6 сентября 2020 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Московских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 26 августа) и день перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
В первое воскресенье сентября решением Священного Синода от 13 июля 2015 года (журнал № 41) установлен ежегодный день особой молитвы о Божием творении.
На торжественное богослужение, за которым состоялся чин возведения в сан митрополита Преосвященного Вениамина, избранного митрополитом Минским и Заславским, Патриаршим экзархом всея Беларуси, прибыла делегация архиереев, священнослужителей, монашествующих и мирян Белорусской Православной Церкви.
За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; епископ Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Екатеринодарский и Кубанский Павел; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий; архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан; архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий; архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн; архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан; епископ Бобруйский и Быховский Серафим; епископ Туровский и Мозырский Леонид; епископ Молодечненский и Столбцовский Павел; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Бронницкий Евгений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Феодор Повный, настоятель прихода храма Всех Святых города г. Минска, благочинный 4-го Минского городского церковного округа; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха; протоиерей Сергий Точеный, благочинный Богоявленского церковного округа, и.о. благочинного Москворецкого церковного округа, настоятель храма апостола Иакова Заведеева в Казенной Слободе г. Москвы; протоиерей Андрей Волков, ответственный секретарь Управления делами Минской экзархии, секретарь Минской епархии; протоиерей Анатолий Ненартович, секретарь Гродненской епархии, настоятель храма в честь Всех Белорусских святых г. Гродно; протоиерей Владимир Резанович, секретарь Витебской епархии, настоятель Благовещенского храма г. Витебска; протоиерей Александр Вербило, секретарь Борисовской епархии, настоятель храма Рождества Христова г. Борисова; протоиерей Сергий Башкиров, секретарь Борисовской епархии, настоятель храма святого благоверного князя Димитрия Донского г. Борисова; духовенство Белорусского экзархата и г. Москвы.
На богослужении присутствовали: председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Государственной Думы ФС РФ С.А. Гаврилов; Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Беларусь Д.Ф. Мезенцев; председатель Наблюдательного совета ООД «Россия Православная» М.М. Иванов.
За Литургией молились члены делегации Белорусской Православной Церкви.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).
Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на портале Патриархия.ru.
На малом входе во исполнение постановления Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 августа с.г. (журнал № 46) Святейший Патриарх Кирилл совершил чин возведения в сан митрополита Преосвященного Вениамина, избранного митрополитом Минским и Заславским, Патриаршим экзархом всея Беларуси.
В сугубую ектению были включены прошения о сохранении творения Божия.
На сугубой ектении также были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а также прошение о врачах:
«Призри, Владыко Человеколюбче, на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся, скоро услыши и помилуй».
Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о благостоянии мира:
«Господи, Боже Вседержителю, Содетелю и Творче всяческих, покрываяй водами превыспренняя Своя, всю землю древесы многовидными и животными различными наполнивый, и животворяяй ю, да вся тварь благодарит Тя, Изряднохудожника. Ты еси Иже и человека сотворивый по образу и подобию Твоему, и в мире сем поставивый, во еже возделывати и хранити его.
Не отврати лица Твоего и ныне, Господи Человеколюбче, зря мир Твой расхищаемь от беззаконий и страстей наших. Яко сетует земля, древеса и былие исчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие сынов человеческих.
Молимся Ти, Всемилосердый Боже, помилуй ны, исполни сердца наша светом Твоего богоразумия и приими покаяние наше, да возделываем мир Твой во благо душам и телесем нашим и во славу Пресвятаго Имени Твоего, Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Предстоятель Русской Православной Церкви также вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Вадим Леонов, клирик храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, доцент Сретенской духовной семинарии.
В завершение Литургии было совершено славление Московским святым.
Затем со словом к участникам богослужения обратился митрополит Минский Вениамин. Патриарший экзарх всея Беларуси, в частности, рассказал о праздновании в этом году 500-летия основания Жировичского монастыря и 550-летия явления Жировичского образа Божией Матери и от всей полноты Белорусской Православной Церкви преподнес Его Святейшеству точный список Жировичской иконы.
Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня во время Божественной литургии мы слышали небольшой отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам, где находим такие слова: «Братья, бодрствуйте и будьте тверды в вере» (см. 1 Кор. 16:13).
Нужно понимать, для какого места эти слова были сказаны. Коринф был цветущий город в южной части Греции, в ту пору — на востоке Римской империи. Богатый торговый город, исполненный многих искушений и соблазнов, как это всегда бывает в больших городах, славящихся своим экономическим могуществом. Именно к жителям этого города Павел обращает свои слова, точно зная: все то, что окружало жителей Коринфа и первенствующую общину коринфских христиан, работало против их веры, против их новых религиозных убеждений. Вот для того чтобы они не потеряли веру, апостол и призывает их бодрствовать.
Бодрствование — это состояние человеческой природы, которое противоположно сну. Со словом «бодрствуйте» связан определенный призыв к некой внутренней динамике человеческой личности. Не стойте на одном месте — стояние на одном месте губительно! Бодрствуйте, развивайтесь, причем апостол имеет в виду в первую очередь духовное состояние человеческой личности. Прошло две тысячи лет и, конечно, многое изменилось, но слова апостола остаются удивительно актуальными для нас, людей современных, тоже живущих в больших городах, тоже окруженных множеством соблазнов, куда превосходящих соблазны древнего Коринфа.
А что для нас означает «бодрствовать»? Это означает никогда не привыкать к своему духовному состоянию. Мы верующие люди, мы знаем, как важна вера в нашей жизни. Однако если мы привыкнем к тому, что мы верующие, и каждое воскресенье в храм ходим, и вроде даже делаем то, что нам следует делать, но при этом потеряем критический взгляд на самих себя, — то отсутствие бодрствования будет означать не пребывание в одном и том же состоянии, не статику, а медленную деградацию человеческой личности в ее главном, духовном измерении.
Поэтому слово апостола для нас сегодня актуально не меньше, чем для тогдашних жителей Коринфа. Дай нам Бог откликнуться на призыв апостола, не пропустить его, как часто бывает, мимо ушей, когда многое из сокровищницы Священного Писания не касается нашей внутренней жизни, — слова знаем, но они перестают возбуждать наше сознание, перестают влиять на состояние нашего сердца и нашего ума.
Бодрствование есть постоянная актуализация нашего христианского призвание. А это означает, что мы должны соотносить Божии заповеди, всё, чему мы научены через Евангелие, с тем, как мы живем, как мы отвечаем на проблемы сегодняшнего дня. Это касается очень узкого пространства личной жизни, когда речь идет об отношениях с членами семьи, с соседями, знакомыми, но это же касается очень высоких уровней человеческого бытия, когда речь идет о нациях, о народах. Мы должны бодрствовать как христианский народ Святой Руси и в России, в Украине, Белоруссии — везде, где через Крещение в Киевской купели, через труды таких выдающихся светильников, каким был Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, наши предки были научены христианской вере.
Нередко бывает так, что вся наша религиозность заканчивается, когда мы выходим из храма. Здесь мы чувствуем особое состояние души, радость, присутствие Божией благодати. Но вот мы вышли, сели в общественный транспорт или за руль своей машины, и мысли наши уже далеко-далеко, мы погрузились в каждодневную суету... А когда нашим христианским убеждениям бросается некий вызов извне, когда нам нужно ответить на него по-христиански, мы обо всем забываем и отвечаем не как христиане, а как язычники.
Именно об этом сегодняшнее послание. Бодрствуйте, братья, помните, что вера ваша — это не далекий-далекий фактор культурной жизни человечества, который по наследству перешел к нам, людям XXI века. Вера — это то, что должно органически принадлежать человеческой жизни, то, что должно проходить через сознание, через сердце, то, что должно оплодотворять всю нашу жизнь.
Пусть слова апостола Павла о бодрствовании помогают нам не заснуть, не успокоиться, не потерять внутреннего самоконтроля. А чтобы было так, существует некое правило, если хотите, некая технология. Каждый из нас должен уметь замерять свое текущее духовное состояние. А как это сделать? Ведь нужна какая-то точка отсчета. Есть такое правило. Проходя через ту или иную ситуацию в жизни, которая требует от нас соответствующего ответа, можно вспомнить: а не проходили ли мы раньше через подобные ситуации? как мы раньше отвечали на сходные жизненные вызовы? И если мы почувствуем, что отвечали совсем иначе, чем сегодня, то есть куда более мудро, спокойно, то это будет означать, что за минувшие годы мы духовно деградировали. И осознать это очень важно, потому что от того, что собой представляет нынешнее актуальное состояние нашего духа, нашего сердца, зависит и то, куда мы дальше будем двигаться. И если мы поняли, что стали хуже, то нужно непременно постараться исправить свою жизнь. Ну, а если почувствуем, что не стали хуже, — поблагодарить Господа за помощь и испросить у Него благословения на то, чтобы в будущем, сталкиваясь с той же жизненной ситуацией, мы могли бы отвечать на нее с еще большей силой христианского духа.
Бодрствование — это действительно особое состояние человеческого духа, это постоянное памятование о своем христианском призвании, это постоянная, как я уже сказал, актуализация евангельских ценностей применительно к нашей конкретной жизни, это то, без чего вера превращается в обрядоверие, в некий благочестивый обычай. Нужно в воскресенье в храм пойти — схожу, хотя, даже находясь в храме, думаю больше о том, что вне храма, а не о том, чем должно быть озабочено сердце христианина, предстоящего пред Господом. Другими словами, призыв апостола Павла, обращенный к коринфянам, а через них — к нам, является и сегодня очень важным. И дай Бог, чтобы сегодняшнее чтение этого апостольского текста помогло нам еще и еще раз осмыслить, что означает быть христианином, и не просто в неких философских категориях, а применительно к каждому из нас и по отношению к той жизни, которой мы живем».
В память о торжественном богослужении Святейший Владыка вручил митрополиту Вениамину крест и две панагии.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла архиереи Белорусского экзархата, отмечающие юбилейные даты в текущем году, были удостоены наград Русской Православной Церкви:
- во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 60-летием со дня рождения епископ Туровский и Мозырский Леонид — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
- во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения епископ Лидский и Сморгонский Порфирий — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
- во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий — ордена преподобного Серафима Саровского III степени.
По окончании богослужения в галерее Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл пообщался с православными добровольцами. Молодые люди рассказали Его Святейшеству о проведении 29 августа с.г. в столичных Лужниках первого семейного фестиваля «СемьяДобра».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси