Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В день памяти великомученика Георгия Победоносца Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Клавдиана (Полякова) во епископа Талдыкорганского

6 мая 2022 года, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, праздник Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы в 2012 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

За богослужением была совершена хиротония архимандрита Клавдиана (Полякова) во епископа Талдыкорганского, викария Астанайской епархии (Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан).

Его Литургией Святейшеству сослужили: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Уральский и Атырауский Антоний; епископ Каскеленский Геннадий, управляющий делами Митрополичьего округа в Республике Казахстан; епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава; епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан; епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион; епископ Петропавловский и Булаевский Владимир; епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; иерей Георгий Сидоров, руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан; клирики Митрополичьего округа в Республике Казахстан, клирики Патриарших подворий, клирики и насельники ставропигиальных монастырей и подворий, московское духовенство.

В храме присутствовали заместитель министра МЧС России А.М. Гурович, советник министра МЧС России А.В. Мерзликин, секретарь Митрополичьего округа в Республике Казахстан заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников.

Среди молившихся за богослужением также были руководитель Московского Георгиевского кадетского корпуса им. маршала Советского Союза Г.К. Жукова полковник В.Ю. Бондюков и кадеты-жуковцы. Кадетский корпус существует в Москве с 1995 года, в настоящее время кадетские классы действуют при школе № 1409.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла в сан архиепископа были возведены архиереи Митрополичьего округа в Республике Казахстан — епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, епископ Петропавловский и Булаевский Владимир. Возведение в сан архиепископа состоялось в соответствии с пунктом 2.2.1 Положения о наградах, принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2017 года. Согласно указанному пункту сан архиепископа устанавливается для епархиального архиерея города и области, не входящих в состав митрополии.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков Патриарших подворий, клириков и насельников ставропигиальных монастырей и подворий к празднику Святой Пасхи были удостоены богослужебно-иерархических наград:

права ношения второго креста с украшениями

  • архимандрит Иероним (Карпов), настоятель храма Успения Божией Матери на Городке г. Звенигорода Московской области, подворья Саввино-Сторожевского монастыря;

права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы»

  • игумен Даниил (Гридченко), насельник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря;
  • игумен Макарий (Краевский), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • игумен Владимир (Маслов), насельник Екатерининского ставропигиального мужского монастыря г. Видное Московской области;

права ношения наперсного креста с украшениями

  • иеромонах Исаак (Боянов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Мефодий (Капустин), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • игумен Иосиф (Крюков), и.о. начальника Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря;
  • иеромонах Иоанн (Ледяев), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Ефрем (Поляк), насельник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря;
  • протоиерей Владимир Постников, клирик Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря;
  • игумен Симон (Привезенцев), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • протоиерей Алексий Самойлов, клирик Успенского подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге;
  • иеромонах Лука (Худяков), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • протоиерей Алексий Шулекин, клирик Успенского подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге;

права ношения палицы

  • иеромонах Григорий (Вердян), насельник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Георгий Волков, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери, Патриаршего подворья в г. Ялте;
  • протоиерей Олег Зорин, клирик храма Казанской иконы Божией Матери Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря;
  • иерей Георгий Кириндас, клирик Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря;
  • иеромонах Анастасий (Михеев), насельник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Владислав (Русин), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • протоиерей Георгий Тютюнджи, настоятель храма Живоначальной Троицы, подворья Саввино-Сторожевского монастыря в с. Ершово Московской области;

права ношения наперсного креста золотого цвета

  • иеромонах Вадим (Басов), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иерей Валерий Былба, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы подворья Иосифо-Волоцкого монастыря;
  • иерей Геннадий Былба, клирик храма Вознесения Господня, приписного к Иосифо-Волоцкому монастырю;
  • иерей Иоанн Грицаюк, клирик храма Всех святых, Приозерского подворья Валаамского монастыря г. Приозерска Ленинградской области;
  • иеромонах Максим (Жилинский), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Афанасий (Иванов), благочинный Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Паисий (Коноваленко), насельник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Александр Мельников, клирик Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря;
  • иеромонах Панкратий (Мулюкин), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иерей Георгий Сунцов, настоятель храма святителя Николая Мирликийского, подворья Саввино-Сторожевского монастыря в с. Саввинская Слобода Московской области;
  • иеромонах Рафаил (Янкевич), насельник Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря;

права ношения камилавки

  • иерей Петр Черепанов, клирик Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни;

права ношения набедренника

  • иеромонах Трофим (Ванин), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Феофан (Демаков), насельник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Амвросий (Иванов), насельник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Марк (Трушков), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;

права ношения двойного ораря

  • иеродиакон Мисаил (Булдаков), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Бориса (Зелюченко), клирика Покровского храма Московской духовной академии, в сан пресвитера.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Березовский, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Талдыкорганского Клавдиана на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Клавдиан!

Великое и таинственное деяние совершилось днесь: по молитвам Церкви через возложение рук архиереев на тебя от источника Божественных сокровищ излилась благодать Святого Духа, от Которого премудрость, разум, страх: Тому хвала и слава, честь и держава (антифон утрени, глас 7). Изволением и милостью Владыки неба и земли ты сподобился принять сей дивный дар, был сопричтен к преемникам апостолов, получил полноту епископской власти.

Приветствую тебя словами, произносимыми во время служения Божественной литургии «Христос посреде нас», и, обращаясь с отеческим наставлением, призываю всегда иметь памятование об этих священных и самых, может быть, важных минутах твоей жизни, обо всем сказанном и услышанном ныне тобою.

Да оградит тебя Господь от самодовольного желания в какой-то момент молвить в сердце своем: «Вот, достиг я архиерейской власти и теперь могу, почивая на лаврах, принимать почести и вкушать плоды своей прежней деятельности». Архиерейское служение — это не почетный отдых, тем более не почетная пенсия, а самый активный и самый ответственный участок твоей пастырской работы. Поэтому пусть минуют тебя все эти опасные искушения, связанные с величием сана, с изменением твоего положения в обществе и Церкви, с изменением твоих отношений с собратьями. И если избежишь всех искушений, то Господь будет щедро одаривать тебя Своей благодатью в ответ на твое жертвенное служение и на твою проповедь Слова Божиего.

Тебе предстоит совершать труды в Талдыкорганском викариатстве, решением Священного Синода учрежденном на территории Астанайской и Алма-Атинской епархии, входящей в состав Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. Высок и ответственен сей жребий, нелегок, но спасителен крест архипастырского служения.

Тебе надлежит со тщанием и смиренномудрием заботиться о вверенном твоему попечению уделе. Твоя задача заключается не только и не столько в том, чтобы создать новую административную единицу Митрополичьего округа. Тебе предстоит оправдать оказанное Священноначалием высокое доверие, стать верным и надежным соработником владыки Александра, дабы ваши совместные усилия, направляемые на дальнейшее развитие церковно-приходской жизни в Казахстане, Господь увенчал успехом.

Совершая архипастырское служение, важно не только право править слово Христовой истины, священнодействовать, проповедовать, наставлять, вразумлять и увещевать пасомых, но личным примером благочестия и преданности Церкви возгревать в их сердцах огонь живой веры, приносящей добрые плоды. Всякий раз, когда ты проповедуешь, когда ты наставляешь, соотноси слова твоей проповеди со своей собственной жизнью, а потом в келье анализируй и спрашивай самого себя: а что из всего того, чему я сегодня учил народ, я в полной мере исполняю? И если почувствуешь, что не в полной мере, сделай все для того, чтобы твои слова соответствовали твоей жизни и твоим делам.

При этом следует помнить, что залогом духовной стойкости и действенности православных общин является то, что на богословском языке мы называем христоцентричностью, которая утверждается, прежде всего, вовлеченностью людей в литургическую жизнь, их участием в Таинстве Святой Евхаристии, где Господь Сам вся, во всех первенствуяй (чинопоследование Литургии свт. Василия Великого). Во всем этом обнаруживается и проявляется подлинная сущность церковной жизни. Но соотнося, как я уже сказал, свою жизнь с великим служением Святой Евхаристии, с проповедью слова Божия с архиерейской кафедры, ты всегда сможешь пред лицом Божиим и пред своей совестью определить, где остается еще тот зазор между идеалом и реальностью, который тебе надлежит восполнить.

Рассуждая о епископском служении, священномученик Игнатий Антиохийский, пострадавший за Христа в начале II века, в послании Поликарпу Смирнскому писал: «Стой твердо, как наковальня, на которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать. Особенно же для Бога мы должны всё терпеть, чтобы и Сам Он потерпел нас. Вникай в обстоятельства времени. Ожидай Того, Кто выше времени» (Послание к Поликарпу, гл. 3). Замечательные слова. Служение епископа, архиерея не может обойтись без ударов. Если никто не будет по тебе бить, помни, что ты делаешь что-то не то. А когда ты будешь по совести поступать, по совести проповедовать Слово Божие, то непременно это не понравится кому-то, кто живет не по Божиему закону, а по закону плоти, по закону темного духа. Поэтому внутренняя сила, дерзновение, смелость должны быть составной частью твоей жизни и твоего служения.

Развивая мысль святого Игнатия Антиохийского, хотел бы добавить: вникай и поступай осмотрительно, вникай и укрепляй церковной единство, вникай и созидай мир, вникай и удаляйся от производящих разделения и соблазны (Рим. 16:17), вникай и оберегай словесное стадо Христово от волков, стремящихся погубить его (Ин. 10:12), вникай и подавай пример того, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15).

Сегодня, когда богопротивными силами предпринимаются попытки вытеснить из общественной жизни нравственные идеалы и подлинные ценности, которые укоренены в Слове Божием, нам, христианам, наипаче же служителям алтаря Господня, необходимо помнить о священной обязанности неустанно возвещать весть о спасении, а это значит — свидетельствовать ближним и дальним о том, что именно во Христе Распятом и Воскресшем — жизнь, и жизнь с избытком (Ин. 10:10).

Что мы можем противопоставить лживым посулам, и мнимым ценностям современного мира? Наше сыновнее доверие Богу и Его водительству, твердое стояние в Евангельской правде, приверженность многовековым устоям и традициям Православия, укорененность в церковном Предании и святоотеческом учении. Когда я употребляю слово «Предание», это хорошо понятно всем богословам, священникам, но для современного светского человека это слово не совсем понятно. Предание есть способ передачи Божественной истины, воспринятой от Самого Господа, до сегодняшнего дня — и в письменных памятниках, и в словах, и в благочестии, и в системе ценностей. Вот что несет в себе христианское Предание, сохраняя учение Самого Господа для каждого последующего поколения. Мы должны напоминать всем о том, что только следование вечным и неизменным Божественным нравственным ценностям, данным в Откровении, способно преодолеть все трудности, испытания и нестроения как в личной, семейной, так и в общественной и даже государственной жизни. Церковь несет и до скончания века будет нести всему миру это жизнеутверждающее свидетельство.

Будучи братьями и сестрами во Христе, мы вместе с тем призваны проявлять заботу не только о духовных, но и иных потребностях наших ближних, среди которых немало нуждающихся, болящих, скорбящих, обездоленных. Утешить и поддержать в испытаниях, вселить надежду на преодоление жизненных трудностей, ободрить словом и оказать помощь — всё это важнейшие направления деятельности наших приходских общин. И снова процитирую апостола Павла: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). Не предложил, не продекларировал, а предназначил нам исполнить. Поэтому совершение добрых дел есть наше жизненное предназначение. Этот призыв апостола Павла актуален не только для его современников, но и для всех нас, живущих в нашем непростом, тревожном, смятенном, лукавом XXI веке.

Сегодня утром ты вошел в сей храм архимандритом, а выйдешь из него облеченным силою свыше (Лк. 24:49) епископом, дабы направиться к месту твоего служения. И да будет шествие твое непреткновенно, а служение — богоугодно, душеспасительно и плодотворно. «Благодать Святого Духа да будет с тобой, просвещающая, укрепляющая и вразумляющая тя во вся дни жизни твоя» (чинопоследование архиерейской хиротонии), как было сказано сегодня, когда ты рукополагался в сан архиерея.

Теперь же прими этот жезл — символ архипастырской власти и отеческого попечения о пасомых — и преподай первое благословение окрест стоящим людям, вместе с нами молитвенно участвовавшим в твоей архиерейской хиротонии. Аминь».

По традиции новорукоположенный архиерей преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил славление великомученику Георгию Победоносцу, после чего обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня память великомученика Георгия Победоносца, символа победы. Воина, который победил самую страшную силу — диавола. Всегда, когда зло торжествует, присутствует эта темная онтологическая сила, но Георгий Победоносец ее одолел. Конечно, не только человеческой силой, потому что ту силу победить силой человеческой было невозможно. Но Господу было угодно так облагодатствовать святого Георгия силой Божественной, что он сумел победить силу диавольскую. Именно поэтому Георгий Победоносец всегда был символом подлинной победы — победы правды над злом, победы жизни над смертью. И неслучайно именно в Российской империи, православной стране, которой пришлось силой завоевывать право на жизнь не по чужим лекалам, не по чужим законам, а по собственной правде, идущей от самых источников нашей веры, орден Георгия Победоносца стал высшей военной наградой. Причем этой награды удостаивались не только и даже не столько военачальники, сколько герои любого звания. Поэтому этот орден особым образом почитался в Российской империи, и слава Богу, что и в нынешней России Георгий Победоносец также почитается и как святой, и как символ воинской победы, воинской доблести.

Когда завершалась Великая Отечественная война, праздновался день святого Георгия Победоносца. Не так уж важно, в какой час мы стали праздновать Победу. Самое важное — в том, что эта Победа действительно прямо связана со святым Георгием Победоносцем, и разве это не является свидетельством того, Кто был вместе с нами в этой самой страшной схватке с фашизмом? Конечно, Господь помогал. Много согрешили мы в предшествовавшие годы — и революция, и гражданская война, и раскулачивание, и уничтожение целых групп людей — чего только не было! Огромная несправедливость творилась под лозунгами строительства справедливого — самого справедливого — в мире общества. И народ наш понес великие жертвы, но вышел из этой войны совершенно другим. И то, что в год Победы память святого великомученика Георгия Победоносца пришлась на день Светлого Христова Воскресения, было воспринято как особый знак и свидетельство о том, что Победа, на алтарь которой были принесены огромные жертвы, была достигнута героизмом народа нашего по Божиему промыслу и по Божиему благословению. Так и воспринимался День Победы большинством нашего народа в тот 1945-й год. И удивительно, что и маршал победы Георгий Жуков тоже носил имя в честь святого великомученика Георгия. Как-то все сошлось в одной точке. Кто-то сумел в этом увидеть несомненное явление Божиего промысла, кто-то ни о чем не думал, но для нас, призванных понимать знаки истории и знаки времени, всё то, что произошло в 1945-м году, было несомненным свидетельством милости Божией к нашему народу.

Мы победили в той самой страшной войне, и думали, как и многие другие, что на этом все и закончится и не будет больше никаких войн. Сколько же можно убивать друг друга, сколько же можно страдать, сколько можно разрушать? Такой была надежда всего рода человеческого, и была создана Организация Объединенных Наций, для того чтобы предотвратить возможные войны, — а ничего не получилось в конечном итоге. Слава Богу, что глобальной войны до сих пор не было, и будем молиться, чтобы ее не было впредь, но сколько же людей погибло в локальных конфликтах! Поэтому сегодня, осознавая, какая непростая складывается обстановка в Европе, насколько непросто складывается обстановка вокруг нашей страны, мы должны усилить молитву ко Господу, Его Пречистой Матери, Покровительнице земли Русской, и к великомученику Георгию — святому, так тесно, глубоко, онтологически связанному с нашей Великой Победой в Великой Отечественной войне. Мы должны просить, чтобы Господь милость Свою явил над страной нашей, оградил ее от врагов внешних и, добавлю, внутренних. Сегодня время особой консолидации всего нашего народа. Мы должны быть все вместе, мы должны сознавать, что проходим через тяжелый, опасный и в каком-то смысле судьбоносный период нашей истории. И будем обращать молитву к святому Георгию Победоносцу, ко всем святым, в земле Русской просиявшим, чтобы сохранилась наша страна свободной, независимой в полном смысле этого слова от всяких мировых центров власти, потому что только так и может существовать великая православная страна, с большим количеством также благочестивого исламского населения, доказавшего жизнью своей и жертвами своими верность России. Это удивительное сочетание подвига, мужества, веры нашего народа дает и сегодня надежду на нашу победу, на избавление от любых врагов, которые захотят посягнуть на нашу страну, на землю нашу. Будем молиться святому Георгию, в день памяти которого наш народ одержал Победу в самой страшной войне за всю человеческую историю, чтобы он, несомненно сопровождавший нас в той отчаянной и страшной борьбе за выживание и спасение народа и страны, и сегодня был вместе с нами, с народом нашим, с воинством нашим, с властями нашими. Но, в первую очередь, чтобы святой Георгий пред престолом Божиим молился за землю Русскую.

Всех вас, мои дорогие владыки, отцы и братья, сердечно поздравляю с этим замечательным праздником. Еще и еще раз хотел бы сказать, что не только силой оружия, но более всего силой духа и силой нашей веры обеспечивается на протяжении веков свободное и независимое существование нашего Отечества. И покуда будем верой пламенеть, пока будем соединять нашу горячую молитву с нашими жертвенными трудами, каждый на своем месте, до тех пор и пребудет над нами божественный небесный щит, который держит в руках Георгий Победоносец, ограждая Отечество наше от всякого врага и супостата.

Всех вас поздравляю с праздником, с памятью великого угодника Божия чудотворца Георгия! Храни вас всех Господь! Аминь».

Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 80-летием со дня рождения архиепископ Уральский и Атырауский Антоний был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени.

Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 60-летием со дня рождения архиепископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского III степени.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси