Во все ли времена возможно быть святым, равночестны ли семья и монашество и является ли идеальной жизнью человека семейная жизнь, какой самый прямой путь к созданию семьи, как молиться и поститься студентам — на эти и другие вопросы о духовной жизни ответил ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев во время встречи со студентами. Встречи с руководителями и преподавателями проходят в рамках интеграционного курса для студентов, поступивших в ПСТГУ.
Духовная жизнь — это есть жизнь в Духе Святом
— Вопросы о духовной жизни неисчерпаемы. В наше время духовной жизнью называют разные вещи. Некоторые называют «духовной жизнью» посещение театров, концертов или, например, танцев. Церковь не отрицает светскую культуру и допускает ее для мирян. Но духовная жизнь — это другое.
В Священном Писании о духовной жизни говорится очень определенно: духовная жизнь — это есть жизнь в Духе Святом: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). То есть христианин, не имеющий Духа Христова, не может считать себя духовным, говорит Апостол Павел.
Вы знаете, что в первом веке всех христиан называли святыми, именно потому, что они получили дар Святого Духа и старались жить, сохраняя благодать Святого Духа в своем сердце. Их святость проявлялась даже видимым образом: они часто имели благодатные дары. Жизнь первых христиан была устроена харизматически, то есть они жили по внушению свыше и ничего не делали, пока не ощущали волю Божию. Об этом ясно написано в Деяниях Апостолов, где говорится, что когда апостол Павел со спутниками пошел в такую-то страну, то Дух Святой не пошел с ними, они поняли, что это не угодно Богу. А когда они пошли в другую сторону и Дух Святой пошел с ними, тогда они продолжали свой путь: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян. 16:6).
Первые христиане ощущали присутствие Святого Духа в сердце. Присутствие Святого Духа означало, что они поступают угодно Богу. А если Дух Святой отходил от них, то значит, они делали что-то неугодное Ему. Присутствие Духа для них было главным критерием истины.
Точно так же учил о духовной жизни преподобный Серафим Саровский, живший сравнительно недавно. В его замечательной беседе с Мотовиловым он говорит, что смысл христианской жизни состоит в стяжании в своем сердце Святого Духа Божьего. Мотовилов не понял его слов и прямо спросил: «Что это значит?»
«А очень просто, — ответил святой Серафим, — Вы сейчас это сами почувствуете». Святой Серафим помолился, и Мотовилов, действительно, пережил нечто необыкновенное. Он это позже очень подробно описал: они находились в лесу зимой, шел легкий снежок. Внезапно он увидел преподобного Серафима в каком-то особенном свете — он весь сиял. Он ощутил необыкновенное тепло и благоухание, особенный мир в своем сердце.
Мотовилов сказал преподобному Серафиму, что ему стало удивительно хорошо. Преподобный Серафим ему объяснял: «Вы сейчас находитесь в Духе Святом. То, что Вы чувствуете — это и есть благодать Святого Духа». «Убогий Серафим», как он себя называл, помолился, чтобы Господь показал благочестивому помещику, что значит быть в Духе Святом, и Господь ответил на его молитвы.
Продолжая беседу, преподобный Серафим сказал: «Отец у меня был купец, в Курске у нас был дом и лавка. Бывало, мы с отцом ходили торговать, и торговали мы тем товаром, который сегодня лучше идет: если мука — то мукой, а если ткани лучше идут, мы тканями торгуем. Что больше дает нам прибыли, тем и торгуем. Вот так и вы живите — подвизайтесь тем подвигом, который дает вам больше благодати. Если вам больше благодати дает молитва — молитесь, если добрые дела — делайте добрые дела, если пост дает больше благодати — поститесь, если поклоны — то делайте поклоны». Таким наглядным образом преподобный Серафим объяснял Мотовилову, как правильно жить духовной жизнью и как стяжать Духа Святого.
Точно так же учили и древние святые, не всегда одинаково подробно и неодинаково доходчиво, но смысл всегда был один и тот же. Например, святой XI века преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что тот, кто думает, что в наше время (то есть в XI веке) невозможно стать святым, тот ошибается. И в наше время святые люди живут так же, как в древности, и так же учат, как учили древние святые.
Источником благодатной жизни является только Бог
— Можно ли говорить о культуре, искусстве, науке как об источнике для стяжания Святого Духа?
— Нет, нельзя. Культура, искусство, наука — это не источник для стяжания Святого Духа. Источником благодати Святого Духа является Сам Бог. Другое дело, что занятия наукой, искусством, жизнь в том или ином культурном контексте можно совмещать с благодатной жизнью, если, конечно, эти культура, наука и искусство не вступают в противоречие с христианской верой и учением. Если мы будем молиться Богу и жить по заповедям Божиим, то Господь даст нам Свою благодать.
Святые люди
— По милости Божией мне довелось знать нескольких по-настоящему святых людей — истинных старцев. Одним из них был отец Иоанн Крестьянкин, о котором вы все хорошо знаете. Я с ним общался много лет и близко его знал.
Когда едешь к старцу, то думаешь, какие вопросы нужно задать? Вопросов у всех много, а у священника бывает особенно много вопросов, потому что спрашиваешь не только для себя, но и для духовных чад. Старцы хоть и святые, но все разные — у каждого свой склад, свой особый дар. Один старец сидит, слушает тебя и молчит, а другой, наоборот, отвечает на все твои вопросы, даже не выслушав их.
Отец Иоанн Крестьянкин именно так общался с множеством вопрошавших его людей.
Когда входишь в келью святого человека, такого, как отец Иоанн, то действительно на душе появляется теплота, радость, мир, все сомнения уходят, вопросов больше нет, все ясно, и не хочется никуда отсюда уходить, хочется с ним остаться навсегда. Я думаю, это испытывают все, кто общается со святыми людьми, кому удается побыть рядом с ними.
Во все времена возможно быть святым
— Духовная жизнь является результатом действия благодати Божией. Благодать ничем нельзя заработать или купить. Но благодать можно получить даром от Бога. Господь хочет дать Свою благодать каждому из нас. Господь хочет «всем спастись и в разум истины прийти», то есть, по-русски, Бог хочет, чтобы все пришли к пониманию истины и спаслись. Для Бога все мы — Его дети. Поэтому Сам Иисус Христос учит нас молиться, обращаясь к Богу — «Отче наш». Бог хочет, чтобы мы называли Его своим Отцом, потому что мы — Его чада. Любой земной отец хочет дать своим детям все самое лучшее. Тем более Бог, Который есть Любовь, как Отец, хочет дать каждому из нас благодать Святого Духа.
Для того, чтобы принять и вместить этот дар, нужно иметь чистое сердце. Об этом говорят заповеди блаженства, данные Иисусом Христом: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Если же сердце будет нечистым, то узнать Бога невозможно. Чтобы общаться с Богом, нужно учиться молиться, нужна вера, смирение и мир в душе. А еще нужно трудиться над своим «внутренним человеком», как говорили святые отцы.
Как только у нас будет готовность вместить в себя благодатный дар, Господь нам его даст. Сначала Он даст его в небольшой степени, потому что благодать Святого Духа подобна огню. Если вложить нам в ладони горящие угли, то мы не сможем их удержать, а сразу же их бросим, а на ладонях будет ожог. Если нам нужен огонь, мы должны приготовить сосуд для углей. Вот так же и сердце нужно приготовить для того, чтобы благодать Святого Духа могла пребывать в нем.
Молитва, очищение своего сердца от всего скверного, от страстей, мирное, смиренное, кроткое устроение — это все как раз и есть то состояние души, которое необходимо для благодатной жизни. Для того чтобы не попалить нас, Господь дает сначала маленькую искорку, которая нас не обожжет. По мере нашей готовности эта искорка будет возгораться в большое пламя.
Святые люди живут с этим духовным огнем в сердце. Этот огонь или свет мы видим на иконах в виде нимба вокруг ликов святых. Бывает, что благодатный свет вокруг святого человека является людям видимым образом. Так было с Моисеем, с Сергием Радонежским, Серафимом Саровским, которых ученики видели во время молитвы окруженных нетварным светом. Нам это кажется запредельно далеким, но если мы думаем, что этого невозможно достигнуть, то мы ошибаемся.
Нам кажется, что святые только на иконах бывают, что они жили в древние времена, о них написано в житиях святых, а сегодня их нет. Это не так. У Бога святые есть всегда. И в наше время есть святые люди. И в будущем они всегда будут, пока стоит этот мир.
Святые бывают разные: это могут быть старцы, к которым идет народ, а могут быть никому не известные люди. Мне в детстве довелось знать одну святую матушку. Она была вдовой расстрелянного священника. Когда коммунисты арестовали и расстреляли ее мужа, у нее на руках остались пятеро детей, а младший был еще грудной младенец. Она прожила очень тяжелую жизнь, но вырастила всех пятерых детей.
Она была совершенно святым человеком. Когда она входила в дом, то с ней входила благодать. Это было совершенно очевидно и ощутимо, но передать это или объяснить невозможно. С ней вместе входили мир, радость, тихость. Больше всего на свете она любила молиться Богу. Она очень много молилась. Молитва была для нее самой большой радостью. Это было ее живое общение с Богом. Такие святые люди, несомненно, есть и сегодня. Всегда возможно быть святым.
Важно встретить в своей жизни святого человека
— Я горячо желаю каждому из вас встретить в своей жизни хотя бы одного святого человека. Это очень важно для вашей духовной жизни. Если вам предложат поехать к святому человеку, то не отказывайтесь. Только нужно, чтобы это был действительно святой человек. Нередко бывает так, что современные люди обманываются и считают за святых тех, кто такими не является. Всегда необходима некая осторожность, тем более в духовной жизни.
— Возможно ли достичь святости не в монашеской, а в семейной жизни? Возможно ли быть святым и не быть монахом?
— Конечно, возможно. Есть примеры из истории, когда миряне и женатые люди становились святыми, мучениками, праведниками, юродивыми. В миру в обычной жизни достичь святости можно, только обретя особое, великое смирение, скромность. Поэтому святые-миряне меньше известны.
Семья и монашество — два равночестных пути к Богу
— Можно ли, не выходя замуж, не уходить при этом в монастырь? Я боюсь, что если я выйду замуж, то место, которое в моей жизни сейчас занимает Господь, отчасти займет муж, как написано апостолом Павлом, что «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор. 7:34). Но к монашеской жизни я не чувствую никакого призвания.
— Вопрос очень непростой. Путь семейной жизни и путь монашеский — это два равночестных пути. Оба пути могут быть высокими и добрыми, но могут быть и неудачными. Нужно стараться почувствовать волю Божию, молиться Богу и просить, чтобы Он Сам указал нам путь нашего спасения.
В наше время, к сожалению, семейная жизнь складывается очень трудно. Мир как будто воюет против семьи. Вы сами знаете, сколько происходит разводов, в том числе и в церковной ограде! Сколько бывает разрушенных судеб и у христианских супругов. Сейчас вообще мало счастливых семей.
Люди разучились жить семейной жизнью. Раньше этому учила Церковь, а теперь люди большей частью растут вне Церкви и не знают, как нужно жить в семье.
К сожалению, и в монастырях похожая проблема — мало кто умеет жить в монастырях. Раньше в монашеской жизни было преемство, но советская власть уничтожила практически все монастыри, и это преемство едва-едва сохранилось.
Перед перестройкой в Советском Союзе было 20 монастырей. При этом на территории самой России было всего два монастыря: Троице-Сергиева лавра и Псково-Печерский монастырь. Остальные монастыри были на окраинах: на Западной Украине и в Прибалтике.
За последние 25 лет в Русской Церкви открылось примерно 800 монастырей. Таким образом, монастыри есть, а опытных духовников, старцев и стариц, игуменов и игумений, к которым можно обратиться за духовным советом, не хватает. Монахи и послушники, живущие в таких монастырях, порой не имеют должного представления о том, что такое монашеская жизнь. В Греции более благополучная ситуация — там со времен Византийской империи сохранилась монашеская традиция, прежде всего на Афоне, который уже 1000 лет является величайшим духовным центром всего православного мира.
Нужно стараться с помощью Божией найти свой путь в жизни и идти тем путем, который укажет Господь, — принять монашество или создать семью. Но для женщин есть и третий путь — служить Богу при храме, помогая епископу или священнику. Этот путь является даже более древним, чем монашество. В истории Церкви он получил название — институт девственниц. Тогда был еще и институт диаконисс, и некоторые девственницы становились диакониссами. В наше время институт диаконисс уже не существует (правда, в Африке его пробуют возродить), а девственницы, служащие Церкви, всегда существуют и будут существовать. Их служение Богу может быть поистине прекрасным, если есть любовь, смирение, целомудрие и решимость.
Изначальная жизнь человека — это семейная жизнь
— Об этом совершенно удивительно повествует Библия. Когда Бог в начале создал человека, он — Адам — был один. Бог поместил его в рай, но оказалось, что «нехорошо быть человеку одному» даже в раю. Господь стал приводить к нему разных зверей, чтобы Адам не был так одинок. Адам дал им имена. Святые отцы толкуют это так, что, называя зверей, Адам умом познавал их сущность. Когда дается имя, оно должно соответствовать естеству. И вот Адам всех назвал, то есть ясно определил их природу, потому что у него было сознание, еще не поврежденное грехом. Однако не нашлось существа, «подобного ему», с которым ему было бы хорошо жить, с которым он мог не быть одиноким.
Тогда Бог навел на него сон и сотворил из его ребра жену — Еву. Когда Адам проснулся и увидел ее, то сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:23-24).
«Она наречется женою, потому что взята от мужа своего». Эта фраза в славянском и русском переводе удивляет отсутствием логики. Почему она должна называться «жена», если «взята от мужа»? Но в подлинном тексте все понятно, потому что у нас слова «муж» и «жена» имеют разные корни, а у евреев это однокоренные слова. На иврите «муж» — «иш», а «жена» — это женский род этого слова — «иш-ша». Поэтому эта фраза звучит примерно так: «Она будет называться — «иш-ша», потому что взята от своего «иша». Адам, давая жене такое имя, хотел сказать, что «это есть мое естество, поэтому она будет моею, она сотворена из меня, то есть она — то же самое, что и я сам».
Так семья была сотворена в раю еще до грехопадения. И Бог выразил Свое удовлетворение, благословив Адама и Еву: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Бог определил, что изначальная, идеальная жизнь человека — это именно семейная жизнь, как единство мужчины и женщины, и их детей.
Вы помните, как Господь называет себя «Женихом церковным», и Царство Божие уподобляет брачному пиру. У апостола Павла Церковь называется Невестой Христовой. Это значит, что душа каждого из нас, кто является членом Церкви, тоже — невеста Христова. Душа каждого христианина, не только девочек, но и мальчиков, тоже создана, чтобы быть невестой Христовой, потому что мы все члены единой Христовой Церкви. А коли так, то это значит, что союз со Христом — это особый духовный брак, если понимать под браком единство в любви — самое тесное, самое близкое единство.
Монашеская жизнь появляется потом, когда в результате грехопадения повреждается душа человека. Естество человека побеждается страстями, вся его жизнь становится другой, и семейная жизнь тоже наполняется грехом. Тогда появляется потребность убежать от суеты и искушений греховной жизни. Появляется монашеский путь, на котором легче быть с Богом. Этот путь тоже уподобляется браку, недаром монахинь называют «Христова невеста».
Монашество — это очень высокий и благословенный путь, не менее значимый, чем семья. В некотором смысле монашество не противоположно браку, а представляет собой другой образ бытия человека в любви со Христом.
И в семейной жизни, и в монашеской требуется подвиг самоотверженной любви. В наше время подвиг семейной жизни стал гораздо труднее, чем раньше. Но монашеский подвиг тоже труден, хотя некоторые думают, что он легче, чем подвиг семейной жизни. Выбор пути зависит от склонностей и способностей человека. Этот вопрос лучше всего решать с духовником или духоносным старцем.
Самый прямой путь к созданию семьи — это молитва
— Многие священники говорят, что если это «твой человек», то ты «не сможешь пройти мимо». Однако многие люди из-за неспособности видеть Божию волю упускают своего человека и остаются одни. Как не пропустить этот «момент истины»?
— Я сомневаюсь в том, что вами избрана подходящая терминология: найти супруга — это момент истины.
Чтобы найти спутника жизни, жениха или невесту, нужно, прежде всего, молиться Богу. А Господь Иисус Христос направит тебя на добрый путь, приведет тебя к тому человеку, который может стать твоим спутником жизни, а его приведет к тебе. Если молиться Богу, то Он Сам устроит твою судьбу. Богу угодно, чтобы люди создавали семьи.
Господь хочет, чтобы у всех вас все было хорошо, чтобы вы были счастливы, чтобы у вас получились добрые семьи и родились хорошие дети. Но нужно, чтобы вы к этому были готовы. Об этом нужно молиться Богу. Самый прямой путь к созданию семьи — это молитва. Если молиться, то Господь все это вам даст и даст еще больше того, о чем вы просите.
К сожалению, очень часто молодые люди совершенно не готовы к созданию семьи. Недостойное поведение многих современных молодых людей и девушек вызывает отвращение и нежелание их видеть. Уверен, что нецеломудренная, греховная жизнь является самым большим препятствием к счастливой семейной жизни.
Что привлекает в человеке человека другого пола?
— Если человек — грешный и в нем действуют греховные страсти, блудные похоти, то они побуждают искать удовлетворение в плотском общении с человеком другого пола. Вести себя разнузданно — это, конечно, действенный способ привлечь внимание такого человека. Например, внимание какого человека могут привлечь нескромно одетые девушки? Очевидно — только человека, одержимого блудной страстью! Но с таким человеком создать семью не получится. Из такого знакомства ничего хорошего выйти не может. В браке с таким человеком, даже если он состоится, что уже весьма сомнительно, будут только грехи, мучения, страдания.
Если же девушка хочет, чтобы у нее устроилась счастливая семья, жизнь в настоящей любви с мужем, то ей нужно понравиться честному, чистому человеку, способному к самоотверженной христианской любви. Самое привлекательное в человеке — это душа. Истинная красота человека не в теле, а в душе! Часто бывает, что какая-нибудь высокая, стройная, с виду красивая девушка внушает отвращение, потому что душа у нее безобразная. Сегодня таких девушек очень много. И наоборот, часто бывает, что девушка, с виду, как говорят, «дурнушка», привлекает к себе внимание замечательного молодого человека, и у них получается прекрасная семья. Потому что у нее душа светлая, прекрасная.
Как увидеть красоту души? Душа светится в глазах у человека, она видна в его лице. Если мы хотим, чтобы у нас получилась семья, то нужно украшать свою душу. Душа украшается молитвой к Богу, любовью к Богу и людям, чистотой, целомудрием, смирением, кротостью, скромностью и добротой.
Если вы будете такими, то станете привлекательными для таких же хороших и добрых людей. Из такой дружбы может получиться семья. А из блудных отношений семья не получается.
Пример семейной жизни отца Иоанна Кронштадтского не для всех
— Как Вы относитесь к подвигу семейной жизни отца Иоанна Кронштадтского и возможно ли это сегодня?
— Жить с женой как с сестрой — это совершенно особый случай, который был указан отцу Иоанну Самим Богом. Этот подвиг имел особую цель. Именно на этом пути отец Иоанн смог стать инициатором евхаристического возрождения в Русской Церкви. Только служа на приходе, он смог возродить евхаристическую жизнь. В монастыре он бы этого сделать не мог. Ему нужно было быть не монахом, а женатым священником. Если бы у него была большая семья, ему тоже было бы очень трудно это сделать.
Его подвиг вряд ли может быть примером для подражания. Без особого благословения Божия не следует думать о таком подвиге. Супруги должны помнить заповедь апостола Павла не уклоняться друг от друга: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5,29). Эти слова апостола еще раз говорят о величайшем даре Божием — единстве в любви.
— Во всем нужно знать меру, чтобы не впасть в крайность. А может ли быть мера любви? Возможна ли безграничная любовь человека к человеку?
— Да, конечно, безграничная любовь возможна. В любви меры нет, потому что Бог есть Любовь, а Бог бесконечен. Любовь может быть бесконечно большой, может возрастать каждый день, всю жизнь. Нужно только добавить при этом, что истинная любовь — это не какие-то эмоции и чувственные переживания, а любовь духовная, благодатная любовь Христова.
В наше время трудно молиться
— Как удерживать свое внимание на молитве — дома и во время богослужения?
— В наше время молиться действительно очень трудно. Столько препятствий молитве! Электроника, компьютеры, Интернет и развлечения преследуют человека поминутно везде и всюду. Чтобы научиться молитве, нужно избегать развлечений. Например, если вы смотрели кино, а потом сразу встанете на молитву, перед глазами у вас будут мелькать кадры из просмотренного фильма. Кино для того и существует, чтобы производить впечатление, то есть взбудоражить душу, «наполнить» ее каким-либо страстным или просто информативным переживанием. Даже если кино хорошее, в котором нет ничего безнравственного, все равно обилие образов и впечатлений мешает сосредоточиться.
Когда человек живет в деревне, на природе, вокруг него солнышко, деревья, вот петух прокукарекал, корова замычала, поле с цветочками, на горизонте лес, никаких других впечатлений нет. В таком ограниченном круге впечатлений человеку легче сосредоточиться. А если перед вами телевизор, то в нем мелькают Индия, Китай, Сирия, Америка, где кого убили, где война, где ракеты взрываются. Человек, сидя в своей комнате, хочет своим умом охватить весь мир. В кармане у него звонит то и дело телефон. Как при этом можно сосредоточиться на молитве? Практически невозможно. Поэтому все современные люди жалуются, что у них не получается молитва.
Если хочешь сосредоточиться — нужно отказаться от этого калейдоскопа, перестать развлекать свою душу всякой ерундой, попытаться ограничить круг своих впечатлений чем-то серьезным. Монашество в этом отношении, конечно, лучше помогает идти к Богу. Когда человек уходит от обычных житейских впечатлений, ограничивает свою жизнь храмом, кельей и послушанием, тогда он может учиться молитве.
Однажды к преподобному Серафиму обратился молодой послушник, который потом стал архимандритом Моисеем (Путиловым), первоначальником Оптиной пустыни в ее новом, духовном значении, при нем в Оптиной пустыни началось старчество. Он задал ему такой вопрос: «Батюшка, я стою на службе и не могу сосредоточиться, не могу внимательно помолиться. Как мне быть?» Преподобный Серафим ему ответил: «Когда стоишь на службе, читай молитву Иисусову, тогда и молитвы, которые звучат на богослужении, станут внятнее и слышнее».
Действительно, очень полезно взять четки и читать молитву Иисусову во время богослужения. Тогда служба будет более доходчива, внимание станет само сосредотачиваться. А если стоишь просто так, зеваешь, по сторонам смотришь, и мысли у тебя мелькают, то очень трудно быть внимательным на молитве. Молитвенный труд требует упражнения, самовоспитания, самоограничения.
Как поститься студентам?
— Можно ли студентам не держать строгий пост?
— А зачем нужно послабление поста? Разве студентам трудно соблюдать пост? Поститься могут даже дети. Когда я был ребенком, мы с мамой старались строго поститься. У меня в семье было заведено так: обычно во время Великого поста мы не ели рыбу, молочного тоже не было ничего. Это не было сухоядением, то есть, когда во время поста едят только хлеб, воду и сырые овощи, но не едят вареной пищи. Такой пост действительно труден. У нас постом всегда была вкусная растительная пища. Мои дети с маленького возраста тоже хотели поститься вместе с нами. Причем им предлагали сердобольные тетушки: «Скушай рыбки или молочка попей, тебе еще рано поститься». А они просили: «Нет, мы тоже хотим соблюдать пост». Мы разрешили им поститься, как взрослым, вместе с нами, и никаких дурных последствий от этого не было.
Я не понимаю, почему пост у здорового человека вызывает трудности? Если трудно поститься по болезни, если постная еда причиняет вред, то пост надо ослабить, чтобы не было вреда здоровью. Редко бывает так, чтобы человек совсем не мог жить без мяса, так что от мяса практически всегда можно отказаться. Если же здоровье нормальное, то строгое соблюдение поста принесет большую духовную и нравственную пользу, особенно молодым людям. Ведь пост — это наука контролировать себя, воспитать свою волю, владеть и управлять собой.
О воле Божией
— Как смириться с волей Божией?
— Нужно любить Бога и волю Божию и знать, что она — всегда благая. Воля Божия всегда прекрасна, всегда спасительна, всегда нацелена на самое лучшее для нас. Если известна воля Божия, это значит, что лучше пути нет. Нужно верить и знать, что это так на самом деле. Если вы ее примете как самое лучшее, то вы очень скоро полюбите ее и не захотите ничего другого. Это касается даже таких, казалось бы, ужасных случаев, как тяжелая врожденная болезнь.
По этому поводу я хочу поведать вам замечательный рассказ епископа Стефана (Никитина) о его встрече со святой Матроной Анемнясевской. Я знал епископа Стефана лично, этот рассказ совершенно достоверен.
Святая Матрона с детства не росла, поэтому родители положили ее в корзинку, она лежала и была неподвижной. Им нужно было идти работать, с корзинкой это делать неудобно, и они ее относили в церковь. Поставят в церкви на лавку, а сами идут в поле работать. Она с детства выросла на службе и впитала богослужение в свое сердце. И так прожила до глубокой старости.
Епископ Стефан (Никитин) — тогда он еще не был епископом — был арестован в 1930-х годах за веру и несколько лет провел в заключении, в лагере. Срок ареста подходил к концу, он ждал освобождения, и вдруг ему говорят, что продлят срок заключения и не освободят. Он впал в сильное уныние, ему стало казаться, что он не выдержит пребывания в лагере и умрет. Его спросил кто-то из знакомых солагерников, отчего он так огорчается?
Он сказал причину. А ему говорят: «А ты пойди, покликай Матрону». Он очень удивился и говорит: «Как это, куда пойти, что кричать?» — «А вот там, в дальнем углу лагеря пойди и крикни погромче: «Мотя, помоги!» Он удивился, но пошел и крикнул: «Мотя, помоги!» Очень скоро его освободили.
Тогда он начал спрашивать, кто это такая Мотя? — «А это такая вот старушка, она живет в таком-то месте», — говорят ему. Когда он освободился, то прежде всего поехал в этот поселок, но адреса он не знал. Приезжает в деревню и спрашивает: «Где здесь Мотя живет»? «Вон там», — говорят и дом показали. Приходит в дом, видит, дверь открыта. Он с опаской входит в эту дверь без спроса. Там тихо, никого нет. Вдруг слышит голос из горницы: «Входи, Сережа (это было его имя до монашества), входи, владыка».
Он очень удивился, откуда голос и почему его назвали владыкой. В доме он увидел корзинку, которая стоит в углу под иконами, а в ней лежит маленькая старушка и называет его владыкой. Он спросил ее: «Откуда ты знаешь мое имя?», а она отвечает: «Так ты же кликал меня».
Будущий владыка поблагодарил ее за то, что она помолилась за него и его выпустили.
Текст Александр Филиппов