13 марта 2017 года в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре прошел первый семинар из цикла «История чинов монашеского пострига в Восточной традиции». Семинары проводит священник Михаил Желтов — литургист, кандидат богословия, доцент кафедры Церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, заведующий кафедрой Церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, член Синодальной богослужебной комиссии.
Данные занятия организованы как часть научного проекта «Монашество в истории», призванного расширить рамки курсов дополнительного образования для насельниц женских обителей, — курсы уже пятый год успешно работают в монастыре. За это время монастырь успел приобрести репутацию своеобразного научного центра, объединяющего лучшие силы специалистов в области истории Церкви и христианского аскетизма, готовых делиться своими знаниями с современным иночеством.
Темой первого семинара стали обычаи принятия монашества в доиконоборческую эпоху. В ранний период речь могла идти именно об обычаях, так как, собственно, чины пострига на тот момент еще не были сформированы. Отец Михаил убедительно раскрыл отличие монашества в момент его зарождения от аскетических общин, существовавших в то же время на христианском Востоке, а также от известного института дев: первоначально монах намеренно нарушал христианский принцип общинности, покидая городские сообщества христиан, имевшие внутреннюю организацию, возглавляемые епископом и содержавшие на свои средства клир. Монашество начиналось с индивидуальной аскезы и лишь позднее пришло к новым формам общежития.
При этом ключевая идея принятия монашества в классическом его понимании — идея посвящения — также еще не выкристаллизовалась. Даже в общежительных монастырях прп. Пахомия Великого монах считался таковым, если соблюдал правила, устав. Нарушителю же возвращали его мирскую одежду — прежний облик, — и он просто покидал монастырь (в связи с чем лектор напомнил, что понятие «просхима» в IV-VI вв. означало не что иное, как просто «внешний вид», «облик», и не имело отношения к некоему подготовительному чину вступления в монашество).
Следующий важный этап — кодификации монашеских правил — начался с IV Вселенского Собора (451 г.). Собор «легализовал» монашество как достойный чести образ жизни, но одновременно ввел его в зависимость от местных архиереев, закрепил за конкретными монастырями и т.п., то есть, по сути, отождествил монахов с клириками.
Вслед за этим новый статус монашества был утвержден на государственном уровне в законодательстве Юстиниана (VI в.). Жизнь монашествующих была еще более регламентирована. В частности, впервые устанавливается трехлетний срок испытания перед принятием монашеского образа. В новеллах Юстиниана регламентируются имущественный вопрос, закрепление за одной обителью, назначение игумена, оставление монастыря и проч.
В следующем разделе семинара были раскрыты ранние этапы формирования чинопоследования пострига. Первоначально оно было гораздо ближе к чинам поставления в младшие клирики — хиротесии. Мистическое наполнение появляется только к середине V столетия и связано с Corpus Areopagiticum. В это время целый ряд чинов приобретает в Церкви особое торжественное оформление (великое освящение воды, освящение храма). Монашеский постриг начинает осмысляться в символических образах нового Крещения, сакрализуется.
Следующий семинар должен состояться 27 марта, его темой станет формирование чина великой схимы. Желающим поучаствовать в этом заседании предложено заранее ознакомиться с текстом данного чинопоследования по Большому Требнику и по возможности иметь его с собой на семинаре.