенной на себя миссионерской деятельности, осуществляющейся в первую очередь в том внутреннем пространстве, границы которого задаются пребыванием в той или иной церковной юрисдикции.

Однако осознание себя в качестве «православного» опережает осознание своей национальной принадлежности. Мы можем напомнить о давних и тесных связях между Греческим и Русским народами. Религиозный фанатизм и национализм, переходящий в расизм, выявляют коллективную психологию страха и проявление слабой веры и, соответственно, как проявление ущербной демократии, это наносит урон здравому церковному самосознанию, ибо Церковь не допускает никаких форм насилия, стремясь к дарованию и возвращению здравия всем проявлениям человеческой жизни.

Блаженнейший Святой Брат!

Основание Международного фонда единства православных народов, который действует под эгидой Вашего Блаженства, выявляет интерес Русской Церкви к осознанию ответственности, которая отличает христианские народы и их руководителей, ее интерес к Вселенской Церкви, к политике, к экономике, к искусству и ко всем областям общественной и национальной жизни этих народов. Вместе с тем основание этого Фонда указывает на осознание широты этой ответственности, которая не позволяет пренебречь неправославными народами остального христианского мира и — более того! — чувство этой ответственности побуждает к тому, чтобы призывать к благотворному диалогу народы других религий, прежде всего монотеистических, поскольку такой диалог дает силы миссионерской деятельности Церкви, о которой она постоянно печется.

Следовательно, данная честь, оказываемая Нашей Мерности, является честью, воздаваемой тому делу, которое совершает Патриарх Александрийский и всея Африки, который на протяжении всей своей истории и в свете современного видения им миссионерской деятельности способствует ей, вносит в нее свой вклад и труждается ради объединения всех людей мира в духе служения им, в соответствии с тем, чему учит преславный основатель этого Патриархата Апостол и Евангелист Марк на примере того, что сам он сделал как Благовестник.

Вознося бесчисленные благодарения за признание Вами нашего скромного дела и за прекрасные плоды деяний Вашего горячего сердца, мы лобзаем Вас в духе истинной любви и братски просим, чтобы Вы молились за установление прочного мира между народами всею мира и за конечное уврачевание противоречий как между людскими массами, так и между отдельными людьми. Выражаем Вам Нашу горячую признательность.