26 апреля 2017 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Монументальная живопись Древней Руси. Копии художников ΧΧ века».
В экспозиции — копии древнерусских стенописей из храмов конца ΧΙ — начала ΧVΙ вв. Эти работы были выполнены в течение XX века разными художниками. Среди них такие известные мастера как Мария Ломакина, Наталья Толмачевская, Сергей Чураков, Мария Соколова (монахиня Иулиания), Александр Греков, Николай Гусев, Адольф Овчинников.
Посетители выставки могут ознакомиться как с образами отдельных святых, так с целыми композициями из храмовых росписей.
На выставке представлены копии памяток Софийского собора в Киеве (1040-е), собора киевского Михайловского Златоверхого монастыря (1108-1113), Дмитриевского собора во Владимире (сер. 1190-х), Софийского собора в Новгороде (1109), Георгиевской церкви в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.), новгородских церквей Спаса Преображения на Нередице (1199), Спаса Преображения на Ковалеве (1380), Рождества Христова на Красном поле (1390-е), Успенского собора во Владимире (прп. Андрей Рублев и Даниил, 1408), Рождественского собора Ферапонтова монастыря (Дионисий с сыновьями, 1502).
Копирование икон и фресок в XIX-XX веках
Копирование древнерусской живописи началось с конца 1820-х годов как естественное развитие общественного интереса к отечественной истории и ее памятникам.
Цель научного копирования — тщательное повторение оригинала. Для этого необходимо исследование творческого метода древнего мастера: его техники, последовательности и манеры работы. Размеры оригинала и контуры рисунка с точностью воспроизводят при помощи кальки, которую накладывают непосредственно на стену, а затем переносят подготовительный рисунок на новую основу. Для этого чаще всего используется грунтованная бумага.
Копиист приступает к живописи, предварительно освоив особенности авторской манеры владения кистью. Работа проходит перед подлинником, что позволяет постоянно сверять копию с оригиналом. По окончании наносят видимые утраты живописи: разломы и выбоины штукатурки, выпадении краски, сколы и механические повреждения. Это делается с помощью прорисовки тонкой кистью или даже механическим путем.
Художник-копиист, создающий копию иконы, в своей работе решает ряд важных и сложных задач — от передачи собственного впечатления от образа, созданного древним автором, до научного копирования росписей с учетом рельефа стены и утрат подлинной живописи. Это определяет и выбор художниками разнообразных техник и масштабов изображения.
Так, копии, выполненные Сергеем Чураковым, создавались с целью быстрой фиксации, изучения композиции и цветовых сочетаний подлинника. Выполненные выборочно и в значительно уменьшенном масштабе, они демонстрируют начальный этап осмысления художественного языка автора. Монахиня Иулиания (Мария Соколова) стремилась передать в своих копиях духовно-символическое содержание древних образов. Копии Николая Гусева и Адольфа Овчинникова не только максимально полно передают подлинность древней живописи, но и дают возможность зрителю ощутить величие образов, созданных древнерусскими мастерами.
Выставка продлится до 14 июня 2017 года.
Телефон и адрес музея: (495) 678-14-89; Андроньевская площадь, д. 10.