Монастыри (новости), Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото)

В день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском монастыре

 

18 ноября 2017 года, в день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, где покоятся честные мощи святителя Тихона. К празднованию 100-летия избрания Патриархом Московским и всея России святителя Тихона создана новая рака для его честных мощей.

За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феофана (Данченкова) во епископа Волжского и Сернурского (Марийская митрополия).

В богослужении участвовали члены Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Этот орган был образован по предложению Святейшего Патриарха Кирилла постановлением Архиерейского Собора в 2011 году, «по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений» (Определение Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 6).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Синодального миссионерского отдела; митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; митрополит Рязанский и Михайловский Марк, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством; митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Краснослободский и Темниковский Климент; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; епископ Звенигородский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Люберецкий Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Скопинский и Шацкий Феодорит; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Александр Фарковец, благочинный храмов Донского округа г. Москвы, настоятель храма в честь положения честной ризы Господней в Успенском соборе в Москве на Донской; протоиерей Василий Бабурин, настоятель храма Всех святых на Соколе г. Москвы; протоиерей Димитрий Рощин, начальник управления по работе с общественными объединениями и организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, настоятель храма святителя Николая Мирликийского на Трех Горах г. Москвы; благочинные и духовенство Северного и Северо-Западного викариатств г. Москвы, насельники Донского монастыря в священном сане, священнослужители Марийский митрополии.

За богослужением молились архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви В.Р. Легойда, глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна Романова.

В храме присутствовали министр природных ресурсов и экологии РФ С.Е. Донской, заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов, руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы А.О. Кульбачевский, руководитель Департамента национальной политики межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.И. Сучков, глава управы Донского района г. Москвы Д.Н. Соколов.

Богослужебные песнопения исполнили хор Донского монастыря (регент П.В. Мунтян) и хор Сретенской духовной семинарии (регент диакон Александр Амерханов).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз».

На сугубой ектении были вознесены прошения:

«Еще молимся Тебе, Богу, Спасителю нашему, о еже милостивым оком призрети на ны, память творящих о столетней годовщине Священнаго Собора Церкве нашея, им же святитель Тихон Первосвятителем Церкви Русския избрася, о еже во едино ю собрати и от пагубных разделений и нестроений избавити, веру же православную невредиму и непреобориму соблюсти от неверия, ересей и расколов, верных чад ея в единомыслии утвердити и миром оградити, рцем вси Милосерде Господи, услыши и помилуй.

Еще молимся Господу Спасителю нашему, о еже прияти исповедание и благодарение нас, недостойных рабов Своих, о Твоих благодеяниях, яже излиял еси на Церковь Русскую от лет древних, наипаче же в мимошедшем веце, спасая ю от бед и скорбей и от разделений восставляя, и припадаем, и славословие Тебе, яко Богу приносим и умиленно вопием: яко Милостив, исполни во благих прошения наша, прилежно молим Ти ся, Всесильный Творче, услыши и помилуй.

Еще молимся о еже приятися, яко кадилу благовонному, молитвам сонма мучеников и исповедников за веру и правду страшныя страдания и мученическую кончину претерпевших и Христа ради в годы гонений подвизавшихся, да Церковь Русскую утвердит, нас же всех в единомыслии соблюдет, рцем вси Господи, Спасителю наш, услыши и милостивно помилуй.

Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже благосердием и милостию призрети на виноград сей, егоже насади и сохрани от всех наветов вражиих Десница Твоя, о еже и в предняя лета даровати Церкви Твоей единение и безмятежие, да не умалится она и да не поколеблется Русь святая, но да славится в ней Трисвятое имя Твое, рцем вси, Благосерде Господи, услыши и милостивно помилуй».

Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву:

«Боже великий и непостижимый, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне и Душе Соприсносущный, спасаяй погибающыя, животворяй мертвыя и дивным Твоим промыслом управляяй всяческая! Приклони ухо Твое с высоты святыя Твоея, и приими от нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, им же в прошедшее столетие велие Твое от бед и всегубительства спасение явил еси, сердцем и устами возносимая Тебе благодарственная сия моления, исповедания и славословия. Не по беззакониям нашим сотворил еси нам, Господи, ниже по грехом нашим воздал еси нам, но призрел еси на многия труды и усердныя молитвы верных рабов Твоих членов Священнаго Собора Церкви Русския, архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, попечение имевших о благоустроении Церкви нашея и святителя Тихона Первосвятителем Церкви Русския избравших.

Помози нам, Господи, благодарную память сего славнаго Твоего милосердия тверду и непрестанну имети в себе, яко да Тобою утверждаеми и ограждаеми, всегда, якоже днесь, поем и славословим Имя Твое святое. Сподоби нас в вере, любви и единении пребывати, пагубныя резделения и расколы преодолевати, да Дух Твой Благий почиет на нас. Исправи жизнь нашу греховную, просвети ум наш светом учения Евангельскаго, возгрей серца наша теплотою благодати Твоея и направи нас к деланию заповедей Твоих, да прославится и в нас, якоже во отцех Священнаго Собора Церкве нашея в годы гонений пострадавших, всесвятое и преславное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Антоний (Скорик), насельник Донского монастыря.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Волжского и Сернурского Феофана на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Феофан!

Дух Истины, Иже от Отца исходит (Ин. 15:26), почил ныне на тебе по соборной молитве Церкви. Через возложение на твою главу Евангелия и рук архипастырей совершилась твоя личная Пятидесятница, и ты, как древле апостолы, призываешься научить людей соблюдать все, что повелел Господь (Мф. 28:20).

Но как научить людей всем сердцем принять благую весть о Спасителе и строить свою жизнь по Евангелию, особенно в нынешних, таких непростых обстоятельствах? Конечно, через непрестанное возвещение слова Божия. Если ты будешь ревностно исполнять повеление Господне о необходимости свидетельствовать о Воскресшем Христе, то почивший на тебе Дух Святый, соделав тебя Своим орудием, Сам, по слову Евангелия, будет свидетельствовать через тебя Истину (см. Ин. 15:26-27). Миссия сия высока и ответственна, она требует от архипастыря не только необходимых знаний, но и умения облекать свои мысли в доступную форму, умения находить нужные слова для любой аудитории, умения говорить так, чтобы найти отклик у слушающих. Поэтому призываю тебя с особым вниманием и неослабеваемым усердием относиться к подготовке и произнесению проповедей, к беседам, которые тебе предстоит вести, дабы слова твои были ярким и убедительным свидетельством о правде Господней. Но послушают ли тебя люди, если слова твои будут расходиться с делом, если даже самые стройные и красивые проповеди и мудрые беседы не будут соотноситься с твоей личной жизнью? Конечно, нет! Поэтому главным свидетельством о Сыне Божием должны быть твои поступки, взирая на которые, люди смогут увидеть в тебе пастыря доброго, душу свою полагающего за овец словесного стада Христова (Ин. 10:11).

Из всех дел наиболее ярко свидетельствуют о Господе дела любви, ибо Сам Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). Готовность выслушать человека, неравнодушие к его проблемам, участие в его нуждах, умение найти слова утешения и ободрения — это то, что люди ищут в храме, а наипаче в архипастырях и пастырях, по которым обычно и судят о Церкви. Не забывай и о делах милосердия, а для этого развивай социальную деятельность на приходах епархии, вверенной твоему попечению. Привлекай к различным социальным проектам молодежь, чтобы через служение ближним юноши и девушки научались состраданию, отзывчивости, самоотдаче и жертвенности. Нет лучшего способа привлечь молодого человека к Церкви, открыть ему Евангелие, как вовлечь его в реальную работу. И когда мы говорим о необходимости развития добровольчества, то имеем в виду не только создание инструмента социальной деятельности Церкви, но и способ реального воцерковления молодежи, а лучше сказать, реального соприкосновения молодежи с той жизнью, в которой присутствует Божественная благодать.

Также призываю тебя свидетельствовать о Боге, смирившем Себя ради нас даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8), смирением и кротостью, что не так просто для человека, облеченного властью. Гордость, самомнение, желание повелевать будут свидетельствовать не о Христе, Который кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29), а о твоих человеческих немощах. Помни, что «возношение рождает пренебрежение, преслушание и погибель», как о том говорит преподобный авва Дорофей (Душеполезные поучения. Поучение первое. Об отвержении мира).

Люди будут готовы явить тебе послушание как архиерею Божию, если ты сам будешь единаго Христа усердно стопам вслед ходити (тропарь прп. Александру Свирскому), показывая добрый пример верности Церкви и данной тобой ныне присяге. Стремись являть единомыслие с Преосвященным Иоанном, митрополитом Йошкар-Олинским и Марийским, главой митрополии, который так много сделал для укрепления Православия на Марийской земле, о чем могу свидетельствовать, лично увидев плоды его трудов. Вместе с тем ты должен слушать людей, чтобы знать их чаяния и видеть, чем они живут. Только тогда ты сможешь правильно организовать приходскую жизнь и поймешь, каким из ее направлений следует уделить особое попечение. Быть может, что-то требует усиленных трудов и сугубых забот — пусть ничто не ускользнет от твоего пристального внимания.

Общаясь с паствой, с духовенством, с местными властями, не забывай и о главном общении — непрестанном и трепетном собеседовании с Богом, о горячей и искренней молитве. Старайся, чтобы попечение об исполнении административных обязанностей во вверенном тебе новообразованном церковном уделе — Волжской епархии — не заслонило от тебя самого важного: не мешало в усердии не ослабевать, духом пламенеть, Господу служить (Рим. 12:11).

Забота о епархии потребует от тебя полной отдачи душевных и телесных сил, ведь именно на тебе теперь лежит ответственность за должный порядок при совершении богослужений, за подготовку клириков, за развитие просветительской и катехизаторской работы и многое другое. Именно от тебя теперь зависит, будет ли стремиться народ в храмы Божии, или они будут стоять пустыми, или в них будут только люди преклонного возраста, сердцем почувствовавшие близость окончания своего жизненного пути, а потому обретшие остроту религиозного чувства, часто вне всякого нашего участия, лишь по природе своей. Очень неправильно, как иногда бывает, заботиться только о внешнем — о строительстве и реставрации церквей. Это важно, но если наши храмы не будут наполняться народом, то они не обретут подлинной красоты — и духовной, и материальной.

Не жалей себя, неустанно трудись в винограднике Христовом, воодушевляй и других работать Господеви со страхом и трепетом (Пс. 2:11), дабы возрадовались все красоте и величию Православия и узрели ниву благоплодную, возделанную во славу Творца, любовь к Которому соединит многих в одно тело и сделает души их жилищами Святого Духа, как учит нас свт. Иоанн Златоуст (Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении).

Теперь же прими сей епископский жезл и благослови народ Божий, возносивший вместе с нами молитвы о даровании тебе непорочного архиерейства. Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Предстоятель Русской Церкви совершил славление и молитву у честных мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и освящение новоустроенной раки для мощей святителя.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Приветствую всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, владыка наместник, братия монастыря!

Мы совершили Литургию в очень трогательный день. Ровно сто лет назад по воле Божией в Храме Христа Спасителя из трех кандидатов, определенных Священным Собором Российской Церкви, митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран Патриархом — после двухвекового отсутствия Патриаршества в Русской земле.

То были грозные времена. Уже пролилась кровь невинных, кровь новомучеников и исповедников. Восходя на Патриарший престол, святитель Тихон отдавал себе отчет в том, какой крест его ожидает и какие горькие жизненные обстоятельства предстоят не только ему, но и всем верным служителям Церкви Божией. В своем первом послании он говорит о том, что изнуряющая война и губительная смута терзают тело России. Какие точные слова! Только представьте: нарастающая внешняя угроза порабощения всей страны, фактически ее уничтожения, и одновременно внутренняя смута невероятной силы, перекликавшаяся с событиями начала XVII века, но куда более страшная. Конечно, святитель прозревал все опасности исторического развития страны, и поэтому уже в первых словах, обращенных к пастве, он говорит о Промысле Божием, о силе Божественной, о том, что все свершилось по воле Божией, о том, что на Бога Церковь и все верующие люди возлагают свою надежду и только в Нем видят опору и спасительную силу для исцеления недугов обезумевшей страны. И народ воспринял избрание святителя Тихона не просто как возведение в Патриаршее достоинство одного из иерархов, но как явление особой Божественной милости. В тяжелейший момент истории, после 200-летнего перерыва, какого Предстоятеля Господь дарует Русской Церкви! Люди связали с избранием Патриарха огромные надежды, увидев в нем силу, объединяющую весь православный русский народ.

Вскоре после интронизации на Красной площади состоялся грандиозный крестный ход, в котором приняли участие сотни тысяч людей. Когда святитель Тихон преподал благословение тем, кто с восторгом молился о его предстоящем служении, вся площадь опустилась на колени в знак признания того, что Патриарху вручена особая миссия — молиться за народ Божий, за Русь Святую в самое тяжелое время ее исторического бытия. Люди действительно видели в Патриархе того, кто вдохновляет и духовно укрепляет всех, кто не утратил национальное самосознание, кто сохранил любовь к Родине, кто мечтал о возрождении страны. Но это понимали и те, кто пришел к власти и с первых дней стал уничтожать архиереев, священников, активных мирян.

Гонения обрушились на нашу Церковь с первых дней Октябрьского переворота. Мы знаем, что революция совершалась под очень привлекательными для народа лозунгами. Говорили о мире, что было так важно для действительно истерзанной войной страны. О передаче земли тем, кто на ней трудится, что было так важно для тех, кто реально трудился и производил материальное богатство страны. Но, как заявила новая власть, для достижения этих целей необходимо бороться с нажившими свое богатство за счет народа. Таких людей назвали эксплуататорами, капиталистами и на них обрушили свой гнев.

При чем же здесь Церковь? А Церковь стала страдать раньше всех капиталистов. Четыре года спустя в стране снова появились капиталисты, которых прозвали нэпманами, и для многих стало очевидно, что не с капиталистами боролись, совершая переворот, — боролись с чем-то более значимым, в первую очередь с Церковью и духовной жизнью. И борьба не прекращалась на протяжении семи с лишним десятилетий, — кровавые гонения, начавшись сразу после революции, усугубились тем, что происходило и в 30-х годах, и в послевоенное время.

Почему же так? При чем тут Церковь? Если есть желание строить справедливое общество, то зачем уничтожать Церковь и веру в Бога? А только потому, что вера в Бога дает людям внутреннюю силу и автономию от внешних давлений, способных разрушить сознание человека и его внутреннюю духовную жизнь.

Вот и сегодня то, что происходит в мире, в так называемых просвещенных странах, удивительным образом напоминает случившееся после нашей революции. Изгоняется имя Божие из сознания людей, насаждаются греховные идеи и модели поведения, которые разрушают нравственную основу человеческой жизни. Для чего это делается? Прежде всего для того, чтобы люди потеряли внутреннюю автономию, внутреннюю свободу, стали легко манипулируемыми. В послевоенные годы было необходимо заставить народ делать то, чего от него хотела власть. А власти не были нужны люди внутренне свободные, со взором, обращенным к небу, способные проверять все то, что они слышат, соотносить человеческие устремления с тем, что говорит Слово Божие. Ведь для того чтобы человека поработить, сделать его марионеткой, подчинить власти денег или идеологии, которая обслуживает интересы сильных мира сего, его нужно лишить веры, а тем самым — и нравственного чувства, и способности совершать подвиг жизни.

Сегодня наступило, казалось бы, совсем другое время, но в глобальном измерении Церковь Божия сталкивается с теми же вызовами, что и при Патриархе Тихоне. Вызовы мимикрируют под местную культуру, под обстоятельства жизни, но целеполагание то же самое. И потому так актуальна для нас сегодня молитва перед ракой святителя Тихона, чтобы он помог Церкви нашей хранить себя, хранить веру, хранить свой народ, никогда не ослабнуть в свидетельстве о Христе Воскресшем, никогда не преклонить колени перед силой, которая стремится увести людей в бездну.

Святитель Тихон, как и его поколение в большинстве своем, погибли в этой борьбе. Физически погибли, но как же много они сделали! Какой светлый луч в нашей церковной истории — их жизнь, их подвиг! Этот луч имеет такую силу, что он и для нас высвечивает дорогу в будущее. И дай Бог всем нам идти по этому пути, имея то же мужество, ту же мудрость, крепость душевных сил и ясное понимание того, что Церковь борется не с политическими режимами, не с властью, а с миродержителями тьмы века сего, духами злобы поднебесной (см. Еф. 6:12). И если это сознание будет отражаться в деяниях нашего епископата, духовенства и всего верующего народа, то, верю, сохранится Святая Русь — молитвами святых угодников Божиих, всех святых, в земле Русской просиявших, святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, столетие избрания которого мы сегодня торжественно отмечаем в Донском монастыре Москвы, где пребывал он в последние годы своей жизни и где ныне почивает святыми мощами. Аминь».

Во внимание к помощи в реставрации храма Архангела Михаила Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы Святейший Владыка наградил генерального директора Благотворительного фонда поддержки социальных программ «ИФД Капитал» Н.В. Сазонова медалью Славы и чести I степени.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси