6 октября 2019 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, день прославления святителя Иннокентия, митрополита Московского (1977), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, за которой была совершена хиротония архимандрита Амвросия (Шевцова) во епископа Светлогорского, викария Гомельской епархии (Белорусский экзархат).
За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Липецкий и Задонский Арсений; архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр; архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин; епископ Воскресенский Дионисий, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Георгий Алампиев, секретарь Гомельского епархиального управления, клирик Петропавловского кафедрального собора г. Гомеля; протоиерей Владимир Семенов, настоятель Петропавловского храма г. Светлогорска Гомельской епархии; протоиерей Александр Кисель, благочинный Светлогорского округа Гомельской епархии, настоятель Преображенского прихода в Светлогорске; духовенство Гомельской епархии Белорусского экзархата и города Москвы.
На богослужении присутствовали: председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов; научный руководитель Института всеобщей истории РАН, президент Государственного академического университета гуманитарных наук А.О. Чубарьян.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).
На телеканале «Союз» велась прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Кирилл Шевцов, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москвы, второй секретарь Епархиального совета г. Москвы.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Светлогорского Амвросия на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Амвросий!
Сегодня особое торжество для Церкви Христовой, ибо милостью Божией приобрела она нового делателя, которому предстоит заботиться о наследии Божием, продолжая труды самовидцев и служителей Слова (Лк. 1:2). По молитвам верных на главу твою снизошла ныне благодать Духа Святаго. И дар сей, преподанный через наше рукоположение, призываю тебя возгревать непрестанно (2 Тим. 1:6), ибо как огонь угасает от беспечности и лености его хранителя, так и этот дар, если не будешь доставлять ему бóльшей силы усердным и внимательным исполнением вверенного тебе служения, не принесет должной пользы ни тебе, ни пасомым.
В чем же состоит поручаемое тебе архипастырское делание? Епископ — это не просто высшая ступень иерархического служения. Епископ — хранитель единства Церкви, защитник веры, блюститель душ человеческих. Ты сподобился принять сегодня благословение от Господа нашего пасти Церковь Его, Которую Он приобрел Кровию Своею (Деян. 20:28), дабы призванные к вечному наследию получили обетованное (Евр. 9:15). Эти ответственные труды требуют полной самоотдачи и самоотречения. Более того, скажу, что для того, чтобы достойно выполнять столь высокое служение, тебе предстоит научиться жить без свободного времени, ибо отныне вся твоя жизнь без остатка принадлежит Церкви.
Священнослужителя, а наипаче архипастыря, нередко называют живой иконой Христа. И это не фигура речи и не красивый оборот — так действительно должно быть. Но что такое икона прежде своего надписания и освящения? Разве не доски и краски? Так и тебе, чтобы уподобиться Истинному Пастырю и Блюстителю душ человеческих (1 Пет. 2:25), сначала надлежит освятиться Духом, во всем являя образец для верных: в слове, житии, любви, вере и чистоте (1 Тим. 4:12), чтобы на доске воссиял благочестивый образ. Показывая пример жизни по евангельским заповедям, соделаешься вместительным сосудом благодати Божией, которая даже каплей своей, по выражению святителя Иоанна Златоуста, способна наполнить ведением всю вселенную (Беседа на псалом 44).
По долгу архипастырского служения ты будешь общаться с самыми разными людьми, в том числе с государственными и политическими деятелями, с предпринимателями, представителями иных религиозных традиций. Держа в уме завет первоверховного апостола Павла для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:22), не забывай и о том, что ты не чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу (1 Кор. 9:21). Внимательно наблюдай за собой, чтобы на всяком месте и во всякое время оставаться в первую очередь настоящим учеником Спасителя, человеком, внутренне цельным и всегда ходящим пред лицем Господа (Пс. 114:9).
Преподобный Максим Исповедник называет епископом того, «кто делает ум совершенным, помазывая его священным миром ведения Святой Троицы» (Главы о любви. Вторая сотница, 21). Что означают эти необычные слова? Что есть совершенный ум? Это ум, который действует с рассуждением, мудростью и смотрит на все глазами Божественной любви. Но преподобный Максим, очевидно, говорит здесь не только о величайшей ступени личного духовного совершенства, которой ты призван достичь, возрастая в евангельских добродетелях. Продолжая мысль святого отца, можно сказать, что человек, просвещенный и преображенный благодатью Духа Утешителя, помазанный священным миром ведения Святой Троицы, стремится и все творение привлечь к познанию Бога.
Высокое предназначение епископа заключается в дерзновенном свидетельстве ближним и дальним о Воскресшем Христе, о Его спасительной Крестной Жертве, о безграничной любви Создателя к людям. Но не менее ревностно архипастырю надлежит трудиться над тем, чтобы сохранилась евангельская закваска (Лк. 13:21) в тех, кто уже сподобился принять святое крещение, чтобы соль не потеряла свою силу (Мф. 5:13), чтобы общины верных возрастали в благодати и познании Господа (2 Пет. 3:18), были мужественны и тверды (1 Кор. 16:13) в своем исповедании, являя истинные плоды духа: любовь, радость, мир и долготерпение (Гал. 5:22).
Мы — Христово благоухание Богу, Который благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте (2 Кор. 2:14-15), свидетельствует апостол. Но, к сожалению, поверхностная и нередко только формальная связь с тáинственной жизнью Церкви, недостаточная погруженность в православную духовную традицию подчас делает современных христиан теплохладными, инертными и оттого уязвимыми для критики со стороны внешнего по отношению к Церкви общества. Напоминай пасомым о том, что принадлежность к Церкви не сводится лишь к посещению храма, что и среди повседневных забот и житейских попечений важно сохранять верность Господу.
Большое значение в связи с этим имеет развитие социального служения, привлечение людей — особенно молодежи — к участию в делах милосердия и помощи ближним, ибо только вера, действующая любовью (Гал. 5:6), способна менять человека внутренне, вводить его в великую тайну освящения мира, к которому призван каждый христианин. Преображая мир добром и любовью, приобщая его к святости, мы свидетельствуем, что являемся истинными учениками Спасителя.
Достойно совершить архипастырское служение, как я уже сказал ранее, невозможно без личного духовного подвига, ибо тот, «кто хочет лишь словом разъяснить чувство и действие Божьего света людям, не видевшим его, подобен человеку, который захотел бы словами передать сладость меда тем, кто его никогда не вкушал» (свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. Часть 3-я триады I).
Промыслом Вседержителя тебе определено быть викарным епископом, но из этого вовсе не следует, что ответственность твоя будет меньше, чем у Преосвященного архиепископа Стефана, помогать которому тебе предстоит. В Церкви не бывает послушаний малых и незначительных. Каждый человек, совершающий труды с усердием и во славу Божию, приносит жертву приятную и угодную Господу и вносит свой вклад в общее дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4:12).
Молю Спасителя, дабы, вняв моему отеческому наставлению, ты прошел этот путь мужественно и со страхом Божиим, «течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7). Теперь же прими в руки жезл — зримый символ твоего апостольского преемства и власти духовной. Укрепляясь Господом и могуществом силы Его (Еф. 6:10), с молитвой на устах и любовью в сердце гряди на новое служение Церкви Христовой и благослови народ, во множестве собравшийся в сем святом храме и возносивший прошения Владыке Святому и Истинному (Откр. 6:10) о еже показати архиерейство твое непорочным. Аминь».
По традиции новорукоположенный владыка преподал верующим первое архипастырское благословение.
Затем Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее евангельское чтение повествует о чудесной ловле рыбы на Геннисаретском озере, совершившейся по воле Господа и Спасителя. Снизойдя к немощи рыбарей, всю ночь трудившихся, чтобы иметь некий улов, себя напитать и обеспечить некими материальными благами, но так ничего и не поймавших, Господь совершает чудо, и во мрежах появляется огромное количество рыбы.
Повествование о самых простых человеческих потребностях, на которые Господь откликается чудом, несет в себе очень глубокий смысл. А смысл заключается в том, что для Бога нет больших и малых человеческих потребностей. Для Бога существует человек в совокупности его потребностей, с его радостями и скорбями, с его надеждами и разочарованиями, со всем тем, через что каждый из нас проходит в своей жизни. Все, что нас касается, даже самое незначительное, имеет отношение к Богу, нашему Творцу и Промыслителю. На все — не только великое, но и незначительное — Он откликается Своей любовью и Своей милостью, но при условии, что существует связь, которая соединяет нас с Господом. А этой связью является наша вера и наша молитва.
Есть мнение, что Бога не следует просить об обыденных вещах, о проблемах, с которыми мы сталкиваемся, — мол, к Господу нужно обращать только прошения о прощении грехов и о вечном спасении. Однако сегодняшнее евангельское чтение повествует о великой любви, которую Христос имеет ко всем нам, которую Бог через Сына Своего изливает на нас. Даже самые обыденные наши человеческие прошения, обращенные к Нему с глубокой верой и надеждой, возвращаются к нам Его благодатными дарами и Его помощью.
Действительно, у Господа нет великих и незначительных людей. У Бога нет гениальных и бездарных — у Него есть только праведники и грешники. О праведниках Господь печется, чтобы праведность их сохранялась, а к грешникам простирает Свою любовь и готовность простить их грехи. И это самая важное, что мы должны знать об отношении Бога ко всем нам, и большим, и малым, и святым, и грешным — к тем, кто с надеждой обращает к Спасителю свою молитву.
Сегодняшнее повествование о чудном улове рыбы помогает нам понять, как в Божественном промышлении великое соединяется с обыденным, как обыденное превращается в великое, когда обыденное соответствует Божиему замыслу о всех нас, той любви, которую Бог обращает к человеку. Пусть евангельское чтение этого дня поможет всем нам осознать несоизмеримость человеческих возможностей и Божественной любви, неизреченной радости Спасителя о каждой нашей радости, о каждой нашей духовной победе, о каждом добром деле, которое мы совершаем. И да поможет Господь, милостивый и любящий нас, избегать на жизненном пути тех грехов и ошибок, которые отдаляют нас от Его любви. Пусть сегодняшнее евангельское чтение вразумит и укрепит на пути подлинного общения с Господом тех, кто недостаточно осознает безмерное божественное великодушие и любовь. Аминь».
Святейший Патриарх Кирилл, в частности, приветствовал митрополита Липецкого и Задонского Арсения, отмечающего 30-летие архипастырского служения. «Хотел бы сердечно поздравить владыку митрополита Арсения, который в течение долгих лет был викарием, затем первым викарием Патриархов Московских и всея Руси», — сказал Предстоятель Русской Церкви, вручив главе Липецкой митрополии в благодарность за выполнение ответственных послушаний и понесенные труды и в благословение на дальнейшее служение старинный образ святителя и чудотворца Николая.
Также Святейший Владыка вручил протоиерею Михаилу Рязанцеву юбилейный крест, изготовленный к 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года и интронизации Его Святейшества. «Сегодня исполняется 25 лет со дня, когда отец Михаил Рязанцев вступил в должность ключаря сего святого храма — Храма Христа Спасителя в городе Москве. Благодарю Вас, отец Михаил, за Ваши труды, за Ваш стиль руководства братией, за Ваше пастырское отношение к людям», — добавил Святейший Патриарх Кирилл.
По завершении богослужения состоялись встречи Его Святейшества с первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию и культуре Г.Б. Карасиным и президентом Государственного академического университета гуманитарных наук А.О. Чубарьяном.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси