Монастыри (новости), Патриарх (новости)

В день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Николая (Пашкова) во епископа Георгиевского и Прасковейского

18 ноября 2024 года, в 107-ю годовщину избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, день памяти отцов Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря, где покоятся честные мощи святителя Тихона.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Николая (Пашкова) во епископа Георгиевского и Прасковейского. Новорукоположенный иерарх, избранный к епископскому служению решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 октября 2024 года (журнал № 113), стал правящим архиереем Георгиевской епархии Ставропольской митрополии.

Перед началом богослужения у входа в храм Предстоятеля Русской Православной Церкви встречал председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству наместник Донского монастыря митрополит Каширский Феогност.

По прибытии в собор Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Каширский Феогност; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; архиепископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Фарковец, благочинный Донского округа Московской (городской) епархии; духовенство г. Москвы и Ставропольской митрополии.

Богослужебные песнопения исполнил хор Донского монастыря (регент — П.В. Мунтян).

В храме молились многочисленные прихожане, паломники из Ставропольской митрополии.

На богослужении присутствовали: заместитель председателя Правления банка «Открытие» Т.Г. Нестеренко; руководитель ювелирно-художественной мастерской «Апостол» И.С. Харьков.

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Филарет (Бердников), насельник Донского ставропигиального монастыря.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Георгиевского и Прасковейского Николая на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Николай!

Ныне Великий Бог, Которого славит апостольский лик, пророческое хвалебное число, пресветлое мученическое воинство (хвалебная песнь свт. Амвросия Медиоланского), ангелы на небесах и человецы на земле, обратил на тебя Свой милостивый взор и призвал к высочайшему епископскому служению.

Более четверти века назад Вседержитель даровал тебе войти во святая святых, куда приникнуть желают святые ангелы, и наслаждаться совершением Божественной и священной литургии (последование святого елея). Тогда ты стал служителем Господним пред Его алтарем, ныне же тебе оказано еще более высокое доверие — быть преемником апостолов.

Вспоминая свою епископскую хиротонию, хорошо представляю, как горит сейчас сердце твое, с каким волнением задаешься ты вопросом "смогу ли я достойно проходить предназначенное мне поприще?", как отчетливо осознаешь в эту минуту, что только с помощью Господней можно не поколебаться и не упасть под тяжестью возложенного на тебя архиерейского креста.

Каким же дóлжно быть архиерею? Кого следует взять за образец в совершении столь высокого служения? Ответ на сие вопрошание дает апостол Павел. «Подражайте мне, как я Христу», — говорит он (1 Кор. 4:16). Так и ты старайся подражать Архиерею будущих благ (Евр. 9:11), Который свят, непричастен злу и непорочен (Евр. 7:26). Поскольку стремление к святости неразрывно связано с нравственной чистотой и противостоянием греху, именно ее воспринимай как основную жизненную цель.

Святость — это единство с Богом, Который Един свят, а достигается оно через постоянное и неуклонное понуждение себя к нравственному совершенству, к чистоте сердца и помыслов, через взыскательность и строгость по отношению к себе, через пребывание в определенном духовном напряжении — как в состоянии, противоположном расслабленности и равнодушию.

Будь готов к неизбежным сложностям и необходимости решать разнообразные стоящие перед тобой задачи, часто очень непростые. При этом помни, что на твою готовность ответит готовностью и враг человеческого рода, который неослабно чинит препятствия всем, желающим жить и поступать согласно Евангелию. Давая ему решительный отпор, мы все, по слову преподобного Антония Великого, «можем показать, что вопреки сильному сопротивлению мы не отпали от совершенства, но старались ради него, сколько было сил; и больше, чем было сил» (Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония. Вопрос 193). Начертай слова сии на скрижалях сердца своего и не жалей себя в стремлении к единству с Богом. Помни, что у добродетели один предел — беспредельность, и остановка в течении поприщем добродетели делается началом течения по пути порока (свт. Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя).

Делай все для того, чтобы стать непорочным пред Господом в любви (Еф. 1:4), и в трудах своих укрепляйся прежде всего частым служением Божественной литургии, ибо приобщение Тела и Крови Христовых — главный источник духовной силы. Однако не о своей лишь душевной чистоте обязан ты заботиться, но и о нравственном состоянии вверенной тебе паствы.

Зачастую не только далекие от Церкви, но и воцерковленные люди, слыша о высоких христианских добродетелях, говорят: "Ну мы же не святые". Разве от обычного человека можно ожидать таких подвигов — непоколебимой веры, которую не пошатнет даже смертельная угроза, истинной любви, которая не будет иметь конца, но продолжится в вечности, неизменно доброго расположения сердца, всецелого доверия Богу, умения не зависеть от мнения других и не прилепляться к материальным благам? "Ведь это же невозможно!" — наверняка воскликнут лукавые совопросники века сего (1 Кор. 1:20). Ты же словом и делом докажи, что это не только возможно — этого необходимо достичь, в этом наш христианский долг и наше призвание.

К сожалению, сегодня многие люди, особенно молодые, воспринимают святость как нечто далекое и нереальное, как удел избранных. За такой позицией очень удобно скрывать собственную леность, апатию и отсутствие серьезных жизненных целей: "ну, пускай святые к чему-то устремляются, а я-то простой человек, грешный". Но через такое самоуспокоение они подвергают себя огромной опасности! Тебе, вероятно, не раз доводилось замечать такие настроения среди подрастающего поколения, ведь ты имеешь большой опыт преподавательской деятельности. Теперь же работа с молодежью должна стать одним из приоритетов твоих архипастырских трудов, поэтому именно ты должен будешь доказать юным верующим, что мы сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19)! Пусть уразумеют они, что Владыка Христос даровал нам нечто более величественное и драгоценное, чем сия жизнь, — вверил Он нам мир и дружбу с Богом (свт. Николай Сербский. Охридский пролог). И Свою святую дружбу Господь предлагает не каким-то особым людям, а всякому, кто этой дружбы желает. Расскажи об этом молодым юношам и девушкам, напомни им слова Самого Христа: "Я назвал вас друзьями" (Ин. 15:15). Вдохнови молодежь искать дружбы с Господом, которая способна принципиально изменить и преобразить их жизнь.

Стремись к святости через совершение дел любви и милосердия. Очень важно, чтобы эти слова не стали для тебя чем-то автоматически произносимым. Соотнося с ними свою жизнь, всякий раз нужно производить самонастройку, отвечая на вопрос, насколько я сам соответствую любви и милосердию. Конечно, тебе надлежит нести социальное служение в Георгиевской епархии и самому не оставаться в стороне от совершения добрых дел. Налаживай и миссионерскую работу, дабы стараниями твоими и усилиями собратьев-пастырей во врученном тебе уделе умножалось число верующих в Господа Иисуса. Во всех трудах своих руководствуйся заветом Спасителя быть совершенным, как совершен Отец наш Небесный (Мф. 5:48), и будь надежным соработником митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, участвовавшего ныне в твоей хиротонии.

Теперь же приими жезл сей, благослови народ Божий, молившийся вместе с нами, и гряди на новое место своего служения, помня о необходимости стараться иметь мир со всеми и святость, без которой никто не узрит Господа (Евр. 12:14). Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

От лица насельников и прихожан Донского монастыря наместник обители митрополит Каширский Феогност приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнес Его Святейшеству икону Божией Матери «Знамение».

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, его избрание на Патриарший престол. Многовековые надежды, многовековые молитвы исполнились, и земля Русская, Церковь наша обрели Патриарха после более чем двухсотлетнего перерыва. Потому что в Российской империи было ложное представление — заимствованное, кстати, из протестантизма, — что во главе религии должен стоять глава государства. Вот так и получилось, что царь был как бы во главе Церкви, но поскольку он не имел сана, да и делами был отягощен государственными, то управление Церковью от имени императора было возложено на светского чиновника — обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода.

Разные были обер-прокуроры. Кто-то православный, благочестивый, заботящийся о Церкви, а кто-то и неверующий. Еще раз напомню: когда князь Голицын был назначен Александром I на должность обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода, он пришел к императору и честно сказал: "Ну, какой я обер-прокурор? Во-первых, я масон, я не верю в Бога". Ответ был такой: "Иди, справишься". Можем себе представить, в каких условиях в православной империи находилась наша Церковь! Конечно, государственное влияние на Церковь, практически государственное управление Церковью через чиновников, многие из которых и православными-то не были, привело к очень серьезным отрицательным последствиям. Но Дух Святой, который жил и действовал в Церкви, как Он жил и действовал во времена античных императоров-язычников, как он действовал на протяжении всей истории, — укреплял Церковь, даровал силы иерархам и духовенству, и сил этих хватило, чтобы пережить самое страшное гонение в истории христианской Церкви — гонение от безбожников, взявших власть в русской православной державе.

Как раз в это время Патриарх Тихон оказался во главе Церкви, и известно, что всеми силами его пытались склонить на сторону так называемых обновленцев. То была лжецерковь, созданная государственной властью, с тем чтобы заменить Церковь, заменить каноническую иерархию, а потом обрушить руками самих же церковников. Но ни иерархия наша, ни Патриарх Тихон, хотя на него оказывалось колоссальное давление со стороны властей, не признали обновленцев, не соединились с ними — более того, не сняли с них канонические прещения. Все это, по всей вероятности, и привело к скорой кончине Патриарха Тихона. Неизвестно точно, умер ли он своей смертью, но уж больно противоречивым казалось присутствие Патриарха, не покорившегося власти, в Москве — столице государства, во главе которого оказались исполненные ненависти к Церкви безбожники.

Патриарх Тихон стал исповедником, может быть, даже мучеником, но именно потому, что он оказался до конца верен своей архиерейской присяге, верен Церкви Божией, святитель оставался нашим духовным маяком, нашим учителем — в первую очередь для епископата и духовенства нашего — на протяжении долгих десятилетий господства в нашей стране атеистической власти.

Святитель Тихон внес ни с чем не сравнимый вклад в сохранение русского Православия — в абсолютно неблагоприятных, абсолютно враждебных по отношению к Церкви условиях. Он сохранил епископат. Он не поддался на лесть обновленческого раскола. Он всеми силами сохранял единство Церкви — и ведь добился этого! Будучи практически в заключении, под домашним арестом, он оставался Предстоятелем Церкви и притягательным центром и для епископата, и для духовенства, и для всего верующего народа.

Поэтому канонизация святителя Тихона и была таким по-настоящему радостным общецерковным событием. Помню, какое огромное количество людей участвовало в этой канонизации, с какой тихой радостью вспоминалось тогда служение Святейшего Тихона и одновременно с какой скорбью люди вспоминали о страданиях, выпавших на его долю.

Имея такого великого предстателя пред Богом о Церкви нашей и о земле Русской, мы должны просить великого угодника Божиего, чтобы он не оставлял своего заступничества за Церковь Русскую, за народ наш, за страну нашу. Конечно, взирая из вечности, он видит и знает, во что превратились все потуги безбожников, взявших власть и организовавших кровавый террор против Церкви. Именно поэтому мы как Церковь не принимаем никакое восхваление тех государственных деятелей — не буду называть в этих святых стенах их имена, — которые разрушали Церковь, которые репрессировали православных людей только за то, что они были православными, которые нанесли огромный вред духовной жизни, а значит, целостности нашего народа. Бог им судья. А вот имя Патриарха Тихона, который стал жертвой политики тех самых государственных деятелей, сохраняется в доброй памяти нашего народа. И совершенно неслучайно — еще раз подчеркну — всенародным волеизъявлением Святейший Тихон причислен был к лику святых угодников земли нашей.

Его молитвами да хранит Господь землю Русскую, Отечество наше, Церковь нашу, власти нынешние православные и всех, кто с верой и молитвой обращается к его заступничеству. Молитвами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, да хранит Господь всех нас. Аминь».

Предстоятель Русской Церкви вручил церковные награды:

  • во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, управляющий Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского III степени;
  • во внимание к помощи Донскому ставропигиальному мужскому монастырю г. Москвы и в связи с 65-летием со дня рождения Т.Г. Нестеренко, заместитель председателя Правления банка «Открытие», удостоена ордена преподобной Ефросинии, великой княгини Московской III степени.

«Всех еще раз поздравляю с праздником! Молитвами святителя Тихона да хранит нас Господь от всякого лукавого действия, от всякого навета вражия, от всяких соблазнов мира сего и укрепляет в вере православной, в верности Церкви Православной и в любви к Отечеству!» — сказал в завершение Святейший Патриарх Кирилл.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси