6 сентября 2024 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Михаила (Малаханова) во епископа Югорского и Няганского. Новорукоположенный иерарх, избранный к епископскому служению решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 июля 2024 года (журнал № 75), стал правящим архиереем Югорской епархии (Ханты-Мансийская митрополия).
По прибытии в собор перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Петра, покоящимся в алтаре.
Святейший Патриарх Кирилл совершал богослужение с копией Первосвятительского жезла митрополита Петра, который хранится в Оружейной палате Кремля.
За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел; епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий; епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай, главный редактор Издательства Московской Патриархии; епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Фарковец, благочинный Донского округа, настоятель храма Положения Ризы Господней на Донской улице; протоиерей Сергий Дикий, благочинный Всехсвятского церковного округа, настоятель храмов великомученика Георгия Победоносца и святителя Спиридона Тримифунтского в Коптеве; протоиерей Георгий Климов, благочинный Троицкого округа, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще; протоиерей Димитрий Рощин, руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Новом Ваганькове, на Трех горах; протоиерей Михаил Прокопенко, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; благочинные Югорской епархии: Няганского округа — протоиерей Владимир Шишков, Югорского округа — иерей Мстислав Исламов, Березовского округа — иерей Евгений Мельник, Белоярского округа — иерей Вячеслав Атаманенко, Кондинского округа — иерей Александр Черанев; духовенство г. Москвы.
Патриаршее богослужение в Успенском соборе посетили: заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Ю. Кузнецова; депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Патриаршего Успенского собора в Кремле Н.Ю. Чаплин; глава г. Югорска А.Ю. Харлов; глава г. Нягани И.П. Ямашев; председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов; руководитель ювелирно-художественной мастерской «Апостол» И.С. Харьков.
Среди молившихся за Литургией были воины Краснознаменного ордена Октябрьской революции Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны РФ.
Богослужебные песнопения исполнил сводный молодежный хор под управлением А.М. Харьковой.
Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о Святой Руси.
За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Игоря Мазепу, клирика храма святителя Николая Мирликийского на Трех горах, в сан пресвитера.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Рахновский, настоятель храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в Леонове.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Югорского и Няганского Михаила на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Михаил!
Ныне свершилась над тобой воля в Троице славимого Бога — Отца и Сына и Святого Духа, — и по молитвам Церкви через рукоположение зде присутствующих архиереев ты сопричтен апостольским преемникам, их роду, их служению, их ответственности.
Возведи очи свои горе и виждь, сколь щедр и милостив Господь, призвавший тебя к епископскому служению, сколь высоко доверие, оказанное тебе Церковью, и сколь ответственно предстоящее тебе архипастырское делание.
Со смирением и упованием на содействие Божественной благодати, ниспосланной тебе сегодня в таинстве хиротонии, шествуй по предлежащему тебе пути, шествуй — и веди за собой врученную тебе паству, шествуй — и не сомневайся: Сам Господь будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя (Втор. 31:8), как учит нас Слово Божие. Посему ничего и никого не страшись. Страх убивает любовь, страх смещает акценты в человеческой жизни — с делания, с призвания на свою собственную личность. Страх — это деяние диавольское. Не может быть страха и одновременно любви к Богу, не может быть страха и ревностного служения Церкви, не может быть страха и самоотдачи в осуществлении архипастырского служения. А посему ничего не страшись, будь послушен Богу, люби Церковь, заботься о ней, храни верность канонам и архиерейской присяге и делай, что должно и потребно для людей, взыскующих спасения.
Решением Священноначалия тебе предстоит трудиться в Югорской епархии, входящей в состав Ханты-Мансийской митрополии. Этот удел Божий нуждается в надлежащем архипастырском попечении, в развитии всех сторон епархиальной деятельности, в активизации приходской жизни. И если ты спросишь меня, что нужно будет тебе делать на новом месте служения, отвечу словами апостола Павла, которые он некогда обратил к своему ученику Тимофею: "Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием" (2 Тим. 4:2). Пусть этот призыв станет для тебя руководством к действию, нацеленным на просвещение современников светом Евангельской истины, на их реальное воцерковление и утверждение в вере, словом, на созидание Тела Христова (Еф. 4:12), то есть на созидание и укрепление Церкви Божией.
А для того, чтобы было так, тебе самому, равно как и пастырям, вверенным твоему попечению, нужно идти к людям, не дожидаясь, когда кто-то из них заглянет в храм или обратится за помощью. Как в свое время апостолы шли к народам и свидетельствовали им о Христе и Его учении, так и мы должны сегодня, используя все доступные средства и возможности, обращаться с живым словом благовестия к нашим современникам, особенно к молодым людям, которые уже вскоре придут нам на смену, и от того, какими мы их воспитаем, во многом будет зависеть облик не только нашей Церкви, хотя Церкви, может быть, в первую очередь, но и во многом всей нашей страны.
Тебе надлежит делать все возможное, чтобы донести до народа очевидную, веками проверенную и непреложную истину: именно Церковь является той мощной и необоримой духовной силой, которая способна действительно сплотить общество, удержать его от сползания к пропасти зла, от нравственной деградации и гибели. Именно эта особая миссия Церкви и была причиной нападок на Церковь под разными видами, под разными предлогами, иногда даже во имя каких-то высоких целей, но подлинная цель была всегда ослабить Церковь, разрушить ее, истребить ее духовный потенциал, который только и способен работать на подлинное, нравственное, духовное и даже материальное благополучие народа.
Еще раз хочу подчеркнуть: где бы мы ни служили, на каком бы месте ни трудились, мы как соработники Христовы несем историческую и, скажу более, эсхатологическую ответственность за наше Отечество и за наш народ. Потому что мы знаем, что такое конец мира. Конец мира — это тотальное господство зла. Не может прийти антихрист там, где вера, благочестие, чистота; бес приходит только туда, где нет ничего доброго и святого, где истреблена вера Христова. Вот очень многие люди не связывают конец человеческой цивилизации с тотальным господством зла, да и вообще не задумываются о том, будет этот конец, не будет, когда он будет и почему. А вот мы знаем, что он точно будет, и будет только тогда, когда сила зла полностью поработит силу добра и истребит эту силу. А поскольку Церковь свидетельствует о спасительном значении добра, то она и является для диавола и антихриста главной мишенью. И потому все гонения, все скорби, которые Церковь претерпевала на протяжении двухтысячелетней истории, и были этой поступательной борьбой тотального и глобального зла с Церковью. Но, по милости Божией, мы есть и свидетельствуем об этом с благодарностью Господу, связывая бытие Церкви с незреченным Его промыслом и благой волей, в том числе и об Отечестве нашем. Еще раз хочу подчеркнуть: где бы мы ни служили, на каком бы месте ни трудились, мы как соработники Христовы несем историческую и, еще раз подчеркну, эсхатологическую ответственность за Отечество и народ.
Ответ людей Церкви на все вызовы и противоречия мира сего заключается в твердом стоянии в вере и в совершении добрых дел, в стремлении сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4:3), по слову апостола Павла. При этом сердцевиной жизни каждого православного христианина должна быть Божественная литургия, участие в таинствах и в общей церковной молитве. Посему учи и наставляй вверенную тебе паству в любви ко Господу и ближним, в верности Святой Церкви, в необходимости участвовать в общецерковной молитве и причащаться Святых Христовых Таин.
Перед тобой широкое поле деятельности. Полагаясь на всесильную помощь Божию, опираясь на свой пастырский и жизненный опыт, внимай советам Патриарха и старших архиереев, среди которых и твой брат архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор, трудись со тщанием и усердием, дабы оправдать оказанное тебе доверие.
Призываю тебя также памятовать и о миссионерском служении, еще раз хочу подчеркнуть его важность. Ведь именно на епископе лежит особая ответственность за надлежащее исполнение завета Христа Спасителя, некогда обращенного к Его ученикам: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28:19-20).
Миссия Церкви со времени ее основания и доныне была и остается неизменной: она заключается в вечном спасении людей. Сегодня, когда, казалось бы, у наших современников, в отличие от предшественников, гораздо больше возможностей для получения необходимых знаний о вере, об историческом, духовном и культурном наследии Православия, немногие спешат откликнуться на призыв Церкви. А почему так? Да потому что принятие веры неизбежно требует изменения образа жизни, если угодно, подвига, усилий, для того чтобы двигаться, как я часто говорю, вперед и вверх. А современный человек, воспитанный на стремлении к комфорту и потреблению, не всегда бывает готов к столь существенным переменам в своей жизни. Поэтому наша задача — убедить людей в необходимости усилий для обретения полноты жизни — жизни во Христе, то есть того, в чем и заключается подлинное счастье. Вот очень важно в проповеди связывать веру, благочестие с подлинным человеческим счастьем— не быстро преходящим, не сиюминутным, не призрачным, а тем счастьем, которое преображает душу человека, его жизнь земную и открывает врата Божественного Царства. Вот потому сегодня, когда многие испытывают нужду во внимании и заботе, а нередко унывают и теряют смысл жизни, наше свидетельство, а в первую очередь совершение нами добрых дел, да и вообще доброжелательность, отзывчивость, способность сопереживать и поддерживать, умение вникнуть в суть проблем и дать правильный совет могут реально помочь людям, а через это осознать и почувствовать пользу, приносимую Церковью.
Надеюсь, что, идя по пути архипастырского служения и памятуя о наставлениях Патриарха, ты с неослабным усердием будешь трудиться над тем, чтобы благодать Господня в тебе не была тщетна (1 Кор. 15:10), по слову апостола Павла, а служение неизменно оставалось душеспасительным и плодотворным. Если нет плода, то и спасительного служения быть не может.
Теперь же прими сей жезл и преподай благословение народу Божию, вместе с нами молившемуся о ниспослании тебе даров Святого Духа, Утешителя, Емуже вкупе со Отцем и Сыном подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь».
По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.
Затем Святейший Владыка совершил славление и прочитал молитву у раки с мощами святителя Петра.
Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником, когда мы вспоминаем святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. А почему такое почитание этого митрополита именно здесь, в главном храме всея Руси, в Успенском соборе Московского Кремля? Потому что он заложил этот храм. И не только потому, что положил первый камень, но потому что, если бы святитель Петр не перенес кафедру всея Руси из Владимира в Москву, то Москва никогда бы не стала столицей нашей страны.
Вот мне бы хотелось, чтобы эти мои слова услышали все, в том числе и городские власти, и наши интеллигенция, и наши ученые. Перенесение кафедры из Владимира в Москву — это и есть тот день, который мы должны отмечать как День столицы. Никакой столицы в Москве бы не было, услышьте меня! И те, кто хочет слышать, и кто не хочет: не было бы, если бы не святитель Петр и не перенесение Всероссийской, общерусской Первопрестольной кафедры в наш город. А произошло это, конечно, по воле Божией, но и по усмотрению святителя. Он хорошо понимал уязвимость Киева, который постоянно подвергался набегам кочевников, и известно, что вначале Первосвятитель земли Русской переехал во Владимир, в то место, куда не доходила монгольская конница, потому что это лесная часть нашей страны, а конница не может действовать в лесу, она легко подвергается истреблению. Попытки были, заходили в леса монгольские наездники, но погибали от стрел лучников, которые уничтожали и всадников, и лошадей, и потому Владимир оказался неуязвимым как центр всея Руси.
А вот перенесение кафедры в Москву есть некое действие Божественного промысла. Владимир был весьма успешным, богатымгородом, и, в общем-то, не было прямой необходимости переместить кафедру всея Руси в град Москву, еще недостаточно отстроенный и обустроенный. Тем не менее святитель Петр перемещает сюда Всероссийскую митрополичью кафедру, а вслед за ним — и великий князь; и Москва стала столицей.
Вот как бы достучаться до властей московских, до общественности, еще раз повторю, и до всех, что сегодняшний день и должен быть Днем Москвы как столицы нашего государства! Не было бы святителя Петра, не было бы его промыслительного действия — переноса кафедры в Москву, — и Москва не была бы столицей, а осталась бы обычным, одним из многих русских городов.
Еще раз хочу сказать, что такие судьбоносные события, конечно, совершаются по Божественному промыслу. Так нужно было, чтобы сумело Отечество наше, объединившись вокруг новой столицы, стать мощным, сильным — в политическом, экономическом, военном плане, — потому что много скорбей предстояло на его историческом пути. И знаем, что перенесение столицы в Москву сыграло очень важную роль в сохранении страны, ее единства и дальнейшего процветания.
Поэтому, вспоминая святителя Петра, благодаря его за все благодеяния, совершенные от дней древлих и доныне над страной нашей, над Церковью нашей, над градом Москвой, будем в памяти хранить его великий жизненный подвиг и промыслительное деяние, связанное с перенесением Первосвятительской кафедры, а затем и утверждением столицы в городе Москве.
И когда Петр принял решение перенести политический центр в новую столицу, в Петербург, Москва не лишилась столичного статуса, она по-прежнему оставалась духовным центром нашего народа и нашей Церкви. А по милости Божией со временем вновь вернулась и столичная функция сему святому граду, а вместе с ней и пребывание высшей государственной власти в Москве, в Московском Кремле, а самое главное, значение Москвы как реальной столицы русского государства.
Вот такое важное событие мы все сегодня вспоминаем. Еще раз хочу сказать: печально, что этот день не является Днем городом Москвы. Будем и дальше стучаться в двери. Может быть, дойдет до сознания наших властей, общественности, что именно этот день и должен быть Днем Москвы, без которого Москвы как столицы нашей Родины не существовало бы. Но еще раз подчеркну: вне зависимости от того, как этот вопрос будет решаться, и будет ли, на уровне политического руководства, мы с вами всегда должны помнить, что сей святой день, связанный с памятью святителя Петра, и является главным днем для нашего города и поводом к тому, чтобы мы усилили свои молитвы перед великим Божиим угодником святителем Петром о сохранении Москвы как столицы нашей, о сохранении Отечества нашего, чтобы никакие враги и супостаты не имели ни силы, ни возможности не только уничтожить страну, но даже ослабить ее. Потому что сегодня именно наше Отечество, еще раз повторю, в каком-то смысле является тем самым Удерживающим, ибо мы не преклоняем главы перед греховными законами и требованиями, которые противоречат Божиему нравственному закону и никак не способствуют благополучию наших семей, да и каждого человека, вне зависимости от того, имеет он семью или нет. И благословение святителя Петра, молитва Церкви, несомненно, способны укреплять жизнь каждого, кто с верой и надеждой обращается к великому святому угоднику. Его молитвами да хранит Господь всех нас и да укрепляет нас в вере православной и в любви к Отечеству! Аминь».
Далее состоялось вручение Патриарших наград:
- во внимание к трудам на благо Святой Церкви, в связи с 40-летием со дня рождения и 10-летием трудов в личном секретариате Патриарха епископу Раменскому Алексию была вручена памятная панагия;
- во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 45-летием со дня рождения председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» А.Е. Репик был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени;
- во внимание к помощи Русской Православной Церкви заместитель генерального директора ГК «Ростех» А.Ю. Назаров был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского III степени;
- во внимание к помощи Русской Православной Церкви Н.И. Тимохин был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.
В завершение Святейший Патриарх Кирилл напутствовал верующих: «Еще раз всех вас поздравляю с праздником, с днем нашего города, с памятью святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси! Храни, Господь, столицу нашу! Да сохраняет Господь народ наш в единстве, в вере православной и способности сохранять эту веру, несмотря на многие испытания и искушения, время от времени прикасающиеся к жизни каждого человека и ко всему нашему народу. Молитвами святителя Петра да хранит Господь землю Русскую! Аминь».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси